Усольцева Л. В. ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ

УДК 373.2

Усольцева Л. В.

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

(Научный руководитель – Ковалева Е. А., магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства УО ГрГУ им. Янки Купалы)

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ НОРМАХ

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования проблемы формирования нравственных представлений у старших дошкольников. Разработаны рекомендации по использованию этических бесед как средства формирования представлений о нравственных нормах у детей старшего дошкольного возраста.

 Дошкольный возраст – важнейший этап в нравственном становлении личности. Одной из основных задач развития ребенка является формирование у него нравственных представлений, чувств, привычек, норм, практики поведения.

Как правило, дети с высоким уровнем сформированности представлений о нравственных нормах способны правильно понимать и оценивать чувства и эмоции других людей, осознавать сущность и содержание понятий «дружба», «любовь», «справедливость», «доброта», «сострадание» и др.

К нравственным представлениям, которые формируются в старшем дошкольном возрасте, относятся представления о жизни людей в социуме, о человеческом труде на благо общества, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников и отношении к взрослым.

Проблема нравственного воспитания и средств его осуществления принадлежит к числу наиболее важных проблем воспитания. Педагоги стремятся привить дошкольникам нравственные представления и ценности. Однако в современном мире существует огромный поток всевозможной информации (СМИ, интернет и т.д.), который негативно сказывается на формировании личности с раннего детства и зачастую дает неверные представления об этических нормах. Таким образом, в наши дни наблюдается преобладание вещественных ценностей над духовно-нравственными.

Большой вклад в раскрытие вопроса нравственного воспитания личности внесли педагоги-классики Я. Л. Коменский, П. Ф. Лесгафт, Дж. Локк, А. С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др., а также педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, Г. З. Апресян, О. С. Богданова, В. А. Караковский, Т. М. Кириленко, Л. И. Новикова, A. M. Новиков, А. И. Савостьянов, Н. Л. Селиванова, С. Е. Шаталов и т.д.

Наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский в своей статье «О нравственном элементе в воспитании»: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [3, с. 11].

В. А. Сухомлинский отмечал, что «воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями» [2, с. 23].

Одним из самых эффективных методов формирования представлений о нравственных нормах являются этические беседы. Этическая беседа помогает детям освоить нормы и правила поведения. В ходе этической беседы педагог стремится воспитать гуманную личность, формируя у детей представления о таких нравственных качествах, как чувство ответственности, справедливости, доброты, готовности помочь окружающим и т.д.

Этические беседы, как правило, используются в работе с детьми 5-7 лет, поскольку в этот период активно формируются духовно-нравственная основа ребенка, его эмоции, чувства, механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс становления мировоззрения. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. Это связано с тем, что в данный отрезок жизни его восприятие «рисует» очень яркие образы, которые надолго остаются в памяти, что очень важно в нравственном воспитании.

Такие беседы отличаются от других способов взаимодействия тем, что педагог всегда выслушивает и учитывает мнения дошкольников, их точки зрения, строит свои отношения с ними на принципах взаимоуважения, равноправия и сотрудничества. При этом ненавязчиво корректируя их взгляды и поведение.

Большое внимание этическим беседам как средству формирования представлений о нравственных нормах уделяли многие педагоги и психологи: С. Г. Якобсон, Е. В. Субботский, Ж. Пиаже, О. С. Богданова, А. М. Архангельский, Л. Кольберг и др.

В. С. Мухина утверждала: «Важнейшую роль в становлении нравственности у старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 5-6 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя» [1, с. 117].

Исходя из актуальности проблемы нравственного воспитания дошкольников, мы провели диагностику по выявлению уровня сформированности представлений о нравственных нормах у детей старшего дошкольного возраста.

Методика «Неоконченные ситуации», авторами которой являются А. М. Щетинина и Л. В. Кирс [4, с. 44], проводилась нами на базе ГУО «Ясли-сад № 45 г. Гродно» с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Цель исследования заключалась в изучении особенностей принятия и осознания дошкольниками нравственных норм.

Диагностика проходила в форме устного опроса. Общение с каждым респондентом велось индивидуально. Детям была дана инструкция: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи», и предложены 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом их возрастных особенностей.

В процессе анализа результатов по каждой ситуации нами учитывался характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственных норм, а по характеру аргументации поступка – об осознании этих норм.

По результатам диагностики респонденты были распределены на три группы по уровню принятия и осознания нравственных норм: высокий уровень (22-27 баллов), средний уровень (15-21 балл), низкий уровень (9-14 баллов). Таким образом, высокий уровень формирования представлений о нравственных нормах имеют 20% старших дошкольников, средний уровень – 55%, низкий – 25% испытуемых.

Респонденты с высоким уровнем сформированности представлений о нравственных нормах с легкостью давали нравственно правильные ответы, свободно аргументировали их, были очень заинтересованы в предложенных ситуациях.

Большинство старших дошкольников, участвующих в диагностике, показало средний уровень имеющихся у них нравственных представлений. В предложенных ситуациях они зачастую искали компромисс, были довольно активны и заинтересованы в происходящем. Могли аргументировать свой ответ.

Респонденты с низким уровнем формирования представлений об этических нормах отвечали на вопросы не с позиции нравственности. Иногда затруднялись дать ответ, не могли аргументировать предложенные поступки героев ситуаций, проявляли малую заинтересованность, часто отвлекались.

Выявляя исходный уровень сформированности представлений о нравственных нормах у старших дошкольников, мы пришли к выводу, что работа с детьми по данному направлению в рамках УДО проводится систематически, но имеет свои недостатки.

Перед нами возникла задача сформулировать рекомендации по повышению уровня нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе формирования представлений о нравственных нормах у детей старшего дошкольного возраста используют различные воспитательные средства. В общей системе нравственного воспитания выделяют группу средств, которые направлены на формирование представлений об этических убеждениях, суждениях, оценках и понятиях. К этой группе относятся этические беседы.

Основные требования к этическим беседам как средству формирования у старших дошкольников представлений о нравственных нормах:

  • этическая беседа должна носить проблемный характер;
  • материал беседы должен опираться на жизненный опыт детей;
  • тема беседы должна отвечать возрастным особенностям дошкольников;
  • конкретность обсуждаемых ситуаций;
  • наличие ситуации выбора и противоречий;
  • взаимосвязь с последующей деятельностью.

Проведенный нами эксперимент наглядно демонстрирует, что в основном старшие дошкольники имеют средний уровень понимания и осознания нравственных норм. Зачастую поступки детей соответствуют общечеловеческой культуре поведения, однако воспитанники не всегда осознают и могут аргументировать свои этические порывы. В этом случае незаменимым средством нравственного воспитания являются именно этические беседы. На примере включенных в ход беседы героев художественной литературы и мультфильмов старшие дошкольники самостоятельно делают выводы. После проведения беседы дети могут придумать рассказ, сказку, сделать рисунок, что также эффективно сказывается на усвоении и осмыслении дошкольниками нравственных норм.

Тем не менее, положительный результат в формировании представлений о нравственных нормах у детей старшего дошкольного возраста можно добиться лишь в том случае, если воспитатель и родители будут работать в этом направлении сообща, выберут единую траекторию нравственного воспитания.

 

Список литературы

 

  1. Мухина, В. С. Психология дошкольника : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 1975. – 239с.
  2. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1990. – 288 с.
  3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский – М. : Просвещение, 1985. – 431 с.
  4. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.-метод. пособие / А. М. Щетинина – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 1. Детство в аспекте педагогических и психологических исследований. Добавьте в закладки постоянную ссылку.