Сенокосов С.А. МЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)

УДК 004.8 316.472.415

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – З.З. Сидорович, доцент кафедры русской филологии ГрГУ им. Янки Купалы

Социальные сети отражают процессы мира, создают у пользователей образ современных тенденций, в связи с этим играют важную роль в воспитании привычек, образов жизни отдельных личностей и даже целого национального характера. Немаловажной частью интернет-дискурса являются мемы. Существует множество сообществ, посвященных данной тематике. Все зарегистрированные пользователи социальных сетей так или иначе связаны с рассматриваемым феноменом. Проблема же типологии мемов является одной из самых актуальных, новизна явления интернет-мем дает широкое пространство для изучения, потому как исследований по данной теме практически нет.

Цель статьи – рассмотреть типологию интернет-мемов.

Объектом исследования являются интернет-мемы. Материалом исследования стали 200 мемов из социальной сети «Вконтакте». Предмет исследования – особенности типологии мемов в интернет-дискурсе.

Ю.В. Щурина предлагает в качестве оснований для классификации следующие критерии:

  • по источнику возникновения;
  • по способу выражения мема;
  • по структуре мема [1, c. 87].

«Первоисточником» для мема или его прецедентным текстом может стать абсолютно любое явление. По этой причине весьма правомерно утверждение о том, что точная классификация по данному критерию практически невозможна. Мы же выделяем следующие типы мемов по источнику их возникновения:

1) Мем-фотография, связанный с выраженными субъектом фото эмоциями (24% от всего собранного материала). Чаще всего такой мем изображает человека с некой гиперболизировано выраженной эмоцией. Например, Возмущенная девочка, Недоумевающий Джеки Чан, Американский Психопат, Да что вы говорите? Подозревающая Собака, Пьяный Кот и т.д..

2) Мем, связанный с какой-либо смешной запоминающейся фразой, либо целым монологом (9%). Например, «Денег нет, но вы держитесь» (фраза премьер-министра России Д.А. Медведева). Однако личность, породившая высказывание, не обязательно должна быть знаменитой. Например, интервью женщины в красном кандибобере: «Если я ношу кандибобер на голове, это не значит, что я женщина или балерина».

3) Мем, основанный на моменте из какого-либо фильма/ мультфильма или актерской игре (13%). Например, Whatastory, Mark? (англ. Что за история, Марк?) – это раза из фильма «Комната», ставшего культовым благодаря плохому центральному актеру. Мем Дикарь-Спанч Боб из мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны»; мем Грустный Макконахи, изображающий плачущего персонажа из фильма «Интерстеллар» и т.д.

4) Мем, основанный на песне (6%). Чаще всего такие мемы имеют свойство по-разному интерпретироваться. Например, песня «Shootingstars» накладывается на различные видео, в которых любые неподходящие для этого персонажи летают в космосе, в океанах или по горам. Комический эффект таких мемов заключается только в смешном видеоряде. Песня «ThugLife» стала мемом-символом чьей-либо удачи. Например, если человек удачно провернул какую-либо аферу или преуспел в чем-либо.

5) Мем, связанный с неудачным музыкальным видеоклипом (6%). Иногда бывает, что сама песня никакого интереса для интернет-пространства не представляет, а вот видеоклип на эту песню, наоборот, вызывает всеобщий смех. Например, клип группы «Стекловата» на песню «Новый год». Неудачно подобранная одежда и неправдоподобный фон сделали видео культовым. Несмотря на то что клип вышел в начала 2000-ых, его смотрят до сих пор.

6) Мемы, представляющие определенного человека, его поведение, характер либо внешность (10%). Очень часто такие мемы презентуют личность и характерную для нее фразу. Например, мемы с С.Е. Дружко, который в 2008 году вел программу «Необъяснимо, но факт». Ему принадлежит один из самых популярных мемов: «Сильное заявление! Проверять я его, конечно, не буду». Интересно, что С.Е. Дружко стал популярным через 8 лет после закрытия его шоу, в интернете он приобрел такую известность, что вскоре снова стал появляться на телевидении. Его образ, манера речи и поведения, крылатые фразы сделали из самой его личности мем.

7) Мемы, связанные с произведениями искусства (10%). Важно отметить, что произведения искусства не обязательно должны быть широко известными, что мы покажем на следующем примере. Так, один из самых популярных мемов 2016 года – это мем «Ждун». Образ самого Ждуна получил колоссальную популярность, с его изображением появились игрушки. Первоисточником же является скульптура Маргрит ван Бреворт, которая была создана в рамках конкурса медицинского университета, потому изображает некое существо, находящееся в ожидании собственной участи [2].

8) Мемы-объекты, в основе которых лежит некая организация или учреждение (3%). Такие мемы чаще всего носят сатирический характер, то есть направлены на высмеивание изъянов и пороков. Например, мем Почта России, ставший буквально символом медлительности и некомпетентности.

9) Мемы, связанные с определенным слоем общества (19%). Такие мемы основаны на стереотипных представлениях о том или ином типе людей. Например, мем Гуманитарий, Технарь, Депутат и т.д.

