УДК 376.37
Тищенко Е.С.
студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имения Янки
Купалы»
(Научный руководитель – Сидорко Т.В., старший преподаватель кафедры
теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Янки Купалы)
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У УЧАЩИХСЯ
1 КЛАССА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация. В данной статье представлена модификация методики Е.Ф. Архиповой для обследования словаря прилагательных у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в 1 классе.
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР), помимо нарушения звукопроизношения, грамматической стороны речи, фонематических представлений, связной речи, характерно отставание темпов накопления словарного запаса. Учащиеся с ТНР, в отличие от сверстников с нормальным речевым развитием, обладают бедным, ограниченным словарным запасом. Анализ научной литературы показал, что дети с ТНР неточно употребляют лексику, у многих учащихся также нарушено понимание смысла слов, в количественном отношении словарь отстаёт от возрастной нормы. Отмечается качественное и количественное недоразвитие словаря прилагательных у детей с ТНР. Характерной особенностью словаря прилагательных детей с TНР является то, что они неточно употребляют слова, т.е. заменяют их словами, близкими по значению. Учащиеся, в зависимости от ситуации, могут употреблять прилагательные в чрезмерно широком смысле или же в слишком узком.
Цель статьи – определить содержание эмпирического исследования с целью изучения словаря прилагательных, условия его осуществления.
Мы выбрали методику изучения лексики детей Е.Ф. Архиповой для изучения состояния словаря прилагательных у учащихся с ТНР [1]. Выбор данной методики обусловлен тем, что в ней содержаться задания как для исследования активного, так и пассивного словаря прилагательных. Данное условие является одним из наиболее важных, поскольку, как уже отмечалось ранее, у учащихся с ТНР нарушается и экспрессивная, и импрессивная речь. Из методики Е.Ф. Архиповой мы выбрали задания, которые были направленны на изучение словаря прилагательных. Методика была модифицирована в соответствии с возрастом исследуемых детей. Проведя анализ программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» [2], разработанной Ю.Н. Кисляковой и Л.Н. Мороз, нами был определен словарь прилагательных, которым должны овладеть дети с ТНР к началу обучения в 1 классе.
Изучение словаря прилагательных проводилось по следующим направлениям:
1.Изучение пассивного словаря прилагательных.
2.Изучение активного словаря прилагательных.
3.Изучение семантической структуры слова и лексической системы: группирование слов; подбор слов-антонимов; объяснение значения слов.
4.Изучение словообразования: формирование относительных, притяжательных и качественных прилагательных суффиксальным способом.
В методике выделяется 4 блока заданий. Данные блоки соответствуют направлениям изучения словаря прилагательных.
При исследовании пассивного словаря прилагательных в рамках первого задания мы исследовали понимание названий формы, цвета, величины и веса. Второе задание было направлено на изучение понимания названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений. В третьем задании обращалось внимание на понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину. Пассивный словарь прилагательных исследовался с использованием наглядного материала (предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т.д.), который чётко отражает то или иное свойство или признак.
Состояние активного словаря исследуется с помощью следующих заданий. Исследование семантической структуры слова и лексической системности включало задание на группировку (в ряду из 3 слов необходимо найти лишнее и объяснить свой выбор); задание на подбор антонима к слову «холодный», которое входило в отличающиеся по смыслу предложения; задание, предполагающее объяснение значений различных прилагательных. Исследование словообразования состояло из заданий, которые позволяли исследовать умение образовывать относительные, притяжательные и качественные прилагательные.
- Исследование пассивного словаря:
- Инструкция: «Покажи, где …?»
Форма: круглый, овальный, квадратный, четырёхугольный, треугольный.
Цвет: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый, прозрачный (лёд).
Величина: большой, маленький.
Вес: легкий, тяжелый.
- Инструкция: «Покажи, что бывает …?»
Вкусовые ощущения: кислый, сладкий, горький, соленый.
Температурные ощущения: горячий, холодный, теплый.
Тактильные ощущения: пушистый, колючий, мокрый, гладкий, сухой, шероховатый, мягкий, твёрдый.
3 Инструкция: «Покажи, где …?»
Высота: высокий – низкий
Толщина: толстый – тонкий
Длина: длинный – короткий
Ширина: широкий – узкий
- Исследование активного словаря:
- Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?»
(проверяется употреблений названий формы, цвета, величины и веса предметов)
геометрическая фигура – (треугольный); геометрическая фигура – (квадратный)
геометрическая фигура – (овальный); кирпич – (прямоугольный)
мяч – (круглый); цветок – (красный);
перо – (легкое); кружок – (синий);
камень – (тяжелый); лист – (зеленый);
корабль – (большой); лимон – (желтый);
палец – (средний); фломастер – (черный);
гриб – (маленький); снег – (белый);
лёд – (прозрачный).
2 Инструкция: «Скажи, … (лимон) какой?»
