Супранович Е.П. НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ НИКИФОРОВСКИЙ – НАСТАВНИК СВИСЛОЧСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ, УЧЁНЫЙ-ЭТНОГРАФ

УДК 37:39(476.6)

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно Научный руководитель – А. С. Сидорчук, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук, доцент

Вспомни, какую пользу приносят нам
примеры хороших людей,
и ты поймёшь, что память о них
столь же полезна,
как и самое присутствие их.
Из письма Сенеки к Луцилию

Проблемы национального возрождения, изучения культурно- исторического наследия края, развития педагогической мысли на Беларуси стоят в центре внимания многих исследователей, в том числе и зарубежных. В мае 1991 года в Минске состоялся Международный конгресс белорусистов. На нём присутствовали известные белорусские и зарубежные историки, литературоведы, фольклористы, этнографы. Их исследования посвящены возрождению белорусского национального самосознания, художественно-духовного наследия народа. Выступая на этом конгрессе, Нил Гилевич сказал: «Міжволі ўспамінаюцца словы, якія, неўзабаве пасля першай рэвалюцыі ў Расіі, з адчуваннем вялікага абнаўлення, вялікага пералому ў гістарычным лёсе беларусаў сказаў наш выдатны этнограф Мікалай Нікіфароўскі: «Не з’елі нас раней, цяпер і подаўна не з’ядуць, калі мы дакрануліся да матухны-зямлі». Так, можам спакойна паўтарыць услед за гэтым слаўным сынам Бацькаўшчыны: цяпер, калі мы зноў дакрануліся да роднай матухны-зямлі, мы будзем жыць!» [1, c. 7].

Николай Яковлевич Никифоровский – действительный член Императорского русского географического общества (с 1897 г.), действительный член Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1890 г.), действительный член Витебского губернского статистического комитета (с 1895 г.), почётный член учёной архивной комиссии (с 1909 г.), член комитета по описанию церквей и приходов Полоцкой епархии [2, с. 120].

Николай Яковлевич Никифоровский (1845–1910 гг.) – выдающийся белорусский учёный, оставивший богатое наследие в области этнографического изучения его родного края – Витебщины. В 1899 г. Н. Я. Никифоровским в Витебске была издана книга «Странички из недавней старины города Витебска. Воспоминания сторожила», переизданная в 1995 г. [3]. Его активная научная деятельность началась после знакомства с известным этнографом и фольклористом П. В. Шейном, преподававшим в 70-х годах XIX столетия в Витебской гимназии. Как отмечают биографы Н. Я. Никифоровского –
В. Бондарчик и И. Чигиринов, «популярностью и научной ценностью,  фольклорно-этнографические сборники Штейна в значительной мере обязаны Никифоровскому, который обогатил их высококачественными и обильными материалами» [3, с. 8].

Изучением истории родного края – «малой Родины», народных традиций, фольклора Н. Я. Никифоровский занимался всю жизнь. Его мечтой было, чтобы всё, что «он собрал о своей родной Белоруссии, увидело свет». Основные работы Николая Яковлевича по этнографии, истории Витебщины были опубликованы в период с 1892 г. по 1899 г.

Изучению жизни и научной деятельности Николая Яковлевича посвящены многие исследования белорусских учёных, опубликованные во второй половине XX столетия. Это работы В. К. Бондарчика, Э. К. Дорошевича, М. С. Мятельского, П. С. Солнцева, А. М. Подлипского и др.

Мы же поставили задачу – открыть одну из страничек педагогической деятельности учёного-этнографа.

