Станкевич П.А. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 37.026.6-053.5

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г.Гродно
Научный руководитель – З.М.Томашевич, доцент, кандидат филологических наук, кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ имени Янки Купалы. 

Игра —  это
искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
Сухомлинский В.А.

Познавательный интерес в обучении – это потребность и стремление  приобрести знания, умения и навыки в интересующей его области. По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями [1, с.10]. Однако есть и другое более широкое мнение на счет познавательного интереса. Н. Г. Морозова считает, что познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отноше-ние человека  к миру [2,  с.5].  Если у ребёнка проявляется познавательный интерес, его нужно поддерживать: занимаясь с ребёнком отдельно, давать задания, учитывая возрастной критерий, интересные и в тоже время познавательные,  для расширения кругозора ребёнка задания, затем связывать это с другими предметами, для проявления интереса в других областях. На уроках нужно учить детей размышлять, обосновывать, делать выводы, находить взаимосвязь между объектами. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен. В основном он не устойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего

школьника через различные виды деятельности. В. Б. Бондаревский считает, что познавательный интерес, является средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекатель-ным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам [3, с. 13]. На наш взгляд, среди различных видов деятельности, способствующих развитию познавательных интересов у младших школьников, является игра. Педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут характеризоваться учебно-познавательной направ-ленностью, вовлечением всех учащихся, управлением ходом игры, сочетани-ем  индивидуальной и  коллективной работы, подведением итогов и оценивани-ем, а  значит – повышением познавательной мотивации обучаемых. Выделяют-ся следующие группы игр: обучающие, тренировочные, репродуктивные,  про-дуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические и профориентаци-онные.

Остановимся на группе обучающих игр. Обучающая игра – это игра, специально предназначенная для целей обучения; соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями, направленными  на достижение определённой цели. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е года ХХ века. Одним из первых обратил внимание на феномен игры немецкий философ, теоретик искусства и драматург Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. Г.Спенсер, английский философ и социолог,  особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. На значение игры, как источника культуры, обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинг. По его мнению, человеческая культура возникает и развёртывается в игре и как игра. Проблема активизации  познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Ещё древнегреческий философ Сократ учил слушателей, умению логически мыслить, искать истину. Однако в полной мере эта проблема разработана Д. Дьюи и учёными ХХ века, которые выступали с критикой  словестной, книжной школы, которая даёт ученику готовые знания, пренебрегая его способностью к деятельности и познанию. Дьюи предложил учителю организовать деятельность на уроке так, чтобы они сами решали возникающие проблемы и получали знания, учились ставить задачи, искать решения, приме-нять полученные знания. В основе развития познавательной активности по мнению российского академика В.С.Ильина лежит преодоление противоречий между познанием и возможностью его реализации [4, с.121-122]. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр.

Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
— инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
— гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
— социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая — в дидактических, последняя — в ролевых играх.

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:
— игра должна соответствовать целям обучения;
— имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогичес-          кую ситуацию;
— необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
— возможность использования творческих элементов в игре;
— преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и
как корректор и консультант в процессе игры.

Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

1) создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников.
2) организация игрового процесса, включающаяся инструктаж — разъяснение правил и условий игры участникам — и распределение ролей среди них.
3) проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача.
4) подведение итогов.
5) анализ хода и результатов игры, как самими участниками, так и педагогом.

В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:

  • имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков;
  • сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация — жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры;
  • инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах». Например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение знаний с использованием новейших педагогических и информационных технологий;
  • организационно-деятельностные. В них акцент ставиться на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другими формами групповой работы;
  • деловые тренинги.

Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга.

Итак, роль обучающих игр в образовании чрезвычайно важна. В педагогике она является неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитие активности, инициативы, самостоятельности учащихся

 В современной школе, где  происходит активизация учебного процесса, игровая деятельность используется в таких случаях как:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления,  упражне-ния, контроля);
  • как технологии внеклассной работы [5. с. 51].

Игровые занятия создаются при помощи приёмов, ситуаций, которые  вы-ступают как средство побуждения, стимулирования обучаемых к познаватель-ной деятельности. В игровой деятельности  важно не усвоение определённых знаний, умений, навыков, а построение личностного отношения и личностного понимания прожитых на игре событий. Игра это продукт коллективного творчества, организатор влияет на ход игры, но не на саму игру. При помощи фантазии детей игра может поменять поле деятельности, изменить цель игры. Отношение игроков к игре может быть не таким, как предполагали организа-торы игры. Игры помогают заинтересовать детей, развивать фантазию, также они служат для сплочения коллектива, учат взаимопомощи друг другу. Метод игры можно включить в этап урока для объяснения новой темы. В игре преподаватель может занимать 4 позиции: быть центром игры – ее  руководи-телем и режиссёром; выполнять функцию одного из игроков; быть наблюдателем за ходом и действиями игроков. Результат игры оценивается по конечному результату: на сколько быстро и правильно игроки справляются с поставленными задачами [6, с.  229].

Таким образом, игра является одним из основных приёмов в образовательном процессе у младших школьников.

Список использованных источников

  1. Щукина  Г.И.  Проблема  познавательного  интереса  в  психологии  /  Г.И.  Щукина.  М.:  Просвещение,  2006.  —  382  с.
  2. Морозова  Н.Г.  Учителю  о  познавательном  интересе /  Н.Г.  Морозова.  М.:  Знание,  2009.  —  246  с.
  3. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
  4. Бабок, Н.В., Лясота, О.П. Современные игровые педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе /Н.В. Бабок, О.П. Лясота // Вопросы германской филологии и методические инновации в обучении и воспитании : материалы X республиканской научной конференции, Брест, 24 марта 2006 г./УО «Брестский гос. ун-т им. А.С.Пушкина»; ред.кол.: А.Н. Гарбалев, В.М. Иванова, А.П. Сацук.- Брест : Академия, 2006 .- С.229-231
  5. Селевко, Г.К Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998.- С.
  6. Лобашев, В. Д. Формирование познавательного интереса в процессе обучения / В.Д. Лобашев// Школьные технологии. — 2010 .- № 2 .- C.118-129
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.