лимон – (кислый); чайник – (горячий)
варенье – (сладкое); лед – (гладкий)
перец – (горький); ежик – (колючий)
огурец – (соленый); снег – (холодный)
3 Инструкция: «Скажи, какой (какая)?»
дом (высокий – низкий)
дерево (толстое – тонкое)
карандаш (короткий – длинный)
шарф (широкий – узкий)
III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:
- Группировка
- Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово
лишнее».
- Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».
– большой, желтый, маленький
– хороший, деревянный, плохой
– высокий, низкий, маленький
– большой, маленький, низкий
– желтый, длинный, зеленый
– тяжелый, длинный, легкий
– круглый, большой, овальный
- Подбор антонимов.
Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот»»
холодный зимний день
холодная вода в реке
холодная вода в кастрюле
холодная вода
холодный день
3.Объяснение значения слов:
Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
Высокий, тяжелый, маленький, круглый, желтый, легкий, короткий, низкий, длинный, широкий, соленый, холодный.
- Исследование словообразования:
- Образование относительных прилагательных (из чего сделано?)
Инструкция: «Если предмет сделан из стекла например, то он какой? – стеклянный».
компот из яблок;
лист клена;
горка изо льда;
кубик из дерева;
салат из моркови;
шишка ели;
суп из грибов;
куртка из кожи;
варенье из малины;
стакан из стекла.
- Образование качественных прилагательных.
Инструкция: «Какой, … , например, день, если днем жарко?»
Жарко, мороз, душно, снег, солнце, дождь, ветер, туман, холодно, пасмурно.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных?»
Оценка результатов исследования осуществляется по следующим критериям: правильность, самостоятельность, полнота.
На основе данных критериев были выделены следующие уровни сформированности словаря прилагательных у учащихся с ТНР в 1 классе:
Высокий уровень: учащийся правильно выполняет все задания. Допускается 8-10 ошибок, которые исправляются самостоятельно. Ребёнок точно подбирает слова, отсутствуют словесные замены. Правильно образует относительные, притяжательные и качественные прилагательные. Выполняет задания на подбор антонимов, группировку признаков и объяснение значения слов. Все задания выполняются самостоятельно, без помощи со стороны педагога. Высокий уровень соответствует 3 баллам: задания выполнены правильно и самостоятельно.
Средний уровень: учащийся правильно выполняет задания. Допускается до 20 ошибок, которые исправляются при помощи педагога (уточнение и разъяснение инструкции к заданию, обращение внимания учащегося на слово с ошибкой, наводящие вопросы). Ребёнок точно подбирает слова, отсутствуют словесные замены. Допускает по 1-2 ошибки в заданиях на образование относительных, притяжательных и качественных прилагательных, в заданиях на подбор антонимов, группировку признаков и объяснение значения слов. Задания выполняются самостоятельно, однако отмечаются единичные случаи помощи со стороны педагога. Средний уровень соответствует 2 баллам: задания выполнены правильно с помощью педагога.
Низкий уровень: в каждом задании учащийся допускает ошибки. Количество ошибок свыше 20, которые ученик не исправляет. При подборе слов присутствуют словесные замены. Допускает значительное число ошибок в заданиях на образование относительных, притяжательных и качественных прилагательных, в заданиях на подбор антонимов, группировку признаков и объяснение значения слов. Задания выполняются с помощью педагога (уточнение и разъяснение инструкции к заданию, обращение внимания учащегося на слово с ошибкой, наводящие вопросы). Низкий уровень соответствует 1 баллу: задания выполнены с ошибками с учётом помощи педагога.
Таким образом, для изучения словаря прилагательных у учащихся с ТНР в 1 классе нами была модифицирована методика изучения лексики детей Е.Ф. Архиповой. Методика была модифицирована в соответствии с программой для детей с тяжёлыми нарушениями речи, посещающих дошкольное учреждение образования. Оценка результатов исследования включает 3 уровня сформированности словаря прилагательных: высокий, средний и низкий.
Список литературы
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2006. – 319 с.
- Кислякова, Ю. Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск : НИО, 2007. – 248 с.
Екатерина, можно пожалуйста уточнить, почему именно вы ориентировались на программу для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи», разработанной Ю.Н. Кисляковой и Л.Н. Мороз, а не на программу по русскому языку специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения?
Здравствуйте! Мы модифицировали методику Е. Ф. Архиповой в соответствии с программой «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи», разработанной Ю.Н. Кисляковой и Л.Н. Мороз, поскольку в ней имеются сведения о том, какими прилагательными должен владеть ребёнок к началу первого класса, а в программе по русскому языку специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения не содержится данная информация.
Здравствуйте.
Поясните пожалуйста, почему для проведения исследования была выбрана именно эта методика?
Здравствуйте! Нами была выбрана методика Е. Ф. Архиповой поскольку именно в ней наиболее полно изучается состояние как пассивного, так и активного словаря прилагательных.