В 1876 г. в м. Свислочь Волковысского уезда Гродненской губернии была открыта учительская семинария. Педагогическая деятельность многих её наставников заслуживает высокой исторической оценки. В монографии Н. Д. Беспамятных [4, с. 213], в статьях студентов ГрГУ им. Я. Купалы
А. Андриенко, М. Величко [5, с. 59–62], О. Сосна [6], А. Алексейчик [7] рассматривается творческая и педагогическая деятельность наставника математики и физики С. В. Волосковича и его ученика Ф. О. Лукашевича в области методики преподавания арифметики, в «Антологии педагогической мысли Белорусской ССР» [8, c. 264–266] говорится о директоре семинарии
Д. И. Тихомирове, «внёсшем большой вклад в подготовку учителей народных школ Белоруссии», о его научных исследованиях в области методики русского языка, детской психологии, педагогики. Такой активной научной и методической работе содействовала та творческая атмосфера, которая была создана педагогическим коллективом наставников семинарии и её учащимися.

В ноябре 1876 года (в работе [3] указано: в январе 1877 г.) Н. Я. Ни-кофоровского переводят из Первого приходского училища в Витебске на должность учителя русского языка в Свислочскую учительскую семинарию, в которой он проработал до 1882 года. Здесь он продолжает заниматься своим любимым делом – сбором материалов по этнографии, фольклору и истории родного края. К этой работе активно подключились воспитанники учительской семинарии и крестьяне Волковысского уезда.

Материалы, собранные ими, не были опубликованы при жизни Николая Яковлевича. После его смерти они были переданы выдающемуся белорусскому просветителю и педагогу, учёному в области этнографии, фольклористики и археологии – Евдокиму Романовичу Романову (1855–1922) [2, с. 205–220], который в 1912 г. опубликовал их во втором выпуске «Материалов по этнографии Гродненской губернии» [9]. В этом сборнике содержатся материалы по описанию быта населения, «данные для изучения народного мировоззрения, описания главнейших обрядов, многочисленный материал, пословицы, загадки, записи преданий, легенд, сказок» [9, с. VII]. Как указано в сборнике, часть записей была сделана крестьянами Волковысского уезда и
м. Свислочь: Василием Костюком (1878 г.), С. Антоником (1877 г.), воспитанниками Свислочской учительской семинарии: Керсновским,
П. Кириком (1877 г.), Корнилюком М., Костюком К. (1878 г.), Рутковским (1875 г.), Ярмоловичем И. (1875 г.).

Приведём примеры некоторых из песен, помещённых в сборнике в различных разделах [9, с. 11, 151, 322]. (Орфография сохранена, специфические для того времени слова оставлены без изменения).

I. Свадебные песни

Когда приезжает жених.
Катилась чорная галка по бору,
А за ею ясны сокал поблизу.
«Сожджы, пожджы, чорная галка: ты ж моя!»
Яна стала, отщабетала: «Я ж не твоя!
Я у бога сиротанька, а ты пан,
Шукай сабе такой паненки, як ты сам!»
− Пералятаў я чатыры боры, пятый лес,
Не знайшоў такое птушачки , як ты есь.
Пераехаў я чатыры села, пятый зед,
Не знайшоў такое паненки, якъ ты есь. (у. Волковысский)

III. Песни внеобрядовые

У чистум поли ветир выя,
Ветир выя, павивая,
Соўца грэя, прыгрывая.
Батька сына выпраўляя:
Едь ты, сынку, ат мине,
Бо выпадая на тибе.
Старша систра каня вяде,
А сирадольша сядло нясе,
А сама меньша з братам иде,
Порце нясе и распытывая:
«Кали, братя, у гасьтях будишь?»
− Вазьми, систра, пяску з гары,
Да пасей пясокъ па камени:
Ек с пяску рута зыдя,
Тайды братиц у гастях будя.  (у. Волковысский)

V. Припевы, вытынанья, выдрыганцы, вытанки, подскоки, вытушки, околушки, брандушки.

Эти куплеты поются, главным образом, на пирушках, свадьбах, игрищах, вообще – когда танцуют. Если их поют парни, то припевы сопровождаются присвистом и гиканьем.

