УДК 373.2
Шереметьева М.В.
студентка 1 курса 2 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Салтыкова – Волкович М. В., доцент кафедры педагогики и психологии детства УО ГрГУ им. Янки Купалы,
кандидат педагогических наук, доцент)
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Аннотация. В статье представлен анализ взглядов и исследований по проблеме формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Обозначена сущность, содержание и условия формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций.
На данном этапе современной системы образования особую актуальность приобретает проблема развития культуры речи дошкольников. Достаточный уровень культуры речи является основным условием успешной адаптации личности в любой среде. В процессе развития связной речи дошкольников реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, открывая облегченный путь к освоению культуры речи ребенка. Одним из видов игр, которые служат хорошим средством для интенсивного развития и обогащения словаря дошкольников являются игры-драматизации.
В последнее время у педагогов дошкольного образования отмечается повышение интереса к детской игре. Это означает, что взрослые обращают внимание на потребности ребенка и дают игре возможность играть ведущую роль в жизнедеятельности дошкольника. Если внимательно присмотреться к ребенку, когда он сосредоточенно играет, можно увидеть, как гармонично вплетаются в сюжет игры знания, которые ребенок приобретает в процессе общения со взрослым. Все знания о функциональных сторонах предметного мира ребенок получает от взрослого, но усваивает их во время игровой деятельности через освоение разных социальных ролей.
Становится очевидным то, что для ребенка игра совсем не забава, он живет в игре, удовлетворяет свою потребность быть похожим на взрослого. Игра не имеет понятия времени, пространства, ее нельзя измерить, потому что она разворачивается по своим законам и всегда начинается с желания ребенка играть. В процессе игровой деятельности ребенок осваивает игровые навыки, направленные на достижение результата – получение эмоциональных, познавательных и других достижений; его интересует не так результат, как сам процесс игры и общение со сверстниками. В процессе игры дети постепенно усваивают правила партнерского взаимодействия, приобретают социальный опыт и морально-этические нормы поведения, у них формируется культура речи.
Современные исследования игры дошкольников проводятся такими учеными, как: Е.В. Трифонова, И.Л. Кириллов, Н.А. Короткова, Т.А. Пироженко, К.В. Карасева. В свою очередь, А.М. Богуш, Н.В. Гавриш, Н.И. Луцан изучают особенности развития речи дошкольников в игровой деятельности.
Из практики психолого-педагогических исследований А.М. Богуш, Н.В. Гавриш и Т.А. Пироженко известно, что игра дает большие возможности для внедрения основных принципов личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании. В процессе самостоятельного создания игр дети включаются в систему активного взаимодействия с природным и социальным окружением путем усвоения игрового поведения. Так, «постепенно, ребенок овладевает структурой деятельности – от способности самостоятельно ставить цель, определять замысел игры, разворачивать сюжет, выполнять игровые правила в умение самостоятельно планировать, организовывать, согласовывать игровое взаимодействие со сверстниками. В играх не только проявляются и развиваются новообразования дошкольного детства, но и происходит усвоение норм общения и правил поведения со сверстниками. Процесс освоения навыков общения с другими детьми или помогает дошкольникам усвоить структуру творческой игровой деятельности, или тормозит развитие самодеятельной игры [1, с. 222].
Игра сохраняет свою динамику – это создает дополнительную возможность изменения роли и выполнение в рамках одного сюжета нескольких ролей. Ребенок осваивает процесс внутренней речи, что является признаком развития словесно-логического мышления. Но взрослым при этом нужно контролировать сохранение связей между ролями [2, с. 13].
Одним из популярных и увлекательных видов игр для детей старшего дошкольного возраста являются театрализованные игры. Н.В. Гавриш отмечает, что театрализованные игры — это воспроизведение ролей героев с соответствующим сюжетом с помощью языковых и неязыковых средств коммуникации (интонации, мимики, жестов, позы, походки) [3, с. 17].
К театрализованным играм относятся игры-драматизации и игры по темам литературных произведений. Игра-драматизация – разыгрывание ролей героев с соответствующим сюжетом литературного произведения с сохранением последовательности эпизодов. Сюжет игры, последовательность событий, роли, поступки, речь героев определяются текстом литературного произведения.
