Кащиц Д.И. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

УДК 373.3

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Н. С. Михайлова, доцент кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ им. Янки Купалы

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский

В современном системе образования большое значение уделяют сочетанию разнообразных форм и методов работы на уроке в начальной школе, с целью повышения эффективности обучения и воспитания детей. Одним из таких средств повышения эффективности урока в начальной школе является игра. Вместе с тем, использование детской игры на уроке обусловливает необходимость осознания сущности понятия «игра», ее структуры и функций.

Игру исследовали в своих работах такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, Т. А. Маркова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и многие другие.

В настоящее время в научной литературе существует большое количество различных определений понятия «игра». С целью систематизации данных и определения сущностных признаков игры нами была составлена таблица характеристики понятия «игра» (таблица 1).

Таблица 1. – Характеристика понятия «игра»

Автор Ключевые слова Характеристики Ссылка
К. Д. Ушинский

 

Действительность Для дитяти игра –  действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. [12, с. 439]
Л. С. Выготский Вид деятельности Игра – своеобразный вид деятельности, в которой ребенок удовлетворяет какие-то потребности, какие-то побуждения. [6,
с. 62-68]
Д. Б. Эльконин Деятельность Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. [17, с.14]
П. С. Гуревич Вид неподуктивной деятельности Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. [5, с. 236]
А. Н. Леонтьев Непродуктивная деятельность Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в ее результате, а в содержании самого действия. [9, с. 305]
Т. В. Эксакусто Вид развивающей деятельности Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности. [16, с. 155]
К. Гроос Занятие Игра у ребенка составляет главное содержание его жизни; приятно са­мо занятие, которое производится без всякой внешней цели; является только своеобразным способом проявления различных инстинктов и влечений. [3, с. 57,
с. 73]
А. М. Новиков Игра по правилам Игра – это игра по правилам, о которых заранее договорились между собой участники, и она внутренне гораздо более организована, чем окружающая жизнь. [10, с. 382]
Э. М. Эведон Система соперничества Игра, как таковая, – это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников. [15, с. 19]
А. А. Грузберг

 

 

Серия транзакций Игрой мы называем серию последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к четко определенному предсказуемому исходу. Иначе говоря, это набор повторяющихся транзакций, внешне благовидных, с замаскированной мотивацией, или, если перевести на человеческий язык, – серия ходов, содержащих скрытую ловушку или подвох. [4, с.31]
Л. М. Фридман Сфера общения детей Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения. [13, с. 130]
О. С. Газман Сфера человеческой активности Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. [2, с. 9]
С. А. Шмаков Феномен общечеловеческой культуры Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершины. [14, с. 5]

Таким образом, игра является видом деятельности в определенной ситуации, которая ориентирована на воспроизведение и усвоение социального опыта, на удовлетворение необходимой потребности в отдыхе и развлечении, а так же снятие стрессового напряжения и на развитие положительных качеств личности. Игра занимает важное место в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку является сферой общения детей. Игровой процесс ориентирован на подражание детьми действий взрослых, в результате чего происходит познание окружающей действительности [6, с. 45].

Благодаря такому виду деятельности, как игра, происходит развитие качеств личности:

  • интеллектуальных (логика, дедукция, произвольность, умение прогнозировать, абстрактное, образное и аналитическое мышление и др.);
  • социальных (самостоятельность, активность, трудолюбие, смелость, ответственность и др.);
  • физических (ловкость, выносливость, сила воли, быстрота, гибкость и др.).

В процессе игровой деятельности дети проходят определенный процесс обучения: познают что-то новое для себя, акцентируют внимание на нестандартных ситуациях, увеличивают словарный запас.

Структура игры – это характерная основа, наличие которой необходимо для игры, отражающее взаимосвязь структурных игровых единиц.

Для осознания того, что действительно входит в структуру игры важно ответить на вопрос: «Без чего игра не может существовать?» При ответе на данный вопрос становиться ясно, какие именно элементы, слагаемые составляют сложную структуру игры.

 Игра имеет многогранную структуру, ее основными элементами являются: тема, сюжет, роли, игровой материал, правила игры, игровые действия, игровое пространство и время, участники игры [7, с. 170].

Сюжет игры отражает те действия, которые воспроизводятся детьми в игре.

Роли подразделяются на главные и второстепенные. Само понятие роль обозначает позицию ребенка в данной деятельности, которую он способен отображать в соответствии с сюжетом игры.

Игровой материал представляет собой различные предметы, игрушки, вещи, которые используются в процессе игрой деятельности.

