Иванашко А.Л. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ

УДК 811.161.1

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – З.З. Сидорович, доцент кафедры русской филологии ГрГУ им. Я.Купалы

Когнитивная лингвистика – это «лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации и трансформировании информации» [1, с. 12]. Когнитивная лингвистика исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, позволяет осознать языковые особенности человека и понять как его речь и высказывания влияют не только на поведенческие и коммуникативные стороны жизни людей, но и на внутренние психологические процессы и состояния.

Исследованиям в области когнитивной лингвистики посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых: С.А. Аскольдова, Д.С. Лихачева, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой, В.А. Кухаренко, Дж. Лакоффа, В.А. Масловой, М.В. Пименовой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, Л. Талми, Н. Хомского, А.П. Чудинова, И. Филмора и других [2, 3, 4].

Объектом нашего исследования является языковая картина мира студента. Материалом исследования послужили анкеты, результаты опроса студентов филологического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

Для описания языковой личности студента нами было проведено анкетирование. Респондентами стали студенты филологического факультета учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (97 девушек и 3 юноши). Таким образом, было получено 100 анкет.

Анкета состоит из трех блоков. В первом блоке мы предложили респондентам назвать своих любимых поэтов, писателей, художников, ораторов и т.д. Во втором – представить ассоциации к таким категориям, как «школа», «университет», «образование», «интернет» и др., и подобрать характеристики к буквам русского алфавита, в третьем – по начальной строке продолжить стихотворение.

«Героями времени» всегда становились музыканты, космонавты, политики, революционеры, писатели и ученые. Трудно определить, кто из них самый известный человек в мире и по каким критериям его можно выявить.

Категория «Любимый поэт». Самым популярным и любимым поэтом среди студентов филологического факультета ГрГУ имени Янки Купалы является Сергей Есенин – 26 упоминаний. Безусловно, С.А. Есенин является прецедентной языковой личностью, и выбор студентов здесь связан, скорее всего, с тем, что его стихи изучаются в школьной программе. Всем хорошо известны еще с обучения в начальных классах и не сложны для запоминания его стихотворения «Береза», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» и другие. Многие исследователи «крестьянского поэта», «последнего поэта деревни» Сергея Есинина отмечают народность его поэзии, предметность, напевность, говорят о том, что он прост для понимания, легкие слог и рифма, классический размер, сюжеты в большинстве своем незамысловаты [5]. Можно предположить, что современный сериал о жизни и творчестве Сергея Есенина в главной роли с Сергеем Безруковым также оказал влияние на языковое сознание молодежи.

Фамилия великого русского классика А.С. Пушкина встречается в 11 анкетах. Можно предположить, что выбор респондентов обусловлен тем, что А.С. Пушкин наряду с С.А. Есениным является прецедентной языковой личностью, но современной молодежи произведения А.С. Пушкина менее понятны и интересны в виду того, что они насыщены историзмами, старославянизмами, которые затрудняют восприятие и понимание текста в целом.

Поэзия И. Бродского и В.В. Маяковского – бунт против традиций. Их произведения одинаково приближены к прозе, одинаково динамичны. У поэтов свой язык, отличный от традиционного, который не сочетается с общепризнанными стилистическими нормами. Современную молодежь, скорее всего, привлекает эта независимость и неординарность, которая, кстати, отчасти присуща нынешнему молодому поколению.

Нужно отметить, что зачастую выбор падает на русскую классическую литературу и русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Цветаева, А. Ахматова и т.д.), однако нам встретились представители зарубежной (У. Шекспир, Г.Гейне) и белорусской литературы (М. Богданович, Я. Купала).

В одной анкете в качестве любимого поэта была обозначена советская актриса Фаина Раневская. Очевидно, что респондент, указавший ее в категории «Любимый поэт», ссылался на многочисленные ее крылатые фразы, афоризмы и изречения, которыми насыщен сегодня Интернет.

В двух анкетах данная позиция не была заполнена, в то же время были случаи, когда отвечающие делали множественный выбор и указывали несколько известных поэтов.

Знакомство с писателем начинается с чтения книг. Значит, любимый писатель – автор любимых книг. Именно через призму произведений, написанных тем или иным автором, мы проанализировали категорию «Любимый писатель».

Самыми популярными здесь были Ф.М. Достоевский и М.А. Булгаков – 9 упоминаний. Вероятно, это связано с большой известностью их произведений «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита», которые изучаются в рамках школьной программы. 7 упоминаний – Э.М. Ремарк и Л.Н. Толстой, В. Быков, А.П. Чехов и С. Кинг  – 6 упоминаний, менее частотными были такие авторы, как О. Генри, У. Шекспир, А.А. Ахматова, Ч.Т. Айтматов, М.Ю. Лермонтов, П. Коэльо и т.д. Нужно отметить, что география писателей весьма широка и разнообразна. Выбирают белорусских писателей (В. Быков, К. Крапива, Я. Купала, И. Шамякин), русских (Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов) и зарубежных (У.Шекспир, П. Коэльо, К. Дойл, А. Дюма). Предпочтение молодые люди отдают все же зарубежной литературе, по нашим подсчетам респондентами упомянуто 17 зарубежных авторов, 11 – русских и 7 – белорусских.

Категория «Любимая книга» тесно связана с предыдущей категорией, однако она оказалась весьма разнообразной. Здесь нашли отражение произведения русской литературы («Мертвые души», «Гроза», «Война и мир», «На дне», «Братья Карамазовы» и др.), зарубежной («Айвенго», «Портрет Дориана Грея», «Гарри Поттер», «Унесенные ветром», «Житейские воззрения кота Мурра» и др.) и белорусской литературы («Людзі на балоце», «Дзікае паляванне караля Стаха», «Сэрца на далоні»).

