Солодухо Е.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ

УДК 159.9

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно 
Научный руководитель – Л.В. Марищук, доктор психологических наук, профессор 

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для современного общества. Актуальность темы несомненна, так как число несовершеннолетних с девиантным поведением стремительно растет, что проявляется в вызывающем по отношению к взрослым и сверстникам поведении. Психологические исследования учёных посвящены изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности, нарушениям  социализации и правонарушениям подростков (Г.С.Абрамовой, М.А.Алемаскина, Н.П.Аникеевой, С.А.Беличевой, А.Д.Глоточкина, И.В.Дубровиной, В.В.Знакова, Е.Я.Иванова, А.Г.Ковалёва, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, В.Т.Кондрашенко, А.Е.Личко, Г.М.Миньковского, И.А.Невского, К.К.Платонова Е.Э.Смирновой и др).

Одна из основных проблем подросткового возраста — проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей.

Понятие «социометрический статус» человека включает в себя положение индивида в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый индивид имеет собственное представление о занимаемом и желаемом месте в обществе, и строит свое поведение в соответствии с этим, несомненно, оказывает определенное влияние на формирование его личности. В отличие от социального статуса социометрический статус включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений. Таким образом, социометрический статус характеризуется наличием взаимосвязи с когнитивной и аффективной сторонами личности.

Неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются основной причиной нарушения общения со сверстниками. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.

Многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Термином «агрессивность» Т.Б.Дмитриева обозначает как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а так же склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как агрессивное [1, с.12].

А.Басс и А.Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

  1. Физическая агрессия – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
  2. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.
  3. Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  6. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительное или выдуманное действие.
  7. Подозрительность –отношение к людям в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  8. Чувство вины – убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло; а так же ощущаемые им угрызения совести [2].

И.А.Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей: дети, склонные к проявлению физической агрессии, вербальной агрессии, косвенной агрессии, а также дети, склонные к проявлению негативизма [3].

С целью изучения взаимосвязи агрессивного поведения и социометрического статуса у детей подросткового возраста нами было проведено исследование, в котором приняли участие ученики 11-х  и 6-х классов СШ № 32 г. Гродно. Общее число испытуемых 63 (30 девушек и  32 юношей) в возрасте  12-17 лет.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1) выбор методов исследования;

2) изучение основных форм агрессивного поведения у старших и младших подростков;

3) изучение оценки отношений подростка с классом;

4) обработка полученных данных;

5) проведение анализа полученных результатов исследования;

6) подведение итогов исследования, выводы.

Эмпирическое исследование проходило в 2 этапа:

  • Подбор методик и проведение психодиагностического исследования.
  • Количественная и качественная интерпретация полученных данных.

Для реализации задач исследования нами были выбраны следующие  диагностики:

  • методика по выявлению склонности к агрессии Басса-Перри;
  • «Опросник враждебности» Баса-Дарки;
  • Методика по выявлению социометрического статуса по Я.Л. Коломинскому.

Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что  проявление агрессии в возрасте 13 – 15 лет (на выборке 63 респондентов) имеет свои особенности:

  • На качество общения подростков наибольшее влияние оказывают такие компоненты как: физическая агрессия, негативизм, вербальная агрессия и чувство вины, что впоследствии влияет на их дальнейшее развитие и поведение.
  • Агрессивность в той или иной степени характерна всем участникам нашего исследования – и девочкам, и мальчикам: 17% девочек продемонстрировали уровень агрессивности «ниже нормы», 7% девочек продемонстрировали уровень агрессивности «в норме» и 14% девочек продемонстрировали уровень агрессивности «выше нормы».

Среди мальчиков агрессивность ниже нормы выявлена у 14% участников исследования. Агрессивность «в норме» выявлена у 26% мальчиков, а агрессивность «выше нормы» выявлена у 21% мальчиков.

Большинство подростков выборки оказываются в благоприятных статусных категориях. В деловой сфере общения уровень благоприятных отношений — 80%. Это может быть связано с тем, что при деловых контактах уровень эмоциональной включенности ниже, чем при межличностных отношениях, в таком случае деловые контакты воспринимаются как неизбежность и данность, исключая какие-либо неформальные отношения и общение на посторонние – личные – темы. При межличностных отношениях уровень личностной значимости и эмоциональной включенности очень высок, поэтому уровень благоприятных отношений зависит от эмоций и чувств, которые испытывает человек по отношению к другому человеку, а не только от деловых качеств партнера. Индекс изолированности в неформальных отношениях достигает 9%, в формальных отношениях — 3%.

Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что существует достоверная взаимосвязь между агрессивностью старших подростков и их социометрическим статусом в группе сверстников.

Анализ влияния социометрического статуса подростка в группе на агрессивность поведения показал, что на статус подростков оказывает влияние на такой показатель, как склонность к проявлению открытой агрессивности. Неформальный статус взаимосвязан с агрессивностью, как свойством личности подростка. Для поддержания высокого неформального статуса (деловые предпочтения)  подростки исключают физическую агрессию и негативизм. Склонность к открытой агрессии не приветствуется подростками при определении неформального статуса товарищей. Формальный статус подростка тем выше, чем больше дерзости в тоне и содержании его речи.

В свою очередь, «выбираемыми»  являются подростки, склонные к проявлению негативизма, косвенной и вербальной агрессии, имеющими агрессивность как черту характера, испытывающие обиду  и раздражение. Подростки, которые предпочитают остаться незаметными в классном коллективе,  обычно не прибегают к речевой и физической агрессии, не склонны проявлять негативизм, в исключительных случаях могут проявить вспышку открытой агрессии.

Таким образом, становление агрессивного поведения у подростков — сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми, выражающееся в агрессивном поведении. Результаты проведённого нами исследования свидетельствуют о том, что агрессивное поведение у подростков связано с социометрическим статусом в группе.

Список использованных источников

  1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Б.В.Шостакович. «Юридический центр Пресс», 2002 г. – 464с.
  2. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. – 208с.
  3. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. – 192с.

Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.