Правила игры – это положения, которые устанавливают тот или иной порядок действий.

Игровые действия представляют собой моменты игры, воспроизводимые ребенком как средство осуществления сюжета.

Участники игры – те, кто выявил желание, и готовность играть по заданной теме с определенными правилами.

Еще одной не менее важной характеристикой игры являются функции игры, так как необходимо понимать для чего игра как особый вид деятельности предназначен.

Выделяют следующие функции игры: коммуникативная, деятельностная, компенсаторная, воспитательная, дидактическая, прогнозирующая, моделирующая, развлекательная, релаксационная, психотехническая, развивающая [8, с. 207].

Коммуникативная функция игры отвечает за установление контактов со всеми участниками игрового процесса. Общение необходимо для обмена информацией, в ходе которой младшие школьники учатся правильно оценивать и воспринимать окружающих людей.

Деятельностная функция игры показывает взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром. Благодаря такой функции младший школьник акцентирует внимание на отношения человека с его окружением.

Компенсаторная функция игры способствует восстановлению энергии, эмоциональной стабильности, тонизирует психологические нагрузки. Для младших школьников очень важна смена деятельности. Игра способна помочь восстановить силы, снизить напряженность учения.

Воспитательная функция игры проявляется в том, что она организует деятельность человека, воспитывает необходимые в нем качества. В ходе игры ребенок не только приобретает новые знания, но и развивает в себе положительные качества личности.

Дидактическая функция игры отвечает за развитие различных умений и навыков. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [11, с. 125].

Прогнозирующая функция игры стремится предсказать дальнейшую деятельность. Игра невозможна без правил, а они и задают ритм последующей активности ребенка.

Моделирующая функция игры способна отражать условные ситуации, созданные для воссоздания и усвоения социального опыта. Игра для ребенка отражает реальность, в ней ребенок может смоделировать и проиграть любые ситуации из жизни, заданные учителем.

Развлекательная функция игры в том, что она создает благоприятную положительную атмосферу, способствует установлению эмоциональной комфортности. Для младших школьников, у которых ведущим видом деятельности является учение, важно иметь возможность развлечения. Это непосредственно дает игровая деятельность.

Релаксационная функция отвечает за снятие эмоциональной напряженности. При получении значительной нагрузки на уроке с помощью игры учитель может создать для детей благоприятные условия, в ходе которых энергетические силы будут восстановлены.

Психотехническая функция игры заключается в перестройке психики участников игрового процесса для получения и усвоения новой информации. Существуют игры, учитывающие психические особенности младших школьников, и их изменения в процессе игры.

Развивающая функция игры заключается в том, что «игра нацелена на развитие личности подрастающего поколения, ориентированна на творческую активность и благоприятное эмоциональное состояние» [7, с. 222].

Таким образом, в научной литературе определены сущностные признаки игры, раскрыты ее структура и функции. Игровая деятельность младших школьников может быть тесно связана с их учебной деятельностью. Для подтверждения этого необходимо систематизировать представления об учебной деятельности младших школьников с использованием различных игр и без них, что является предметом нашего дальнейшего исследования. 

Список использованных источников

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-68.
  2. Газман, О. С. Каникулы: игра, воспитание / О. С. Газман. – Москва, 1988. – 160 с.
  3. Гроос, К. Душевная жизнь ребенка / К. Гроос. – Киев, 1916. – 172 с.
  4. Грузберг, А. А. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений / А. А. Грузберг. – Екатеринбург : ЛИТУР, 1999. – 162 с.
  5. Гуревич, П. С. Игра. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. / П. С. Гуревич. –  СПб. : OOO «Алетейя», 1998. – 447 с.
  6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
  7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд., исправ. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  8. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 474 с.
  9. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения, т. 1. – М. : Педагогика, 1983. – С. 303-323.
  10. Новиков, А. М. Методология образования /А. М. Новиков. – Изд-е второе. – Москва: «Эгвес», 2006. – 488с.
  11. Педагогический энциклопедический словарь / ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  12. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – Ленинград : Издательство Академии педагогических наук, 1948. – 629 с.
  13. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. – М. : Просвещение. – 1991. – 250 с.
  14. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – М. : Новая школа. – 1994. – 80 с.
  15. Эведон, Э. М. Игра, игры и технический прогресс / Э. М. Эведон // Импакт. – 1984. – № 2. – С. 19.
  16. Эксакусто, Т. В. Справочник психолога начальной школы / Т. В. Эксакусто. – М. : Феникс. – 2006. – 443 с.
  17. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : ВЛАДОС.  – 1978. – 292 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.