XI Междунродная научно-практическая конференция

«Социализация личности на разных этапах возрастного развития:

опыт, проблемы, перспективы»

г. Архангельск, Россия

Поляшова Н.В.,

доцент кафедры педагогики и психологии детства ФГОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат биологических наук

Копылова Д.А.,

студентка ФГОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Характеристика здоровьесберегающей среды детского сада

 

Аннотация: В статье дана характеристика здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении. Выделены основные ее компоненты.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, дошкольное учреждение.

 

Kopylova D.A

CHARACTERISTICS OF THE KINDERGARTEN'S HEALTH-SAVING ENVIRONMENT

Abstract: the article describes the health-saving environment in a preschool institution, highlights its main components.

Keywords: health-saving environment, preschool institution.

Детский сад как часть образовательной сферы Российской Федерации имеет свои отличительные особенности от других образовательных организаций. Согласно ФЗ от 29.12.1012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу 01.05.2024), в статье 23 – типы образовательных организаций. В Российской Федерации установлены такие типы образовательных организаций, как: дошкольная образовательная организация, основной целью которой является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми; общеобразовательная организация, основная цель которой – это образовательная деятельность по образовательным программам начального, общего, основного общего и (или) среднего общего образования, профессиональная образовательная организация, цель которой это образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения, а также образовательная организация высшего образования, ее основная цель – это образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования и научная деятельность [4].

Таким образом, изучив различные образовательные организации в нашей стране можно обратить внимание, что именно дошкольных образовательных организациях в цель деятельности организации включают уход за детьми. На основании этого мы можем сказать, что здоровьесбережение в дошкольном образования играет большую роль для формирования подрастающего здорового населения нашей страны. Наравне с другими мы должны прививать правильное отношение к своему здоровью самого детства, ведь именно благодаря ей и приобретаемым знаниям человек имеет возможность не просто сохранить свое здоровье, но и улучшить качество и увеличить продолжительность жизни, и как следствие – свою трудоспособность.

Рассмотрим здоровьесберегающую среду детского сада более подробно. Для поддержания и сохранения здоровье детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Они рассматриваются как некая совокупность определенных компонентов образовательной организации, которые также включают в себя участников (субъектов) образовательного процесса таких как: педагоги, родители и законные представители обучающихся, объединение действий которых способствует созданию и обеспечению условий сохранения и укрепления здоровья для школьного возраста в условиях образовательной организации. Для комплексного изучения здоровьесбережения в детском саду выделим ее компоненты. И рассмотрим их подробнее. Итак, здоровьесберегающая среда состоит из таких компонентов как: общий мониторинг здоровья обучающихся в детском саду, психологический комфорт всех участников образовательного процесса; различные нормы СанПиН; питание обучающихся в детском саду и физическое развитие детей.

Общий мониторинг здоровья детей, посещающих детский сад, необходим для контроля и получения некоторых данных, которые в дальнейшем будут необходимы для анализа и принятия необходимых решений для улучшения показателей. Его результаты могут показать нам насколько реальная ситуация отличается от идеальной ситуации. Благодаря мониторингу и сравнению его результатов мы можем сделать вывод о том, какие действия и решения необходимы нам предпринять для улучшения результатов. Например, после проведения мониторинга может понадобиться совещание трудового коллектива и участие в нем заведующего детским образовательным учреждением. Также после мониторинга здоровья детей, которые посещают данный детский сад, могут быть приняты меры для информирования родителей (законных представителей) и обсуждения с ними некоторых рекомендаций, касательно их ребенка.

Следующий компонент, который будет рассмотрен, – это психологический комфорт всех участников образовательного процесса. Данный компонент необходим процессе создания здоровьесберегающей детского сада. Так как дети проводят в нем до 12-ти часов в сутки, знакомятся со сверстниками, усваивают образовательную программу, приобретает очень важный опыт для дальнейшей жизни. В это время родители (законные представители) могут быть обеспокоены тем, как чувствует себя их ребенок в детском саду, именно для этого и создается психологически комфортная среда, благодаря которой родители (законные представители) могут быть уверены в том, что их ребенок в  условиях детского сада гармонично развивается и растет.  Психологический комфорт педагогического состава также важен для благоприятной обстановки в условиях реализации образовательных программ в детском саду. Ведь именно от педагогов зависит общая психологическая обстановка в детском саду, результаты освоения программ и общее настроение в группах и на занятиях. Таким образом, мы наблюдаем необходимость создания психологически комфортной атмосферы для всех участников образовательного процесса.