Игры-драматизации дают широкий простор для речевого развития, творческих способностей, развития таких личностных качеств дошкольников, как самостоятельность и инициатива, а также воспитания культуры речи. Драматизируя, дети осваивают коммуникативные навыки: рассказывают, декламируют, задают вопросы, отвечают.
Роль игры-драматизации в воспитании культуры речи детей дошкольного возраста исследовала в XX веке Н.С. Карпинская. Результаты ее исследования показали, что «игра-драматизация – деятельность, требующая от ее участников коммуникативно-речевых способностей, умений и навыков, ведь в тексте художественного произведения, который драматизируют дети, нет указаний относительно исполнения ролей, игровых действий». Эти действия детям нужно придумать, творчески воплотить в жизнь с помощью мимики, жестов, интонации, высоты и тембра голоса, движений. Эти навыки также являются необходимыми для воспитания культуры речи дошкольников [4, с. 108]
Игры-драматизации не возникают спонтанно, они сначала предлагаются воспитателем. Драматизируя художественное произведение, дети должны сопоставлять свое поведение с поведением других участников игры, в ходе действий использовать все возможные средства передачи характера своего персонажа (мимику, движения, интонацию). Поэтому ребёнку необходимо глубоко осмыслить и знать художественное произведение. Игра-драматизация является завершением процесса восприятия литературного произведения.
С целью развития культуры речи в играх-драматизациях, Н.С. Луцан предлагает обучать детей умениям: отчетливо, правильно и четко разговаривать в игре; изменять темп речи, силу голоса; придерживаться определенной интонации, движений согласно взятой на себя роли; согласовывать речь, движения и мимику; не отвлекаться от игры; взаимодействовать в коллективе. Все эти навыки дети приобретают во время организованного обучения и в повседневной жизни. Значительную роль в этом играют занятия по выразительному чтению детьми стихов, рассказывание сказок, рассказов, а также рассмотрение иллюстраций в уголке книги под руководством воспитателя, который обращает внимание детей на особенности поведения определенных героев художественного произведения, изображенных на рисунке, их позу, движения, мимику. Чтобы донести до детей особенности речи определенного персонажа, нужно организовывать просмотр диафильмов, кино- и видеофильмов, телепередач, слушание записей в исполнении артистов художественного слова [5, с. 117].
В дошкольном учреждении проводят игры-драматизации по содержанию сказок, рассказов и сюжетных стихотворений, их проводят в разных возрастных группах. В старшей группе игры-драматизации более сложные по содержанию, проводят как на специально-организованных занятиях, так и вовремя нерегламентируемой деятельности. Дети старшей группы могут драматизировать сказки для малышей. В литературном произведении должны иметь место короткие монологи и диалоги действующих лиц. Художественное литературное произведение, выбранное для драматизации, должно быть доступным для понимания детей.
Старшие дошкольники вместе с воспитателем изготавливают костюмы, атрибуты, обсуждают, кому и какая роль подходит, коллективно их распределяют. Воспитатель, руководя игрой, напоминает и уточняет текст художественного произведения, следит, чтобы дети использовали точные выражения, кое-где может взять на себя некую роль. Старшие дети охотно участвуют в игре-драматизации и выступают инициаторами игры. Драматизируя сказки, стихи, рассказы, дети пользуются языком художественного произведения, будто собственным, и тем самым усваивают богатство и образность родного языка.
Таким образом, возможности использования игр-драматизаций для развития речевой культуры дошкольников разнообразны. Их связь с литературными произведениями дает детям «лучшие образцы» родной речи, а упражнения, предполагающие свободные импровизированные диалоги приближают их к реальному общению. Основная цель педагогического руководства играми-драматизациями – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей, а также развитие культуры речи дошкольников.
Список литературы
- Богуш, А.М. Методика организации художественно-речевой деятельности дошкольников / А.М. Бугуш.- Киев: Слово, — 2016. — 302 с.
- Карасева, К.В. Игровая деятельность дошкольника. Инновации дошкольного образования / К.В. Карасева. — Киев: Генеза, — 2014. — 95 с.
- Гавриш, Н.В. Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал / Н.В. Гавриш — №3, — 2015. — С.17- 21.
- Карпинская, Н.С. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
- Луцан, Н.И. Речевая деятельность дошкольника. Речевые игры, ситуации, упражнения / Н.И. Луцан. – Киев: Слово, — 2012. – 304 с.