Занемонская Е. Ю. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

УДК  372.3

Занемонская Елизавета Юрьевна

студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета

Учреждения образования  «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы»

(Научный руководитель – Ковалева Е. А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства УО ГрГУ им. Янки Купалы, магистр педагогических наук)

 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

 Аннотация: В данной статье представлены результаты диагностического исследования по проблеме развития мелкой моторики рук дошкольников. Разработаны  рекомендации по подготовке к обучению письму детей старшего дошкольного возраста.

 Особого внимания в развитии дошкольника имеет движение пальцев и кистей рук, что несет в себе особое развивающее влияние на многие мыслительные процессы.

В исследованиях М. Аксенова мелкая моторика трактуется как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, часто – в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [1]. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ученые пришли к выводу, что только лишь после достижения достаточной точности движений пальцами рук начинается формирование устной речи ребенка.

Исследования доказали, что рука движется с той же скоростью, что и глаза. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для развития мелкой моторики, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Согласно диагностике группы детей дошкольного возраста, Л. Ф. Фомина в своей работе отметила следующую закономерность: «если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [1].

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к шести-семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все сферы жизни ребенка, такие, например, как личностная, эмоциональная и интеллектуальная. В данном возрасте главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному обучению, в том числе, к письму. Письмо — это довольно сложный навык, который подразумевает выполнение тонких координированных движений руки, особенно мелких мышц кисти. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Л.С. Выготский в 1983 году, указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все сферы жизни ребенка, такие, например, как личностная, эмоциональная и интеллектуальная. В данном возрасте главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному обучению, в том числе, к письму.

Письмо — это довольно сложный навык, который подразумевает выполнение тонких координированных движений руки, особенно, мелких мышц кисти. Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование. Большинство учёных, которые занимаются изучением деятельности и развития головного мозга ребенка, подчеркивают огромную роль функций руки в этом процессе.

Подготовка руки к письму должна начинаться с раннего детства, задолго до прихода детей в школу. М. М. Безруких пишет, что «у детей 5–6 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет и выполнение движений. машинами», вязать, лепить, конструировать «не интересно, не хочется».

Ю. М. Тонкова, ссылаясь на исследования В. А. Силивон, отмечает, что двигательные навыки предусматривают:

‒ лёгкость руки, развитость мелкой мускулатуры пальцев, сенсорно-двигательную связь и координацию, которые позволяют выполнять произвольные движения более точные по скорости, силе, размаху и направленности;

‒ развитость пространственной двигательной координации и ориентации на ограниченной плоскости: клеточке, строке, линейке; быстрое нахождение правой и левой сторон;

‒ сформированность зрительно-двигательных образов и представлений;

‒ развитость аналитического восприятия и способности к воспроизведению буквенных знаков или предметных изображений поэлементно-целостным способом.
Необходимо вести обучение к подготовке руки к письму в разнообразных направлениях. Так как ведущий вид деятельности дошкольника – игра, то посредством игры следует формировать у детей интерес к графическим упражнениям (нарисуй предмет по точкам, соедини точки, узор по клеточкам). Данные примеры упражнений подготавливают руку к более сложным заданиям.

Перед началом выполнения задания необходимо помнить про соблюдение гигиенических правил, выполнение заданий с удовольствием. После проведения упражнений следует провести пальчиковую гимнастику или самомассаж пальцев.

Для диагностики уровня готовности руки к письму у старших дошкольников нами были применены методики Керна – Йирасека (рисунок фразы, рисунок точек, рисунок человека).

В результате проведенной диагностики дошкольников с низким уровнем развития мелкой моторики выявлено не было. У 60% исследуемых старших дошкольников мелкая моторика развита хорошо, есть небольшие затруднения, которые можно исправить. 40% исследуемых дошкольников продемонстрировали высокий уровень развития мелкой моторики. Этому свидетельствует то, что данные задания им дались легко, они справились быстро, без чужой помощи. Движения рук были точными и ловкими. Речь беглая, без нарушений в произношении звуков.

Таким образом, результаты диагностики указывают на то, что целесообразно обеспечить психолого-педагогические условия в УДО для успешной подготовки руки ребёнка к письму. Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны, как для леворуких, так и для праворуких детей.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 

Cписок литературы

 

  1. Аксeнoвa, М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи / М. Аксенова // Дoшкoльнoe вoспитaниe. – 2010. – №8. – С. 62 – 65.
  2. Белова, Е .А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка/ Е. А. Белова // Молодой ученый. – 2018. – №46. – С. 274 – 277.
  3. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 66 – 74.
  4. Гаврина, С. Е. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС» / С. Е. Гаврина [и др.] // Диагностика готовности ребенка к школе / под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, – 2007. – 96 с.
  5. Матвеева, Л. Н. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму / Л. Н. Матвеева, Е. М. Галкина // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 604-607. — Режим доступа: https: //moluch.ru / archive / 149 / 41968. – Дата доступа: 10.05.2020).
Запись опубликована в рубрике Секция 1. Детство в аспекте педагогических и психологических исследований. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Занемонская Е. Ю. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ»

  1. Любовь Гришук говорит:

    Елизавета, скажите пожалуйста, использовали ли вы на практике свои рекомендации, если да, то заметен ли результат?

  2. Елизавета Занемонская говорит:

    Спасибо за вопрос, Любовь. Да конечно. Все рекомендации прошли апробацию на практике в дошкольное учреждении. При регулярном использовании и работе с детьми видны огромные успехи. Проводя данные рекомендации в игровой форме вам будет легче сосредоточить внимание ребёнка на задании, так же дети будут одновременно получать удовольствие от занятия и совершенствовать мелкую моторику рук.

Обсуждение закрыто.