УДК 81’373.611=112
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Скоробогатая Татьяна Иосифовна, старший преподаватель кафедры романо-германской филологии ГрГу им Янки Купалы
Владение иностранным языком предполагает не только знание слов, но и освоение важных механизмов словообразовательных процессов, без понимания которых невозможно понять слово и осилить перевод. Изучение различных словообразовательных аспектов помогает изучающим иностранный язык учитывать особенности семантизации лексики.
«Словообразование обобщает ряд лексических явлений, создает определенные лексические системы и, в то же время, вносит в лексику своеобразную индивидуализацию значений. Особый характер словообразования с давних пор привлекал внимание языковедов, посвятивших его отдельным вопросам ряд исследований на материале разных языков. В последние десятилетия появились работы, в которых словообразование отдельных языков освещается в целом как самостоятельная дисциплина. Таким образом, наряду с тенденциями относить словообразование к грамматике или лексике выработалась тенденция признать его автономность как области языка, так и раздела языкознания»[1].
Тем не менее, словообразование обладает собственно ему присущими чертами.
После того, как мы определили отношение словообразования к грамматике и лексикологии, нужно уточнить о соотношении и с другими аспектами, такими как история языка, стилистика и фонетика.
Всё в нашей жизни имеет какие-то истоки, т.е. имеет свою историю. Поскольку словообразование представляет собой систему, связанных друг с другом явлений и процессов, развивающихся по своим определенным законам и правилам, мы можем смело утверждать, что оно не может существовать без каких-либо исторических фактов. Данная языковая дисциплина помогает проследить закономерности развития различных словообразовательных процессов во времени, а именно их изменение, продуктивность того или иного словообразовательного способа и т.п.
Отношение стилистики к словообразованию не менее важно, так как именно последнее служит ключом для наполнения выразительными средствами языка нашу речь. М.Д.Степанова показывает на следующих примерах прямое отношение стилистики и словообразования: «Употребление образных сложных существительных в художественных произведениях: «dasFahnenrot» (J.R.Becher); «der Apfeltörtchenton, die Felsenbrust» (H.Heine); «Feuerräder» (H.Sudermann) и т.п. или особого типа сложных прилагательных, так называемых усилительных, как-то: mutterseelenaallein, muckmäuschenstill и т.п., а также использование некоторых суффиксов для создания эмоционально-окрашенных слов, напр., -ling (Dichterling, Schwächling), —erei(Schreiberei) и т.п.[2, с. 54].
На следующую языковую дисциплину стоит обратить особое внимание, так как именно фонетика имеет непосредственное отношение к созданию новых слов. По утверждению М.Д. Степановой в своей книге «Словообразование в современном немецком языке», слово представляет собой единство значения, звучания и морфологической структуры, и всякая новая лексическая единица оформляется согласно действующим морфологическим и фонетическим нормам данного языка. Помимо этого в каждом языке существуют особые фонетические законы, непосредственно связанные со словообразованием. Для немецкого языка показательна роль в словообразовании аблаута. Правда, в настоящее время аблаут непродуктивен как словообразовательное средство, однако, слова, созданные при его помощи, весьма многочисленны и употребительны. Большое значение имеет и умлаут как способ, сопутствующий другим словообразовательным способам: суффиксации (ср. появление умлаута гласного основы при суффиксе —er: der Engländ-er ‘англичанин’, der Wächt-er ‘охранник’ и т.п.), образованию отыменных глаголов (напр.: wärmen ‘греть’, kränken‘ обидеть’ и т.п.). Немаловажную роль при словообразовании играет также ударение (ср. характер ударения при словосложении, префиксации и суффиксации) [2, с. 55].
Таким образом, при изучении словообразования, фонетике должно быть уделено должное внимание, так как, как уже упоминалось выше, именно она играет важную роль при создании новых слов.
Для того, чтобы узнать о систематическом исследовании словообразования того или иного языка, было решено обратиться к трудам Н.Я. Марра. Однако ничего не удалось найти, т.к. подлинные законы словообразования были им проигнорированы. По мнению М.Д.Степановой, «согласно теории Марра в основе всех слов любого языка лежат четыре элемента, установленные им совершенно произвольно. Эти элементы, подменяющие и понятие корня или аффикса, и понятие самого слова, принимают в исследованиях Марра то тот, то иной облик. Применяя их в зависимости от задачи исследования, Марр не считается с реальными языковыми фактами. Родственными оказываются слова и морфемы, на самом деле ничего общего между собой не имеющие»[2, с. 55].
Обратимся к примеру, который дала М.Д.Степанова, опираясь на высказывания Н.Я.Марра. «Так, например, немецкий глагол nehmen‘брать’-nahm ‘брал’ оказывается родственным наречию nahe ‘близкий’, причем оба слова якобы восходят к «руке»; суффикс – heit(восходящий к ahd, mhdheit –существительному со значением образ, вид) отождествляется с Herd‘стадо’ и Herde ‘табун’ и с армянским kert‘город’и т.п. [2, с. 56].
В плане теории Марр пытается подвести под словообразование стадиальную базу «… техника построения слова была,– говорит он, – не только формально, но и идеологически различна, как самое мышление, на различных стадиях человеческого развития. Он утверждает, что слова современного языка – это «…слова эпох логического мышления, слова, построенные по логически продуманному плану, а не по ассоциации образов и связанных с ним функций» [3].
М.Д.Степанова считает, что «то или иное явление конкретного языка связывается со стадиальным развитием. Так, например, легкость образования в немецком языке сложных слов Марр считает доказательством архаичности его строя. Естественно, что такой антинаучный, не основанный на реальных фактах языка подход к словарному составу не мог служить базой для плодотворного изучения словообразования в период господства «нового учения о языке».
Итак, подводя итог по данной теме можно чётко увидеть, что словообразование играет важнейшую роль при изучении иностранного языка. Как выяснилось, словообразование связано не только с грамматикой и фонетикой, но и с такими важными аспектами, как история языка, стилистика и лексикология, с чем изучающим иностранный язык придется непосредственно познакомиться.
Список использованных источников
- Зуев, А.Н. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка / А.Н. Зуев, И.Д. Молчанова, Р.З. Мурясов, А.И. Руфьева, М.Д. Степанова // 2-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2000. – 536 с.
- Степанова, М.Д. Словообразование современного немецкого языка / Степанова М.Д. // – М.: Наука, 1953. – 376 с.
- Марр, Н.Я. Почему так трудно стать лингвистом-теоретиком, «Языковедение и материализм», вып.1, Изд-во ИЛЯЗВ,Л. 1929, стр. 40