Отличается эта категория и тем, что здесь есть произведения классической литературы, которые были написны в период с XIX по XX века («Сэрца на далоні», «Повелитель мух»,«Преступление и наказание», «Гроза», «Кладбище домашних животных» и др.), однако немало произведений современной литературы («Виноваты звезды», «50 дней до моего самоубийства», «Дом странных детей» и др.).

В категории «Любимый композитор» представлены как русские (М.И. Мусоргский, П.И. Чайковский), так и зарубежные (И.С. Бах, Ф. Шопен, В. Вивальди) авторы. Зачастую выбор респондентов падает на представителей классической музыки – Ф. Шопен, П.И. Чайковский, И.С. Бах, М.П. Мусоргский и др. Уже давно учеными доказано, что классическая музыка положительно влияет на организм, психологическое и эмоциональное состояние человека. Прослушивание бессмертных произведений великих композиторов с детства помогает развиваться в интеллектуальном плане, обладать большей стрессоустойчивостью. Самой частоупоминаемой личностью в данной категории является австрийский композитор и музыкант В.А. Моцарт (23 анкеты). Он считается одним из самых популярных классических композиторов, оказавших влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

25 респондентов ничего не указали. Вероятно, это связано с музыкальной безграммотностью современной молодежи. Молодые люди редко слушают классическую музыку, не интересуются ею, потому затрудняются назвать имена композиторов. Современное музыкальное искусство развивается во множестве направлений, в том числе и классическом. Несмотря на то что у многих классическая музыка ассоциируется исключительно с Моцартом (23 упоминания) и Л. ван Бетховеным (15 упоминаний) и считается уделом далекого прошлого, современные эстрадные композиторы-песенники достойны не меньшего внимания: К. Меладзе – 3 упоминания, В. Меладзе и И. Крутой – по 1 упоминанию.

Категория «Любимый художник». Во все времена живопись являлась отражением происходящих вокруг событий и представлений человека о жизненных ценностях. Живопись – древнейший вид искусства – передает зрительные образы с помощью кисти и красок, а в наше время и баллончиком с краской. Казалось бы, в современном мире интерес к живописи угас, однако, наше исследование показало, что молодежь знает мэтров художественного искусства. Лишь в 22 анкетах эта позиция оказалась не заполненной. Анализируя выбор, можно смело заявить, что в нашем современном обществе классическому искусству всегда было и есть место.

В отличие от кинематографа ораторское искусство, которое начало свое развитие еще в Древней Греции, а его секреты и законы используют и в настоящее время, сейчас пользуется меньшей популярностью. В 57 случаях респонденты не смогли заполнить категорию «Любимый оратор».

Марк Тулий Цицерон – древнеримский политический деятель, оратор и философ – встречается в 11 анкетах. Цицерон оставил обширное литературное наследие, существенная часть которого сохранилась до наших дней. Немаловажным фактором является и то, что имя Цицерон («Цицероний») на слуху, потому как зачастую его именем сейчас называют конкурсы ораторского мастерства. Заслуживает внимания упоминание Иисуса Христа как оратора. Его ораторское искусство является важной частью риторического наследия. У Христа был величайший дар убеждения. Его ораторское мастерство было ненавязчивым, идущим от сердца, и именно поэтому люди прислушались к нему.

Нередко ораторами студенты указывают общественных и политических деятелей, так или иначе известных публичными выступлениями: У. Черчилль – британский государственный и политический деятель (10 упоминаний), В.И. Ленин – российский революционер, советский политический и государственный деятель (6 упоминаний), В.В. Жириновский и А. Гитлер – 5 упоминаний, Г.Ю. Цезарь, И.В. Сталин и В.В. Путин – 2 упоминания, Платон, Аристотель, Наполеон I Бонапарт и др. – 1 упоминание.

В результате проведенного исследования мы рассмотрели языковую личность студента начала XXI века – личность, сознание которой образуют знания, производимые культурой, – сосредоточив внимание на анализе культурных концептов. Функционируя в деятельности и сознании конкретного индивида, эти знания создают представление об особенностях мироощущения, миропонимания, самопрезентации и самооценки языковой личности как представителя определенной культуры в конкретный период развития общества. Анкетирование, в котором приняло участие 100 студентов филологического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, позволило выявить важные в социокультурном отношении понятия, представляющие собою ценность, вербализованную идею, значимую для личности студента.

Языковая личность студента ГрГУ имени Янки Купалы – это многогранная развивающаяся «система» со своими ценностями и приоритетами, которые претерпевают заметные изменения ввиду стремительного развития современного общества. Знание и понимание концептосферы молодого поколения должно содействовать развитию гармоничной и культурной языковой личности, способной принимать участие в современном диалоге культур.

Список использованных источников

  1. Абрамова, Е.И. Когнитивная лингвистика: пособие для студ. филологических спец. вузов / Е.И. Абрамова. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2002. – 79 с.
  2. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику / В.А. Маслова. – М., 2004. – 266 с.
  3. Маслова, В.А. Ведение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие / В.А. Маслова. – 3-е изд., испр. – М. : Флинта, 2007. – 296 с.
  4. Schwarz, М. Cognitive Semantiktheorie und neuropsychologische Realitftt: reprflsentationale und prozedurale Aspekte der semantischen Kompetenz / M.Schwarz. – Tоbingcn: M. Nie-meyer, 1992. – V I. – 163 S.
  5. TheQuestion [Электронный ресурс]. – М., 2018. – Режим доступа: https://thequestion.ru/questions/28775/pochemu-shkolniki-i-studenty-v-olshinstve-svoem-lyubyat-esenina-i-nenavidyat-mayakovskogo .
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.