Тищенко Е.С. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УДК 376.37


Тищенко Е.С.

студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имения Янки

Купалы»

(Научный руководитель – Сидорко Т.В., старший преподаватель кафедры

теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Янки Купалы)

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У УЧАЩИХСЯ

1 КЛАССА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 Аннотация. В данной статье представлена модификация методики Е.Ф. Архиповой для обследования словаря прилагательных у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в 1 классе.

 Для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР), помимо нарушения звукопроизношения, грамматической стороны речи, фонематических представлений, связной речи, характерно отставание темпов накопления словарного запаса. Учащиеся с ТНР, в отличие от сверстников с нормальным речевым развитием, обладают бедным, ограниченным словарным запасом. Анализ научной литературы показал, что дети с ТНР неточно употребляют лексику, у многих учащихся также нарушено понимание смысла слов, в количественном отношении словарь отстаёт от возрастной нормы. Отмечается качественное и количественное недоразвитие словаря прилагательных у детей с ТНР. Характерной особенностью словаря прилагательных детей с TНР является то, что они неточно употребляют слова, т.е. заменяют их словами, близкими по значению. Учащиеся, в зависимости от ситуации, могут употреблять прилагательные в чрезмерно широком смысле или же в слишком узком.

Цель статьи – определить содержание эмпирического исследования с целью изучения словаря прилагательных, условия его осуществления.

Мы выбрали методику изучения лексики детей Е.Ф. Архиповой для изучения состояния словаря прилагательных у учащихся с ТНР [1]. Выбор данной методики обусловлен тем, что в ней содержаться задания как для исследования активного, так и пассивного словаря прилагательных. Данное условие является одним из наиболее важных, поскольку, как уже отмечалось ранее, у учащихся с ТНР нарушается и экспрессивная, и импрессивная речь. Из методики Е.Ф. Архиповой мы выбрали задания, которые были направленны на изучение словаря прилагательных. Методика была модифицирована в соответствии с возрастом исследуемых детей. Проведя анализ программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» [2], разработанной Ю.Н. Кисляковой и Л.Н. Мороз, нами был определен словарь прилагательных, которым должны овладеть дети с ТНР к началу обучения в 1 классе.

Изучение словаря прилагательных проводилось по следующим направлениям:

1.Изучение пассивного словаря прилагательных.

2.Изучение активного словаря прилагательных.

3.Изучение семантической структуры слова и лексической системы: группирование слов; подбор слов-антонимов; объяснение значения слов.

4.Изучение словообразования: формирование относительных, притяжательных и качественных прилагательных суффиксальным способом.

В методике выделяется 4 блока заданий. Данные блоки соответствуют направлениям изучения словаря прилагательных.

При исследовании пассивного словаря прилагательных в рамках первого задания мы исследовали понимание названий формы, цвета, величины и веса. Второе задание было направлено на изучение понимания названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений. В третьем задании обращалось внимание на понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину. Пассивный словарь прилагательных исследовался с использованием наглядного материала (предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т.д.), который чётко отражает то или иное свойство или признак.

Состояние активного словаря исследуется с помощью следующих заданий. Исследование семантической структуры слова и лексической системности включало задание на группировку (в ряду из 3 слов необходимо найти лишнее и объяснить свой выбор); задание на подбор антонима к слову «холодный», которое входило в отличающиеся по смыслу предложения; задание, предполагающее объяснение значений различных прилагательных. Исследование словообразования состояло из заданий, которые позволяли исследовать умение образовывать относительные, притяжательные и качественные прилагательные.

  1. Исследование пассивного словаря:
  2. Инструкция: «Покажи, где …?»

Форма: круглый, овальный, квадратный, четырёхугольный, треугольный.

Цвет: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый, прозрачный (лёд).

Величина: большой, маленький.

Вес: легкий, тяжелый.

  1. Инструкция: «Покажи, что бывает …?»

Вкусовые ощущения: кислый, сладкий, горький, соленый.

Температурные ощущения: горячий, холодный, теплый.

Тактильные ощущения: пушистый, колючий, мокрый, гладкий, сухой, шероховатый, мягкий, твёрдый.

3 Инструкция: «Покажи, где …?»

Высота: высокий – низкий

Толщина: толстый – тонкий

Длина: длинный – короткий

Ширина: широкий – узкий

  1. Исследование активного словаря:
  2. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?»

(проверяется употреблений названий формы, цвета, величины и веса предметов)

геометрическая фигура – (треугольный); геометрическая фигура – (квадратный)

геометрическая фигура – (овальный); кирпич – (прямоугольный)

мяч – (круглый); цветок – (красный);

перо – (легкое); кружок – (синий);

камень – (тяжелый); лист – (зеленый);

корабль – (большой); лимон – (желтый);

палец – (средний); фломастер – (черный);

гриб – (маленький); снег – (белый);

лёд – (прозрачный).

2 Инструкция: «Скажи, … (лимон) какой?»

лимон – (кислый); чайник – (горячий)

варенье – (сладкое); лед – (гладкий)

перец – (горький); ежик – (колючий)

огурец – (соленый); снег – (холодный)

3 Инструкция: «Скажи, какой (какая)?»

