^ Вверх

УДК 616-087:378

Пальчик А.А.

Павлюкевич Е. В.

 

Учащиеся 317 фа группы III курса специальности «Лечебное дело»

Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж»)

 

(научный руководитель – Голец Светлана Михайловна, преподаватель I квалификационной категории УО «Гродненский государственный медицинский колледж»)

 

ЖИВЫЕ ЛЕКАРИ – ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности анималотерапии влечении больных детей. Устанавливается профилактический и терапевтический эффект для человека от взаимодействия с животными.

 

Сложно переоценить роль животных в жизни и становлении человека на протяжении всего развития человечества. Животные в разные периоды, так или иначе, помогали человеку и физически, и духовно.

Для родителей больных детей именно лечение животными иногда становится спасательным кругом в море отчаяния и безнадежности. Некоторые мастера пера в своих произведениях отразили этот факт. Так, у русского писателя Александра Ивановича Куприна есть рассказ «Слон» о маленькой больной девочке, страдающей депрессией. Только, когда ей приснился сон про слона, девочка поняла, чего ей хочется. Любящие родители исполнили это желание – из местного зверинца привели настоящего слона, и после общения с ним девочка выздоровела!

Тысячи фактов убедительно говорят о том, что животные обладают удивительным даром исцеления людей, не только своими продуктами – мёдом, ядом, молоком, прополисом, но и своей «звериной душой». Такое лечение называется анималотерапией, при этом могут использоваться как настоящие животные, общение с которыми безопасно, так и их символы: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки.

Анималотерапия делится на несколько видов в зависимости от животного – “лекаря”:

  1. Иппотерапия – это вид терапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду.
  2. Канистерапия – это лечение собаками.
  3. Дельфинотерапия – дельфинами.
  4. Фелинотерапия – кошками.
  5. Орнитотерапия – птицами.
  6. Рыботерапия – аквариумными рыбками.

И это далеко не все животные-врачеватели наших душ и тел.

Анималотерапия в наше время признана во всех развитых странах, повсеместно созданы институты, занимающиеся исследованием влияния животных на людей, проводятся международные конференции и семинары, посвященные методикам лечения с помощью животных.

Всемирная организация здравоохранения признала, что живые существа находясь рядом с нами приносят огромную пользу, чтобы удостовериться в этом мы решили провести собственные исследования.

Объект исследования: человек, на которого воздействуют животные (живые или их образы).

Предмет исследования: состояние здоровья и психоэмоциональный фон человека, на которого воздействуют животные.

Цель учебно-исследовательской работы:

– установить профилактический и терапевтический эффект для человека от взаимодействия с животными и привлечь внимание людей к альтернативному способу лечения и реабилитации – анималотерапии.

Задачи учебно-исследовательской работы:

– изучить имеющуюся информацию о влиянии животных на здоровье и психоэмоциональный фон человека;

– проанкетировать группу людей, на которых воздействуют животные, и контрольную  группу респондентов, у которых нет домашних питомцев, а затем сравнить данные их состояния здоровья и психоэмоционального фона;

 – провести сравнительный анализ результатов исследования крови на глюкозу и биохимических анализов крови на уровень холестерина у владельцев животных с испытуемыми, у которых нет домашних любимцев;

– проанализировать, как поглаживание домашнего животного влияет на уровень артериального давления его хозяина;

– пообщаться с людьми, которые длительно занимаются анималотерапией, для того, чтобы узнать их мнение по поводу эффективности данного метода лечения и реабилитации;

– выяснить, какие психоэмоциональные реакции возникают у человека при общении с животными и их фотографировании;

– узнать, какое воздействие на здоровье и психоэмоциональный фон человека оказывает разглядывание изображений питомцев;

– разработать минисправочник и буклеты с информацией о лечении животными.

Материалы исследования:

– анкеты (смотреть приложение 1),

– результаты анализов крови на глюкозу и биохимических анализов крови на уровень холестерина,

– данные измерений уровня АД, опроса и наблюдения за пациентами.

Выбраны и осуществлены следующие методы исследования: социологический, математический и эмпирический.

Исследования проводились на протяжении 2016 года.

Разработаны анкеты для определения состояния здоровья и психоэмоционального фона людей (социологический и математический методы). Для анкетирования выбрано две группы респондентов (по 100 человек): в первую группу входили люди когда-либо являющиеся владельцами животных, а вторая группа респондентов – это те, у которых никогда не было домашних питомцев.

В каждую группу входило по 50 пациентов (по 50 %) УЗ «ГОКБ», по 30 испытуемых (по 30 %) – это учащиеся учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж», прочие (соседи, друзья, знакомые) – по 20 человек (по 20 %). Отобрано поровну респондентов женского и мужского пола как в первой, так и во второй группе. Средний возраст испытуемых, как первой, так и второй группы составил 37 лет.

Осуществлён сравнительный анализ результатов исследования крови на глюкозу и биохимического анализа крови на уровень холестерина  (математический метод) между пациентами, у которых есть домашние животные (1 группа – 50 человек), и теми, у которых их нет (2 группа – 50 человек). Для этого были отобраны пациенты от 40 до 50 лет, находящиеся в различных отделениях УЗ «ГОКБ».

Проанализировано, как поглаживание домашнего животного влияет на уровень артериального давления его хозяина (эмпирический метод). Для этого была отобрана группа из 100 человек. В неё вошли учащиеся Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж», а также их родственники, у которых есть домашние животные (в данном случае, кошки и собаки).

На протяжении трёх дней измерялось артериальное давление до поглаживания и после того, как испытуемые в течение 5 минут погладят животное. Проделывалось это 2 раза в день.