Также одним из важнейших компонентов мы можем выделить соблюдение норм, обозначенных санитарными нормами и правилами (СанПиН). Необходимость соблюдения данных норм и правил однозначна, так как они обеспечивают определенные условия, благодаря которым нахождение детей в детском саду происходит максимальная комфортно и безопасно. Они затрагивают различные сферы, помогают поддерживать здоровье детей, минимизируя риск заражения различными инфекционными заболеваниями. Также прописанные требования задевают оснащение помещений, в которых находятся дети в течение своего пребывания в детском саду (освещение, оборудование, содержание территорий). Стоит отметить, что помимо различных требований санитарных правилах и нормах, (СанПиН) прописаны правила гигиены сотрудников, что также напрямую влияет на здоровье детей [1].

Следующий компонент – это питание обучающихся в детском саду. Требования к условиям приготовления и подачи питания также прописаны в СанПиН.

В данном пункте СанПиН прописаны требования к набору продуктов, которые необходимы для роста развития ребенка, а также его количество в граммах либо миллилитрах. Указан ассортимент основных пищевых продуктов с указанием категории, жирности и прочих показателей. Изучив данные пункты СанПиН, можно прийти к выводу о том, что составление меню детей в  дошкольной образовательной организации подходят очень ответственно, так как очевидна важность соблюдения баланса в продуктах, ведь именно от насыщенности организма и правильного питания зависит рост и гармоничное развитие детей [1].

И заключительный компонент здоровьесберегающей среды – это физическое развитие. Оно позволяет развивать различные качества ребенке, такие как меткость и мелкую моторику, точность и ориентировку в пространстве. Воспитывать волевые качества, бережное отношение к своему здоровью. Позволяет научиться различным двигательным упражнениям, которые в свою очередь также влияют на гармоничное развитие ребенка. И еще одно из важных качеств улучшается на занятиях по физическому развитию –  это умение работать в команде. Так как в силу возрастных особенностей и отсутствия опыта дети не умеют грамотно работать в команде, то именно в ходе подвижных игр и соревнований эти дети учатся помогать друг другу, доверять человеку из команды, поддерживать друг друга.

Создание здоровьесберегающей среды в детском саду необходимо для гармоничного и полноценного интеллектуального, коммуникативного, социального, творческого и физического развития подрастающего поколения.

В здоровьесберегающей среде детского сада можно наблюдать различные элементы, но их особенность в том, что все они создают единую систему, направленную на гармоничное развитие детей.

Так, в физическом развитии необходима регулярная физическая нагрузка, а воспитательном процессе необходимо учитывать региональный компонент. Для успешного создания здоровьесберегающей среды необходимо, чтобы все участники образовательного процесса действовали сообща, достигая общей цели. Особенно это касается педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). Именно в детском саду закрепляются правильные привычки, которые в дальнейшей жизни позволяет сохранить и укрепить здоровье [2].

Среди особенностей здоровьесберегающей среды в детском саду стоит также отметить возрастные особенности детей, посещающих дошкольное образовательную организацию. Так как в последнее время наблюдается тенденция снижения общего здоровья детей дошкольного возраста, все чаще проявляются нарушения речи и зрения, это означает, что необходимо разрабатывать специальный план по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Подстраиваясь и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, появляется возможность разработать здоровьесберегающую среду детского сада [3].

Таким образом, выше были рассмотрены компоненты здоровьесбережения в детском саду в рамках характеристики здоровьесберегающей среды детского сада.  Рассмотрены подробнее и описаны такие компоненты как: физическое развитие, организации питания обучающихся в детском саду, психологический комфорт всех участников образовательного процесса, различные нормы СанПиН и общий мониторинг здоровья обучающихся в детском саду.

Список использованной литературы

1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" | Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70314724/. – Дата доступа: 11.09.2024.

2. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/sozdanie_zdorovesberegayuschey_sredy_v_dou/#ponyatie-zdorovesberegayuschey-sredy. – Дата доступа: 11.09.2024.

3. Статья Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-osobennosti-organizacii-zdorovesberegayushej-sredy-doshkolnikov-4641871.html. – Дата обращения: 11.09.2024.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. – Дата доступа: 11.09.2024.