УДК 159.9
Сидарович В.И.
студентка 2 курса 2 ступени образования факультета психологии
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Комарова Т.К., доцент кафедры общей и социальной психологии УО ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат психологических наук, доцент)
СВЯЗЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ПООЩРЕНИЮ И НАКАЗАНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования связи чувствительности к поощрению и наказанию и представлений подростков о стиле семейного воспитания в группах подростков, дифференцированных по фактору пола.
Проблема воспитания в семье играет очень важную роль в современном обществе. Как воспитывать детей, чтобы это способствовало гармоничному развитию личности ребенка, какие личностные и возрастные особенности детей необходимо учитывать при выборе методов воспитательного воздействия — это лишь некоторые вопросы, ответы на которые пытаются найти педагоги и психологи.
Растущий ребенок постоянно меняется и ставит перед родителями все новые и новые задачи, которые далеко не все родители способны решить. При благоприятном стечении обстоятельств, когда родители осознают свою роль воспитателя, они методом проб и ошибок создают собственную модель воспитательных воздействий, основанную на их взглядах на процесс воспитания ребенка. В этом варианте воспитательная функция может быть усвоена родителями и стать плодотворной. В другом варианте воспитательная функция родителями реализуется, однако, ее результаты проявляются очень слабо.
Именно это обуславливает такую большую роль проблемы эффективности воспитательных воздействий родителей в контексте их непрофессиональной педагогической деятельности. Со стороны ребенка такая эффективность связана с таким его проявлением как воспитуемость. Эта характеристика выражает способность ребенка быстро включаться в воспитательные отношения, активно реагировать на воспитательные воздействия, а также инициативно влиять на их совершенствование и углубление[1].
Исследователи выделяют два основных компонента воспитуемости. Первый – это способность к самовоспитанию, к развитию ребенком своей самостоятельности. Именно этот компонент воспитуемости многие исследователи рассматривают как наиболее важный, т.к. именно он выражает продуктивность процесса воспитания, его результативность. Второй, но не менее важный компонент — восприимчивость к воспитательным воздействиям [3].
Этот компонент воспитуемости тесно связан с таким понятием как чувствительность к поощрению и наказанию. В контексте детско-родительских отношений данный вид чувствительности понимается как характерологическая особенность ребенка, проявляющаяся в его способности реагировать на положительное (поощрение) и отрицательное (наказание) стимулирование. Чувствительность ребенка к воспитательным воздействиям – это фактор, который, безусловно, необходимо учитывать при построении стратегии воспитательного процесса, выборе методов и средств воспитания [2].
Особую роль в процессе воспитания играет и такой феномен как представления подростков о стиле семейного воспитания. При этом представления подростка о стиле семейного воспитания понимаются в контексте проводимого исследования как форма социального представления как результат интерпретации и осмысления подростком системы разнообразных родительских чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых родителями в общении с ним, а также особенностей понимания родителями личности подростка и его поступков.
Изучение связи двух вышеназванных аспектов и определило актуальность предпринятого исследования.
В связи с вышесказанным, было предпринято исследование, цель которого заключается в анализе связи чувствительности к поощрению и наказанию и представлений подростков о стиле семейного воспитания.
В соответствии с целью исследования была выдвинута следующая гипотеза:
– Существует связь между представлениями подростков о стиле семейного воспитания и чувствительностью подростков к наказанию.
В исследовании приняли участие 153 подростка в возрасте 14-16 лет из них 73 мальчика и 80 девочек. Уровень сензитивности к поощрению и наказанию исследовался при помощи методики «Опросник чувствительности к поощрению и наказанию» В.Б. Кузнецовой, Е.Р. Слободской, Т.О. Риппинена. Для диагностики представлений подростков о стиле семейного воспитания использовался опросник «Родителей оценивают дети» А.А. Аладьина, И.А. Фурманова. Обработка полученных данных проводилась при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.
Для подтверждения гипотезы был проведен корреляционный анализ связи чувствительности к поощрению и наказанию и представлений тревожных подростков о стиле семейного воспитания в группах подростков, дифференцированных по фактору пола.
