УДК 373.1
ГУО «Гродненский областной институт развития образования», г. Гродно
Научный руководитель – Л. М. Тарантей, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета профессионального развития ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
Становление системы повышения квалификации педагогических работников на территории Республики Беларусь относится к 40-м гг. ХХ века. В период нахождения страны в составе СССР характеризуется складыванием система повышения квалификации, формированием ее важнейших структурных и функциональных компонентов. Именно советские ученые начинают рассматривать сущность понятий «система», «квалификация», «повышение квалификации», «система повышения квалификации».
В педагогической науке теоретическая разработка понятия «система» представлена в работах многих авторов, таких как О.А.Абдуллиной [1], Ю.К.Бабанского [2], Б.С.Гершунского [3], М.Т.Громковой [4] и др. Каждый из них по своему трактует термин, определяя сущностную характеристику, но ученые сходятся в определении основных признаков системного качества:
1) система представляет собой совокупность компонентов, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом, что определяет ее целостность;
2) каждый объект может быть представлен как система. В связи с эти любая система может включать подсистемы и сама выступать в качестве подсистемы более высокого порядка;
3) качество системы в целом несводимо к простой сумме качеств, входящих в нее элементов. Это интеграционное качество, составляющее отличительную особенность конкретной системы;
4) каждая система обладает главным системообразующим признаком;
5) система находится во взаимодействии с внешней средой, но внутренние связи системы между отдельными ее компонентами являются более сильными, что обеспечивает целостность системы.
Значит, в педагогике под системой подразумевается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.
Советские авторы большое внимание уделяли исследованию системообразующих компонентов педагогического процесса повышения квалификации, в частности, Ю.К.Бабанский, Н.В.Кузьмина, П.В.Худоминский [2, 5, 6].
Ю.К.Бабанский считал, что к этим компонентам можно отнести социально обусловленные цели обучения, содержание обучения, формы и методы деятельности педагогов и обучаемых, анализ и самоанализ результатов обучения, а также дидактические условия, к которым отнес учебно-материальную базу, внешнее влияние, морально-психологический климат [2]. Н.В.Кузьмина предполагала, что к группе компонентов системы должны быть отнесены потребности общества (как социально значимые цели), способы достижения целей (формы, методы, средства), содержание передаваемой информации, подготовленные педагогические кадры, контингент людей с потребностью в образовании [5].
П.В.Худоминский выделил следующие компоненты процесса повышения квалификации: цели функционирования, содержание, организационные формы и методы, условия повышения квалификации, преподавательские кадры и педагогические работники, повышающие квалификацию [6]. Данный ученый пытался проанализировать процесс повышения квалификации уже с позиций системного подхода.
Современные российские ученые дают различные трактовки понятию «повышение квалификации». Приведем пример лишь некоторых из них. Согласно В.М. Полонскому, повышение квалификации – это «обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для новой профессиональной деятельности» [7]. Г.У.Матушанский под повышением квалификации подразумевает «обновление теоретических знаний граждан в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью современных методов решения профессиональных задач» [8].
Белорусские исследователи придерживаются системно-деятельностного подхода к оценке понятия «повышение квалификации». Наиболее ярким представителем данного направления является А.И.Жук, который считает, что в обыденном понимании смысла слова «квалификация» – это ничто иное, как качество выполнения той или иной деятельности, а приобретение нового знания или овладение им каким-либо дидактическим средством рассматривается как повышение квалификации. Однако педагог не только выполняет определенную мыследеятельность, но и вступает в особые отношения с ней. Эту своеобразную «активность, в основе которой лежит усиление, направленное на изменения, смену некоторых структур мышления и деятельности, мы и называем квалификацией, а изменение ее масштаба и глубины – повышением квалификации» [9, с. 90].
А.И.Жук дает еще одно определение «повышению квалификации» – это «обучение по дополнительным образовательным программам с целью роста профессионализма и компетентности, освоение новых функциональных обязанностей без получения новой специальности и квалификации» [9, с. 26].
О.В.Сурикова считает, что квалификация во многом связана с опытом профессиональной деятельности. Приобретая опыт (значит и квалификацию), специалист приобретает профессиональные ценности и стереотипы. Поэтому, по мнению О.В.Суриковой, «во многом повышение квалификации – это изменение профессиональных ценностей (стереотипов)» [10, с. 31].
На наш взгляд, повышение квалификации является подсистемой более общей системы – системы образования, которая в свою очередь является подсистемой общества в целом. Прав в этом случае Б.С.Гершунский, считающий, что «любая система должна вырастать из исторически складывающихся, преемственных и весьма медленно сменяющих друг друга доктрин, а с другой стороны – она должна быть естественно прогностичной, устремленной в будущее» [3].
По мнению Б.С.Гершунского, о системности можно судить по наличию определенных качеств, таких как: гибкость, экономичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность [3]. По отношению к повышению квалификации, эти качества можно, например, применить таким образом: гибкость – в условиях быстро меняющейся ситуации в мире, повышение квалификации выдерживает испытание временем и, более того, быстро набирает темпы; преемственность заключается в том, что обучаются люди с уже имеющимся высшим образованием; динамичность заключается в ее способности изменяться в соответствии с требованиями времени и общества, прогностичность с ее устремлениями в будущее и т.д.
Каждый из представленных подходов к трактовке понятия «система повышения квалификации» имеет право на существование. И сегодня не утратили своей актуальности взгляды советских ученых, на достижения которых опираются многие современные исследователи. Можно с уверенностью сказать, что такое разнообразие мнений и подходов, дает возможность другим исследователям делать свои предположения и их аргументировать.
Список использованных источников
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. – М. : Просвещение, 1990. – 141 с. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0131/2_0131-1.shtml – Дата доступа: 14.02.2018.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/babanskiy_izbrannye-pedagogicheskie-trudy_1989/go,4;fs,1/ — Дата доступа: 29.12.2017.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для ХХІ века / Б. С. Гершунский. – М., 1998. – 608 с.
- Громкова, М. Т. Педагогические основы образования взрослых / М. Т. Громкова. – М. : МСХА, 1993. – 166 с.
- Остапенко, А. А. Теория педагогической системы Н.В.Кузьминой: генезис и следствия / А. А. Остапенко. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%81/Desktop/teoriya-pedagogicheskoy-sistemy-n-v-kuzminoy-genezis-i-sledstviya.pdf – Дата доступа: 29.12.2017.
- Худоминский, П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.) / П. В. Худоминский. – М. : Педагогика, 1986. – 184 с.
- Матушанский, Г. У. Современное состояние и перспективы развития дополнительного профессионального образования преподавателей / Г. У. Матушанский, Г. В. Завада. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/2030/1/vestnik_39_23.pdf – Дата доступа: 29.12.2017.
- Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский – М. : Высшая школа, 2004 – 512 с. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1723205/ – Дата доступа: 29.12.2017.
- Жук, А. И. Концепция ИПК как центра развития образовательных практик / А. И. Жук, М. А. Гусаковский, Н. Н. Кошель, Ю. Э. Краснов, Б. В. Пальчевский, А. А. Полонников. – Минск : БГУ, 2013. – 125 с.
- Сурикова, О. В. Организационно-педагогические условия поддержки квалификации педагогических работников / О. В. Сурикова // Кіраванне ў адукацыі. – 2011. – №1. – С. 26-32.