Бусько И.В. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е.В. Чекина, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент.

Проблема воспитания валеологической культуры у дошкольников,  формирование навыков и привычек здорового образа жизни, как никогда является актуальной на сегодняшний день.

Формирование валеологической культуры у дошкольников — это целостный процесс. Он требует овладения суммой определённых знаний по валеологии и изучения разных приёмов работы с детьми, а так же пропаганды валеологических знаний среди родителей.

Актуальность объясняется снижением здоровья современных детей. Имеется в виду их психическое и физическое здоровье. Об этом свидетельствует статистика. Установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. Главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное — научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 — 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.

Вопросами формирования и воспитания валеологической культуры детей дошкольного возраста занимались такие ученые и педагоги, как Ю.А.Андреев, Ю.Ф.Змановский, С.В.Попов, В.П. Спирина, Б.Н. Чумаков, В.Н.Шебеко, В.А.Шишкина, Л.Д.Глазырина и др.

Валеология, как отрасль знаний, исследует формирование, развитие, сохранение и укрепление индивидуального здоровья человека.

На современном этапе социально-экономического развития резко возрастают актуальность, научная и практическая значимость разработки различных аспектов исследования человека. Главным фактором полноценной человеческой жизни является здоровье, а ведущей задачей системы жизнеобеспечения – создание условий для сохранения здоровья каждой отдельной личности. Эти задачи и призвана решать наука валеология.

Валеология (лат. valeo − «здравствовать», «быть здоровым»; logos − наука) – интегрирует знания различных наук о целостности организма, который рассматривается как система, основанная на принципах самоадаптации, самоорганизации, саморегуляции и самоуправления, что позволяет организму поддерживать тот или иной уровень жизнедеятельности.

Термин «Валеология» — наука о здоровье ввёл И.И. Брехман в 1986 году.

Практически все современные авторы вслед за И. И. Брехманом начинают свои рассуждения о валеологии с выявления этимологии слова. Сам И. И. Брехман, врач-фармацевт, в 1980 году пишет: «Трудно удержаться от соблазна придумать название для этой науки. Может быть, её следует назвать валеологией» [1, с. 7].

Сущность валеологического образования он видел в том, что человеку нужно ровно столько медицинских знаний, чтобы уметь правильно оценивать своё состояние и принимать решение: обращаться к врачу или прибегнуть к самокоррекции своего состояния дополнительным отдыхом, изменением питания и объема двигательной активности [2, с. 4].

И. И. Брехман, С. В. Попов акцентируют свои труды на здоровье, как совокупности компонентов:

  • Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
  • Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
  • Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
  • Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной среды жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе [3, с. 685].

Академик Н. М. Амосов считает, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем, что предполагает под собой определенную модель поведения дошкольника по ведению здорового образа жизни [4, с. 15].

В. Деркунская и Н. Поведенок выделили задачи воспитания валеологической культуры дошкольников, способствующие формированию данной модели:                Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.                Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.                Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения [5, с. 13].

Кроме ранее перечисленных работ, можно выделить труды                         Ю. Ф. Змановского, В. В. Кабанова, В. И. Сыренского, А. Г. Татарниковой в вопросах формирования здорового образа жизни, С. А. Козлова в вопросах, касающихся представлений дошкольников о себе, как о представлениях людского рода,  В. Г. Алямовской — в раскрытии основ безопасности детей дошкольного возраста. Однако в образовательном процессе дошкольных учреждений данный опыт пока не внедрен, отдельные элементы эпизодического характера не приносят ожидаемых результатов в здоровьеукреплении и здоровьесбережении детей.

Формирование валеологической культуры у старших дошкольников достаточно трудоемкий и целостный процесс, представляющий собой систему целенаправленных мероприятий, приводящих к овладению суммой определённых знаний по валеологии и изучению разных приёмов работы с детьми, а так же пропаганды валеологических знаний среди родителей. Понятие «система» органично подчеркивает всю специфику и сложность данной работы, предполагает, что данный процесс не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи.

Большое значение для формирования валеологической культуры детей имеет учет в образовательном процессе принципов взаимодействия личности ребенка, семьи и общества. В зависимости от образа жизни семьи, общества, в которых растет ребенок, от принятых норм и правил поведения напрямую зависит и здоровье ребенка.

Здоровьесберегающий процесс в учреждениях дошкольного образования направлен на сохранение, укрепление физического, психического и социального благополучия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

По отношению к ребенку он обеспечивает формирование необходимых знаний о здоровом образе жизни, осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, позволяет эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.  Применительно к взрослым — это содействие становлению культуры здоровья, в том числе потребности к здоровому образу жизни, формирование культуры профессионального здоровья педагогов учреждений дошкольного образования, валеологическое просвещение родителей.

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с УДО является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу [6, c. 63].

Семья в данном случае, не может выступать простым созерцателем и должна быть непременно подключена к пропаганде валеологической культуры. Важность такого сотрудничества логически вытекает из основного требования в данной работе — не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно- оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.

Об эффективности работы по системе формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста можно судить по различным показателям, основными из которых являются:

  • снижение заболеваемости;
  • рост уровня физического и психического здоровья;
  • повышение двигательной активности детей;
  • динамика показателей физической подготовленности дошкольников;
  • сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления;
  • общая подготовленность к обучению в школе;
  • сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Результативность системной работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста наглядно представлена с помощью таблицы, включающей единство компонентов валеологического воспитания [3, c. 686].

Таблица 1 — Результативность валеологического воспитания с участниками образовательного процесса (дошкольниками, родителями, педагогами)

Результативность валеологического воспитания с участниками образовательного процесса
Дошкольники Родители Педагоги
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

1)Сформированная активная родительская позиция.

2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

Таким образом, с практической точки зрения, подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста целесообразнее проводить в виде специально организованной системы целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллективом дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваемая система работы должна включать, физкультурно- оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, проходить при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.

Список использованных источников

  1. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Наука, 2010. — 208 с.
  2. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В. В. Колбанов. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. – 256с.
  3. Ислямова, У. С. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста / У. С. Ислямова // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 684–686.
  4. Амосов, Н. М. Моя система здоровья / Н. М. Амосов. — К.: Здоровье, 2007. — 56 с.
  5. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? / В. Деркунская, Н. Поведенок, Н. Тимофеева // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 11. — С. 12–15
  6. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова [и др.]. – М.: Гардарики, 2008. – 164с.

Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.