Таблица 1 – Результаты анализа связи чувствительности к поощрению и наказанию и представлений тревожных подростков об отношении к ним родителей (с учетом фактора пола) на уровне значимости p=0,05
Переменная | Чувствите-льность к наказанию
Женский пол |
Чувствите-льность к наказанию
Мужской пол |
Чувствите-льность к поощрению
Женский пол |
Чувствите-льность к поощрению
Мужской пол |
Гиперпротекция | 0,27 | 0,61 | 0,31 | -0,31 |
Гипопротекция | 0,07 | 0,18 | -0,20 | -0,07 |
Потворствование | 0,25 | 0,34 | 0,0003 | -0,28 |
Игнорирование потребностей ребенка | 0,03 | 0,19 | -0,002 | -0,23 |
Чрезмерность требований-обязанностей | 0,58 | 0,74 | 0,005 | -0,48 |
Недостаточность требований-обязанностей | -0,60 | -0,43 | 0,47 | 0,51 |
Чрезмерность требований-запретов | -0,04 | 0,19 | 0,05 | -0,23 |
Недостаточность требований-запретов | -0,49 | -0,55 | 0,70 | 0,72 |
Чрезмерность санкций | 0,62 | 0,64 | -0,38 | -0,45 |
Минимальность санкций | 0,01 | 0,02 | 0,005 | 0,06 |
Неустойчивость стиля воспитания | 0,51 | 0,36 | -0,004 | -0,18 |
Данные корреляционного анализа (таблица 1) свидетельствуют о том, что тревожные девочки тем более чувствительны к наказанию, чем более подвержены гиперопеке и потворствованию их желаниям со стороны родителей (r=0,27; r=0,25), а также чем большему числу требований, предъявляемых родителями в отношении исполнения девочками своих обязанностей, они должны соответствовать(r=0,58). Очевидна также сензитивность девочек к наказанию, если в семье гиперопека предполагает жесткие родительские санкции (r=0,62).
Таким образом, чувствительность к наказанию у девочек связана с авторитарностью стиля воспитания в семье. Особо обращает на себя внимание, что в ситуации, когда девочка-подросток затрудняется точно сориентироваться в стиле семейного воспитания, и он представляется ей как неустойчивый, она также склонна проявлять особую чувствительность к наказанию, но не к поощрению(r=0,51).
Подобную связь между чувствительностью к наказанию и представлениями о стиле семейного воспитания можно наблюдать и в ситуации с подростками-мальчиками. Согласно полученным данным, можно говорить о том, что тревожные подростки мужского пола более чувствительны к наказанию в том случае, когда стиль семейного воспитания воспринимается ими как гиперопекающий и потворствующий (r=0,61; r=0,34). Прямая связь наблюдается также между чувствительностью к наказанию и повышенным числом требований, предъявляемых родителями в отношении исполнения мальчиками своих обязанностей, которым они должны соответствовать (r=0,74).Также стоит отметить повышение сензитивности мальчиков к наказанию в случае, если воспитание в семье предполагает жесткие родительские санкции (r=0,64).
Таким образом, чувствительность к наказанию у тревожных подростков связана с авторитарностью стиля воспитания в семье. Особо обращает на себя внимание, что в ситуации, когда подросток затрудняется точно сориентироваться в стиле семейного воспитания, и он представляется ему как неустойчивый, он также склонен проявлять особую чувствительность к наказанию, но не к поощрению(r=0,51; r=0,36).
Эти данные свидетельствуют о том, что подростки из исследуемой выборки остро ощущают свою «детскую» зависимость от родителей и неизбежность наказания на фоне типичной для подростков, но неудовлетворенной в отношениях с авторитарными родителями потребности в автономии и самостоятельности.
Повышению чувствительности к поощрению у девочек, согласно данным, способствует гармонизация отношений с родителями за счет сокращения с их стороны запретов и обязанностей (r=0,70; r=0,47), проявления гиперпротекции(r=0,31), а также отхода от чрезмерного санкционирования жизни дочери–подростка (r=-0,38).
Повышению чувствительности к поощрению у мальчиков-подростков, так же как и у девочек, способствует гармонизация отношений с родителями за счет сокращения с их стороны запретов и обязанностей (r=0,72; r=0,51), отхода от чрезмерного санкционирования жизни мальчика(r=-0,38). Однако, в отличие от девочек, для повышения чувствительности к поощрению у подростков-мальчиков так же необходимыми факторами являются снижение уровня опеки (r=-0,31), потворствования (r=-0,28) и внимательность родителей к потребностям сына-подростка (r=-0,23).
Список литературы
- Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. – Екатеринбург. – 2000. – 937 с.
- Краткий психологический словарь / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского / ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. – 512 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
Спасибо. Интересная статья. Так следует больше поощрять ил порицать подростков?
Спасибо за вопрос. В данной статье это не отражено, однако нами было выявлено, что мальчики-подростки более чувствительны к поощрению, а девочки — к наказанию. Так же большую роль играет и уровень тревожности подростка. Чем он выше, тем выше его чувствительность к наказанию и ниже — к поощрению. Однако однозначного ответа что эффективнее — наказание или поощрение — нет. Оба этих метода играют важную роль в процессе воспитания, однако эффективность воспитательного процесса можно увеличить за счёт правильного дозирования наказаний и поощрений, основанного на личностных особенностях подростков.