Опрошено 12 человек, причём 4 из них ездят на занятия по иппотерапии в течение 3-х месяцев, 4 – полгода, а 4 человека – около года. Им  либо их родителям (так как большая часть пациентов являлась детьми) было предложено представить лестницу достижений и оценить на сколько ступеней в состоянии здоровья смог подняться либо же, наоборот, опуститься он либо их ребёнок за то время, пока занимается данным видом терапии. Количество ступеней респонденты называли произвольно.

Нашли среди владельцев домашних питомцев ту семью, которая намеренно приобрела животное (собаку породы хаски) с лечебной целью для своего сына, который болен тяжёлой формой эпилепсии с задержкой психомоторного развития. Пообщались с этими людьми (социологический метод).

Для детей с особенностями психического развития учреждения образования «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно» проведено представление с дрессированными собачками «Барбоскин Шоу», после которого выяснено, как изменилось настроение 18 воспитанников этого центра (эмпирический и социологический метод). Для этого им было предложено оценить своё настроение до шоу и после него при помощи двух картинок на выбор – тучка и солнышко.

Организовано посещение зоопарка г. Гродно 24 учащимися ГУО «Гимназия № 5 г. Гродно» (9-10 лет). Детям была предоставлена возможность рассматривать и фотографировать животных, после чего учащиеся оценивали своё настроение по десятибалльной системе – до посещения зоопарка, во время осмотра обитателей его и  после фотосессии (эмпирический и социологический метод).

Проведён клинический эксперимент с использованием фотографий животных (эмпирический метод). Исследование осуществлялось в УЗ «ГОДКБ». Для этого в качестве экспериментальной группы было выбрано по 6 детей с эндокринной патологией и аллергическими заболеваниями, которые в течение недели помимо основной терапии просматривали ежедневно фотографии животных. Аналогичное количество пациентов, с идентичной патологией и примерно того же возраста отобрано для проведения сравнительного анализа (эта группа детей получала лечение, только назначенное их лечащим врачом). Осуществлено наблюдение и сравнительный анализ состояния здоровья детей при проведении данного исследования.

 

На основании результатов исследований выявлено, что домашние любимцы оказывают следующие благотворные воздействия:

на склад характера своих владельцев (большинство обладателей животных спокойные, терпеливые, добродушные),

на отношение их к жизненным неурядицам (владельцы животных легче переживают неудачи),

на вид деятельности (среди обладателей животных больше волонтёров и людей, занимающихся благотворительностью),

на наличие вредных привычек (владельцы животных меньше подвержены таким пагубным привычкам, как алкоголь и курение),

на свободное времяпровождение и круг интересов (обладатели животных чаще бывают на природе, любят путешествовать, посещают церковь или костёл, читают художественную литературу и др.),

на состояние здоровья (гораздо выше процент здоровых среди владельцев животных и обращаются они к врачу в основном в связи с медосмотром),

– на удовлетворённость своей жизнью (желающих что-либо изменить в своей жизни среди обладателей животных гораздо меньше, чем среди тех, у кого их нет),

на настроение (после общения с животными, фотографирования их  и разглядывания изображений животных возникают положительные эмоции).

Установлено, что домашние питомцы оказывают профилактический (у большего количества владельцев животных уровень глюкозы и холестерина в анализах крови в пределах нормальных цифр, а значит, они реже болеют такими заболеваниями, как атеросклероз и сахарный диабет, а также осложнениями этих заболеваний) и терапевтический эффект (поглаживание домашнего любимца приводит к нормализации цифр артериального давления либо же к приближению уровня АД к нормальным показателям в среднем на 5-10 мм рт. ст.).

В ходе исследования у нас получилось привлечь внимание людей к альтернативному способу лечения и реабилитации – анималотерапии, то есть поставленная цель учебно-исследовательской работы достигнута, задачи реализованы.

Практическую значимость нашей работы мы видим в учебной, воспитательной, просветительской, практической и волонтёрской деятельности.

Неся в мир добро – мы его получим обратно: кто-то в виде душевного, а кто-то в виде физического благополучия. На искреннюю заботу и любовь четвероногий или пернатый друг непременно ответит исцелением тела и души.

 

 

Список литературы

  1. Анцупова, И.И. Анималотерапия / И.И. Анцупова // Вокруг света. – 2006. – № 12 (2795).
  2. Ионова, Е. Пять научно доказанных фактов, что котики продлевают нам жизнь / Е. Ионова // Комсомольская правда в Беларуси. – 2015. – № 37.
  3. Анцупова, И.И. Иппотерапия / И.И. Анцупова // Педиатрия для родителей. –2006. – № 4.
  4. Гурвич, П.Т. Центр лечения верховой ездой / П.Т. Гурвич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – № 2 – С. 26–27с.
  5. Субботин, А.В., Ращевская, Л.Л. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. – Москва: «Макцентр. Издательство», 2004. – 71 с.
  6. Анималотерапия-лечение-животными [Электронный ресурс]. – Режим доступа : /https://vibiri.wordpress.com/2010/05/15/ – Дата доступа : 10.05.2017.
  7. Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей // Матер. VI Конгресса педиатров России «Неотложные состояния у детей». – Москва, 2000. – 177–178 с.
  8. Чуприков, А.П., Василевская, Н. Ю., Келюшок, С. В. Дельфинотерапия – Dolphin Assisted Therapy. Нац. мед. акад. последипломного образования им. П. Л. Шупика; Одес. дельфинарий. – Одесса : Астропринт, 2008. – 40 с.  
  9. Нестерова, Д.В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. – Москва: РИПОЛ классик, 2006. – 18–19 с.
  10. Арушанян, З.Л. Как кошка в дом вошла. Начальные этапы формирования подвида кошка домашняя (Felis silvestris catus) / З.Л. Арушанян // «Зоопрайс». – 2009. – № 1–2.