дом (высокий – низкий)

дерево (толстое – тонкое)

карандаш (короткий – длинный)

шарф (широкий – узкий)

III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:

  1. Группировка
  2. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово

лишнее».

  1. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».

– большой, желтый, маленький

– хороший, деревянный, плохой

– высокий, низкий, маленький

– большой, маленький, низкий

– желтый, длинный, зеленый

– тяжелый, длинный, легкий

– круглый, большой, овальный

  1. Подбор антонимов.

Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот»»

холодный зимний день

холодная вода в реке

холодная вода в кастрюле

холодная вода

холодный день

3.Объяснение значения слов:

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

Высокий, тяжелый, маленький, круглый, желтый, легкий, короткий, низкий, длинный, широкий, соленый, холодный.

  1. Исследование словообразования:
  2. Образование относительных прилагательных (из чего сделано?)

Инструкция: «Если предмет сделан из стекла например, то он какой? – стеклянный».

компот из яблок;

лист клена;

горка изо льда;

кубик из дерева;

салат из моркови;

шишка ели;

суп из грибов;

куртка из кожи;

варенье из малины;

стакан из стекла.

  1. Образование качественных прилагательных.

Инструкция: «Какой, … , например, день, если днем жарко?»

Жарко, мороз, душно, снег, солнце, дождь, ветер, туман, холодно, пасмурно.

  1. Образование притяжательных прилагательных.
  2. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных?»

Оценка результатов исследования осуществляется по следующим критериям: правильность, самостоятельность, полнота.

На основе данных критериев были выделены следующие уровни сформированности словаря прилагательных у учащихся с ТНР в 1 классе:

Высокий уровень: учащийся правильно выполняет все задания. Допускается 8-10 ошибок, которые исправляются самостоятельно. Ребёнок точно подбирает слова, отсутствуют словесные замены. Правильно образует относительные, притяжательные и качественные прилагательные. Выполняет задания на подбор антонимов, группировку признаков и объяснение значения слов. Все задания выполняются самостоятельно, без помощи со стороны педагога. Высокий уровень соответствует 3 баллам: задания выполнены правильно и самостоятельно.

Средний уровень: учащийся правильно выполняет задания. Допускается до 20 ошибок, которые исправляются при помощи педагога (уточнение и разъяснение инструкции к заданию, обращение внимания учащегося на слово с ошибкой, наводящие вопросы). Ребёнок точно подбирает слова, отсутствуют словесные замены. Допускает по 1-2 ошибки в заданиях на образование относительных, притяжательных и качественных прилагательных, в заданиях на подбор антонимов, группировку признаков и объяснение значения слов. Задания выполняются самостоятельно, однако отмечаются единичные случаи помощи со стороны педагога. Средний уровень соответствует 2 баллам: задания выполнены правильно с помощью педагога.

Низкий уровень: в каждом задании учащийся допускает ошибки. Количество ошибок свыше 20, которые ученик не исправляет. При подборе слов присутствуют словесные замены. Допускает значительное число ошибок в заданиях на образование относительных, притяжательных и качественных прилагательных, в заданиях на подбор антонимов, группировку признаков и объяснение значения слов. Задания выполняются с помощью педагога (уточнение и разъяснение инструкции к заданию, обращение внимания учащегося на слово с ошибкой, наводящие вопросы). Низкий уровень соответствует 1 баллу: задания выполнены с ошибками с учётом помощи педагога.

Таким образом, для изучения словаря прилагательных у учащихся с ТНР в 1 классе нами была модифицирована методика изучения лексики детей Е.Ф. Архиповой. Методика была модифицирована в соответствии с программой для детей с тяжёлыми нарушениями речи, посещающих дошкольное учреждение образования. Оценка результатов исследования включает 3 уровня сформированности словаря прилагательных: высокий, средний и низкий.

 

Список литературы

 

  1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2006. – 319 с.
  2. Кислякова, Ю. Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск : НИО, 2007. – 248 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 3. Вопросы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Тищенко Е.С. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

  1. Екатерина Чехович говорит:

    Екатерина, можно пожалуйста уточнить, почему именно вы ориентировались на программу для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи», разработанной Ю.Н. Кисляковой и Л.Н. Мороз, а не на программу по русскому языку специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения?

    • Екатерина Тищенко говорит:

      Здравствуйте! Мы модифицировали методику Е. Ф. Архиповой в соответствии с программой «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи», разработанной Ю.Н. Кисляковой и Л.Н. Мороз, поскольку в ней имеются сведения о том, какими прилагательными должен владеть ребёнок к началу первого класса, а в программе по русскому языку специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения не содержится данная информация.

  2. Виктория Метлевская говорит:

    Здравствуйте.
    Поясните пожалуйста, почему для проведения исследования была выбрана именно эта методика?

    • Екатерина Тищенко говорит:

      Здравствуйте! Нами была выбрана методика Е. Ф. Архиповой поскольку именно в ней наиболее полно изучается состояние как пассивного, так и активного словаря прилагательных.

Обсуждение закрыто.