Второе основание для классификации, то есть способ выражения, позволяет выделить следующие типы функционирующих в современном интернет-пространстве мемов: текстовый мем (19% от 200 единиц); мем-изображение (24%); медиамем (10,1%); гиф (7%); креолизованный мем (39,9%) [1, с. 87].

Стоит отметить, что многие из этих типов делятся на более узкие подгруппы, потому как интернет-мемы не нормализованы, имеют широкие границы варьирования и приобретают все больше способов выражения.

Так, текстовые мемы могут быть представлены посредством:

  • одного слова (25,7%): Например, дратути – искаженная форма слова «здравствуйте». Также можно привести в пример следующие мемы: Остановитесь, Внезапно, Упячка, Красавчик, Изи, Ор и т.д.;
  • фразы или выражения, состоящие из нескольких слов (30%). Например, Вот так вот, Вот это поворот, Дайте два, Мопед не мой, Капитан Очевидность, Горизонт завален, Слава роботам, Это Спарта и т.д.;
  • текстовые фрагменты, которые начинают или заканчивают предложение (44,3%): То чувство, когда…, Нельзя просто так взять и…, Я один не…, Мне одному кажется, что…, … Занавес, Мне кажется, или… и т.д.

Следующий тип – это мемы-изображения, которые также существуют в трех разновидностях:

  • узнаваемое, прецедентное изображение, в котором главное внимание обращено на самого персонажа мема (35%). Например, Питер Паркер-хитрец, Недоумевающий Джеки Чан, Troll Face, Poker Face, Forever Alone и т.д.;
  • фотошоп – результат творческой переработки изображения с помощью графического редактора (39%). В такой разновидности мемов также присутствует прецедентный текст, однако он является частью композиции и не сосредоточивает на себе все внимание. Самыми популярными являются мемы Свидетель из Фрязино, Бегущий школьник и Девочка с пузырями.
  • изображения, содержащие обобщенный образ, который воплощает представление о данном персонаже (26%): Котэ, Школьник, Студент и т.д.

Следующий тип – это медиамемы (5%). Они представляют собой комические видеосюжеты, которые размещаются на личных страницах пользователей, передаются друг другу, оставляются в комментариях и используются в диалогах. Специфика их функционирования заключается в возможности многократного воспроизведения одного видео. Так, существует программа Coub, которая «зацикливает» короткие видео, делая их таким образом бесконечными. Например, Опасный Поцык, Мистер Трололо, Очки Надо?, Наталья Морская пехота, Какие нароктики? и т.д.

Границы мемов очень подвижны, поэтому очень часто фразы и персонажи из медаимемов становятся более популярными. Так, узнаваемость медиамема служит основой для его дальнейшего использования: отсылки к ролику «Очки надо?» функционируют в медиарекламе. При этом довольно часто лексика и грамматика мема могут претерпевать различного рода изменения.

Следующий тип мемов по способу выражения – это гифы (гифки), которые представляют собой анимированные либо реальные «зацикленные» изображения. Гифки, как правило, фиксируют какую-либо реакцию или определенное действие. Например, очень популярным является мем-гиф FacePalm, который обозначает стыд.

Следующий тип более сложный – это креолизованный мем, который является разновидностью креолизованных текстов, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей (вербальной и невербальной, принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык) [3, с. 180]. Основными компонентами креолизованного мема являются вербальная часть (надпись/подпись) и иконическая часть (рисунок, фотография). Чаще всего креолизованный мем создают путем добавления текста к узнаваемым лицам, например, Филологическая дева, Злой Школьник, Злой Ботан, Злая Училка, Котэ и т.д. То есть это мемы, содержащие на стандартном заданном фоне изображение прецедентного образа, сопровождающегося текстом. При этом изменяющейся частью всегда является надпись, а фон и изображение остаются стандартными. При прочтении сопровождающих изображение надписей часто возникает эффект неоправданного ожидания, что и обеспечивает смеховую реакцию. Часто в качестве задающей сюжет фразы используют некий прецедентный текст, а концовка может быть дописана самим автором мема, что и вызывает комический эффект.

Таким образом, мемы – это очень широкое понятие, а их типология – сложный предмет для лингвистического исследования, потому как полная свобода в распространении информации в интернете ведет к быстрому появлению и исчезновению определенных мемов, некоторые из которых «эволюционируют», переходя из одного типа в другой. Достаточно устойчивой, однако, при этом практически необъятной, является типология по происхождению мемов, когда как остальные критерии предполагают возможность перехода.

Список использованных источников

  1. Щурина, Ю.В. Интернет-мемы: проблема типологии / Ю. В. Щурина // Научный диалог. – 2014. – №6. – С. 85–89.
  2. Sculptures in Leiden exhibition is intriguing and endearing [Электронныйресурс] // под ред. N.V. Flor. – Режим доступа: https://www.universiteitleiden.nl/en/news/2016/05/beelden-in-leiden-eng. – Дата доступа: 01.02.2018.
  3. Сорокин, Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин // Оптимизация речевого воздействия / Ю. А. Сорокин. – М. : Самиздат, 1990. – С. 180–181.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.