^ Вверх

УДК 101.1:316

Каскенов П.П.

 

аспирант 1 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Романов О.А., профессор кафедры философии, доктор философских наук, доцент)

 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 

Аннотация. В статье анализируются основные векторы информатизации современного социума и противоречия, возникающие в ходе развития информационных технологий.

 

На сегодняшний день уже нет сомнений в том, что современный мировой социум соблюдает вектор развития, направленный на создание информационного общества. Развитие технических средств, в первую очередь, интернета, не позволяет говорить о глобальном мире, но позволяет говорить о глобальном человеке, т.е. о человеке, живущем в мире глобальных взаимодействий.

Информационные технологии позволили современному человеку получить практически неограниченные возможности в ознакомлении с художественной и научной литературой, шедеврами изобразительного искусства, музыки, кинематографа, etc. В связи с неограниченностью экземпляров данных единиц культурного наследия, у каждого индивида появилась теоретическая возможность ознакомления с ними. Эту задачу могут решать как специальные ресурсы (онлайн-библиотеки, онлайн-кинотеатры и т.д.), так и социальные сети, изначально созданные для более эффективного взаимодействия между индивидами и свободного обмена информацией. Однако на деле развитие технических средств повлекло за собой нарастание симулятивности взаимоотношений как между отдельными индивидами, так и между различными слоями общества. Обращаясь к симулякру, т.е. общаясь виртуально, индивид теряет возможность для традиционного диалога, который был не только обменом информацией, но и средством культурного обмена, и приобретает возможность ведения двух параллельных монологов, обращённых к двум параллельным симулякрам. Человек, на протяжении целого дня взаимодействующий лишь с симулякрами уже не только не новость, но и в определённом смысле норма.

Информатизация общественных процессов и явлений и привела к проявлению тенденции связывания позитивных симулякров с различными идеями, в том числе рекламными, пропагандистскими, а иногда и экстремистскими. Особенно опасна эта тенденция в связи с невозможностью современного индивида выделить опасное и деструктивное, ввиду отсутствия на это времени. Индивид просто не имеет возможности критически отнестись к тому или иному явлению и, как следствие, вынужден принимать готовую, сформулированную за него, точку зрения.

Также, не смотря на то, что за симулякром, как правило, не стоит некий реальный образ, он может сообщать реальные сведения о своём создателе. Сетевой характер большинства современных межличностных взаимодействий ведёт к негарантированности информационной безопасности его субъектов. Источником угроз современному человеку является как сбор информации о нём интернет-провайдерами и различными службами, так и сохранение на серверах интернет-ресурсов его данных и переписки, что при нередких случаях взломов баз данных даёт возможности для шантажа [1].

Не меньшую опасность представляет собой расширение познавательных возможностей человека. Если доступность знания растёт, то сами знания опосредуются информационными технологиями. Использование информационных технологий «в познавательных целях развивает формально-логическую компоненту мышления, приглушает не только диалектическое, но и образное мышление и формирует «машинную картину мира» [2]. Более того, знания, как таковые, становятся в ряд с любой информацией вообще, т.к. отсутствует иерархичность получаемой информации, и, следовательно, вся информация становится равноценной. В таком случае становится сложно без специальных навыков и установок, как профессиональных и ученических, так моральных и нравственных, отделить полезное от бесполезного, деловое от развлекательного, моральное от аморального, конструктивное от деструктивного, нравственное от безнравственного. Проблему усложняют информационные потоки, которые «растут лавинообразно» [3], что приводит к нехватке ресурсов индивида для сортировки получаемой информации, и, как следствие, к фрагментарности знания, т.е. разделению знания на отдельные невзаимоувязанные между собой элементы.

В такой ситуации появляется новая среда для манипулирования сознанием, ведь у третьих лиц или сил появляется возможность систематизировать личное информационное пространство за самого индивида. Особенную опасность в этом смысле представляют любые средства массовой информации, будь то печатные издания, радио, телевидение или интернет. Воздействуя комплексно при помощи художественных образов (фильмы, мультфильмы, музыка и т.д.), статей, определённого угла при подаче новостей, ток-шоу, ход которых контролируется ведущим и/или режиссёром, и рекламы, СМИ могут добиваться, сначала, навязывания тех или иных моральных и ценностных установок, а после контролировать поведение общества, будь то оценка обществом тех или иных событий или покупка определённых товаров. Развитию данных тенденций способствуют капиталистические ценности, установившиеся в качестве главенствующих, нацеленные на получение максимальных прибылей, не считаясь с методами.

Ещё более опасными становятся тенденции развития социальных сетей. Во-первых, они сами являются своего рода СМИ, достаточно сказать, что у большинства интернет-ресурсов, в том числе и дублирующих традиционные СМИ, под которыми имеются в виду радио, печатные издания и телевидение, есть публичная страница в социальной сети. Во-вторых, любая информация в социальных сетях может самокопироваться при помощи инструментов пересылки и репостинга. В-третьих, любая информация здесь является, в том числе, и дополнением, улучшением для построения всё более сложной структуры симулякра, что ведёт к неизбежному ассоциированию определённых симулякров с определённой  информацией. В-четвёртых, часто искусственно достигаемая распространённость информации (будь то за счёт популярных страниц или увеличения количества копий) ведёт к повышению иллюзии важности и правдивости информации, тогда как на деле это может быть не так. Более того, точно таким же образом, а именно за счёт ассоциирования и/или закрепления за позитивным симулякром, который мог стать популярным или позитивным за счёт совершенно иных сфер деятельности, могут распространяться суждения и заблуждения любого характера.

Судить об информатизации и влиянии на человека информационных технологий однозначно в рамках традиционных моральных и нравственных установок если и не невозможно, то очень проблематично. По причине того, что из-за отсутствия норм поведения в виртуальной среде, в информационном пространстве часто возникает иллюзия безнаказанности, а также зависимость от него и проецирование его на реальность, выглядит вполне необходимым формирование норм и культуры поведения в информационной среде, где девиантное поведение любой формы становится всё более опасным с развитием информационных технологий и всё большей зависимостью социализации личности от них.

 

Список литературы

  1. Владимирова, Т.В. Сетевые коммуникации как источник информационных угроз / Т.В. Владимирова // Социологические исследования. – 2011. – № 5. – С. 123–129.
  2. Раецкая, О.В. Социальные последствия информатизации / О.В. Раецкая // Перспективы Науки и Образования. – 2013. – № 1. – С. 68–72.
  3. Кременко, М.З. К проблеме информатизации общества в XXI веке / М.З. Кременко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Естественно-математические и технические науки». – 2006. – № 1 – С. 235–237.