Барановская А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.3.016:57

Научный руководитель – С. Д. Гринько, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ имени Янки Купалы.

На сегодняшний день цели и задачи деятельности современного музея значительно шире, чем просто хранение экспонатов. Значение этого учреждения культуры в современном мире возрастает. За быстрым развитием информационных технологий, социальным и экономическим прогрессом, не уделяется внимание происходящим событиям, их связи с событиями минувшего времени. Утрачивается связь будущего с прошлым и настоящим. Сохранить преемственность поколений, формировать связи между поколениями людей помогает музей. Именно поэтому этот социальный институт становится по праву не только культурным, но и образовательным центром. По утверждению Б.А. Столярова, «музей (от греч. museion − дом муз) − учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека» [1, с. 209].

Расширение сфер музея не исключает его «прямых обязанностей», которые упоминаются в цитируемом определении, а именно: хранение, реставрирование и изучение экспонатов. Также сегодня существует масса интересных и нетрадиционных музеев, которые посвящены не только историческим событиям, но и знаменитым личностям, видам ремёсел, истории одного предмета.

Исследователь Ю. А. Старикова выделяет следующие функции музея:

  • культурно−образовательная (при посещении музея люди обогащаются новыми знаниями, повышают свой культурный уровень);
  • «реконструкция» минувших периодов истории (экспонаты позволяют «окунуться» в атмосферу прошлого, а также можно наглядно увидеть былую эпоху);
  • научно-исследовательская (посетители проводят анализ увиденных предметов, делают вывод об их значении в эпоху их создания);
  • документирование (процесс полного отражения прошлой эпохи через музейные предметы);
  • реактивная (посещение музея является отдыхом);
  • идеологическая (музеи всегда отражают определённую историческую эпоху, показывают лидерство политических групп и используется в идеологических целях);
  • нравственно−воспитательная (наглядное восприятие побуждает в человеке нравственные и патриотические качества) [2, с 4].

На наш взгляд, самые важные функции музея – это культурно-образовательная и нравственно-воспитательная. В результате реализации образовательной функции посетители получают новые и интересные знания, расширяют кругозор. У них пополняется словарный запас, а также все, без исключения, культурно обогащаются, так как имеют возможность видеть лучшие образцы различных видов искусства, «ощущать» эпоху. Нравственно-воспитательная функция заключается в формировании эмоционального отношения к музейным предметам, а это повышает интерес к дальнейшему изучению эпохи, ремесла (всё зависит от тематики музея). Следовательно, можно сделать вывод, что нравственно-воспитательная функция тесно связана с культурно-образовательной, так как на основе позитивного отношения формируется интерес к услышанному, активизируется самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Изменения в обществе и системе образования влекут за собой и нововведения в музейной деятельности. Сегодня формы работы музея представлены широко: различные виды экскурсий (обзорная, тематическая, театрализованная), лекции, тематические занятия, игры, квесты.

Любой вид экскурсии или занятия в музее формирует интерес к услышанному, к событиям, о которых идёт речь в ходе осмотра экспозиции. Но существуют музеи, экспозиции которых направлены на глубокое усвоение той или иной учебной дисциплины. Например, школьный народный минералогический музей «Карат», на основе экспозиции которого учащиеся углубляют и систематизируют свои знания по предметам «Человек и мир» (в начальных классах), «География» и «Физика» в старших классах. Данный музей расположен на базе общеобразовательной школы №16 г. Гродно.

Это учреждение имеет свою богатую историю. Всё начиналось с геолого-геммологического кружка под руководством Жданюка Владимира Анатольевича в 1989 году. Позже на базе музея была открыта мастерская, под руководством Жданюка совершали различные экспедиции, например, в район степного Крыма на Камыш-Бурунское месторождение железных руд. Всего было 13 экспедиций с учащимися. Отреставрированный вновь музей открыли 9 января 2006 года.

Экспозиция «Карата» богата интересными и необычными минералами, например: астрофиллит, морион, шпинель и другие.

В музее организуются различные формы работы как для начальной, так и для старшей школы:

  1. Интегрированное занятие по сказкам П.Бажова;
  2. Минералогический конкурс «Человек и его Земля»;
  3. Минералогический конкурс «Открой тайны Земли»;
  4. Игра−путешествие «Я иду искать»;
  5. Игра−путешествие «Путешествие в подземное царство хозяйки Медной горы»;

Тематика экскурсий довольно широкая и рассчитана для учащихся как младшего, так и старшего школьного возраста:

  1. «Каменная сказка»;
  2. «Этот чарующий мир самоцветов»;
  3. «Сказание об уральском самоцвете (малахит)»;
  4. «Каменная радуга» (о минеральных красках);
  5. «Минеральные и горные породы»;
  6. «Окаменевшие слёзы или сказание о янтаре»;
  7. «Лазоревый камень (лазурит)»;
  8. «Соль Земли» [3].

В процессе изучения предмета «Человек и мир» учитель может использовать тематические экскурсии: «Каменная сказка», «Этот чарующий мир самоцветов», «Сказание об уральском самоцвете (малахит), «Каменная радуга», «Окаменевшие слёзы или сказание о янтаре», «Лазоревый камень, «Минеральные и горные породы». В процессе экскурсий учащиеся младших классов знакомятся с новыми минералами, могут узнать их свойства, попробовать их на ощупь. А возможность их потрогать оставляет ещё больший след в сознании, благодаря чему дети могут лучше запомнить увиденное и услышанное. Также при посещении данного учреждения происходит и более углубленное знакомство с полезными ископаемыми благодаря конкурсам и играм: минералогические конкурсы «Человек и его Земля» и «Открой тайны Земли», игры-путешествия «Я иду искать» и «Путешествие в подземное царство хозяйки Медной горы». Ученики узнают не только их полезные свойства, но и их расположение в недрах земной коры. Стоит отметить и интегрированное занятие по сказкам П. Бажовича. Получение новых знаний здесь происходит при помощи художественных произведений. Следовательно, учащиеся узнают не только факты о минералах, но и знакомятся с новыми сказками, а значит осуществляется связь и с учебным предметом «Литературное чтение».

Проводимые в музее мероприятия и экскурсии (обзорные и тематические), предназначенные для младших школьников, позволяют узнать много нового, запомнить названия минералов, узнать, как расположены под землёй полезные ископаемые. У музея «Карат» есть две отличительные черты, которые встречаются достаточно редко в школьных музеях − это возможность прикоснуться к некоторым минералам, а также побывать в мастерской и попробовать обработать камень, прочувствовать его истинную красоту. Записавшись в мастерскую, учащиеся могут делать небольшие сувениры и приобретать новые навыки, что значительно влияет на расширение кругозора детей и формирует сферу интересов.

Таким образом, использование музея в образовании – это огромный шаг в расширении кругозора, развитии творческих способностей учащихся, формировании их познавательных интересов. Нетрадиционная форма проведения занятия и необычные экспонаты способны удивить и заинтересовать любого посетителя. Использование образовательных возможностей музея «Карат» в педагогическом процессе содействует развитию интереса к предмету «Человек и мир», углублению и систематизации знаний учащихся.

Список использованных источников

  1. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б. А. Столяров. – Смоленск: «Высшая школа», 2004. – 216 с
  2. Старикова, Ю. А. Музееведение. Конспект лекций / Ю. А. Старикова. – Подольск: «ПРИОР», 2006. – 128 с
  3. Музей «Карат» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school16grodno.wixsite.com/karat. – Дата доступа: 01.04.2018.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.