Я сидела кале печи,                              Крупы сею, гарох тачу,
Била мене мати ў плечи:                     Я за Рыца (Грыца) замуж хачу!
– Не учиса танцевать,                           − Сватай мяне, мой ты Рыцу:
Да учиса кросны ткать!                        Казаў батько – дам телицу,
Я работу усенку умею:                          Дам телицу и теля,
Кале печи руки грею,                           Беры мене, крутеля. (м. Свислочь)

Эта работа Е. Р. Романова была высоко оценена учёными-этнографами, которые отметили богатство этнографических материалов, представляющих «довольно крупный вклад в сокровищницу русской этнографии». И часть этого вклада принадлежит Николаю Яковлевичу Никифоровскому.

Заметим, что в последние годы возникает проблема аутентичного фольклора. Главная цель – показать настоящих его носителей, стимулировать проявление их мастерства в своей, сельской среде. В решении этой проблемы большую работу проводит редакция телевизионного канала «Беларусь 3», выпуская программу «Нацыянальны хіт-парад. 100 песень», в которой мы видим параллельное аутентичное исполнение песен, хороводов и их исполнение молодыми артистами в современной обработке.

 Рассматриваемую проблему – возрождение культурного наследия белорусского народа, сохранение его национальных традиций и преемственности поколений – решать и нам, педагогам, поскольку народные традиции непосредственно связаны с языком народа, с его календарно-земледельческими работами, с его обрядами и активно используются в народной педагогике.

Список использованных источников

  1. Беларусіка = Albaruthenica : Кн. 1 / рэд. А. Мальдзіс [і інш.]. – Мiнск : Навука і тэхніка, 1993. – 350 с.
  2. Беларусы. У 8 т. Т. 3 : Гісторыя этналагічнага вывучэння / Iн-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору ; рэдкал.: В. К. Бандарчык, М. Ф. Пі-ліпенка, А. І. Лакотка. – Мiнск : Беларуская навука, 1999. – 365 с.
  3. Никифоровский, Н. Я. Странички из недавней старины города Витебска: Воспоминания сторожила / Н. Я. Никифоровский. – Минск : Полымя, 1995. – 149 с.
  4. 4. Беспамятных, Н. Д. Математическое образование в Белоруссии. Исторический очерк / Н. Д. Беспамятных. – Минск : Вышэйшая школа, 1975. – 286 с.
  5. Свежий ветер-97. Сборник научных трудов студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы / под ред. А. А. Кардаб-нева. – Гродно : ГрГУ, 1997. – 146 с.
  6. Сосна, О. Ю. Деятельность Федора Осиповича Лукашевича в области методики начального обучения математике. / О.Ю.Сосна // Эврика 2013 [Электронный ресурс]: сб. науч. работ / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.П. Тарантей (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2013. – Режим доступа: http://edu.grsu.by/conferences/evrika2013/index.php/aktualnye-problemy-pedagogiki-i-sotsialnoj-raboty/sosna-o-yu-deyatelnost-fjodora-osipovicha-lukashevicha-v-oblasti-metodiki-nachalnogo-obucheniya-matematike . – Дата доступа: 11.06.2013.
  7. 7. Алексейчик, А. Ч. Свислочская учительская семинария и её наставники / А.Ч. Алексейчик // Эврика [Электронный ресурс]: сб. науч. работ / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.П. Тарантей (отв.ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2013. – Режим доступа: http://edu.grsu.by/conferences/evrika2013/index.php/aktualnye-problemy-pedagogiki-i-sotsialnoj-raboty/aleksejchik-a-ch-svislochskaya-uchitelskaya-seminariya-i-ee-nastavniki . – Дата доступа: 11.06.2013.
  8. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост.: Э. К. До-рошевич, М. С. Мятельский, П. С. Солнцев. – М. : Педагогика, 1986. – 462 с.
  9. Материалы по этнографии Гродненской губернии. Выпуск II / под редакцией Е. Р. Романова. – Вильна : Управление Виленского учебного округа, 1912. – 396 с.

 

Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *