УДК 378.016:81’243(476.6)
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – З.З. Сидорович, доцент кафедры русской филологии ГрГУ им. Янки Купалы
Современному обществу присущ новый взгляд на образование, который во многом определен внедрением новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса. В учреждениях образования все более активно используются современные информационные и коммуникационные технологии. Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии студента и педагога. Современные дистанционные образовательные технологии дают возможность повысить качество знаний и оперативность образовательного процесса.
Дистанционное обучение осуществляется с помощью компьютерных коммуникационных технологий. Преимущества дистанционного обучения в том, что оно открывает студентам доступ к различным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, предоставляет новые возможности для творчества, способствует закреплению различных профессиональных навыков.
Для того чтобы успешно обучаться русскому языку дистанционно, студент должен овладеть компьютерной компетенцией. Дистанционное обучение русскому языку осуществляется посредством специализированных порталов и ресурсов по русскому языку, дистанционных курсов, баз данных текстов и учебных ресурсов, электронных библиотек и энциклопедий, электронных словарей, электронных переводчиков и тренажеров [1, с. 69].
В преподавании иностранных языков в настоящее время актуальным является лингвострановедческий подход. Лингвострановедение – это учебная, научная и методическая дисциплина об образе жизни страны и народа изучаемого языка, которая формируется и реализуется в интересах более полного и свободного овладения языком. Многочисленными исследованиями признано, что в преподавании иностранного языка, в том числе русского языка как иностранного эффективно соизучение русского языка и страноведения [2, с. 134]. Преимущества данного подхода в том, что одновременное изучение языка и культуры дает возможность для качественного улучшения процесса обучения и изучения иностранного языка. Использование лингвострановедческого подхода помогает студентам глубже понять особенности и специфику отдельных явлений и фактов как языка, так и культуры, что во многом повышает интерес студентов к обучению, а, соответственно, и мотивацию учения.
Ознакомление с современной действительностью, ориентация на культуру страны изучаемого языка, учет культурных и национальных особенностей в общении на иностранном языке может стать одним из воспитательных воздействий на молодых людей. Это позволит студентам четче представить взаимосвязь языка и культуры.
В качестве электронного учебно-методического комплекса по изучению русского языка как иностранного можно предложить изучение двух тем с учётом лингвострановедческого подхода: «Выдающиеся люди Беларуси» (подразделы «Евфросиния Полоцкая», «Янка Купала», «Дарья Домрачева») и «Гродненская земля» (подразделы «Беларусь», «Гродно», «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»).
Цель комплекса – познакомить иностранных студентов с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, которые прославили Беларусь, с историей, современным состоянием, достопримечательностями Беларуси и Гродненского региона, историей и достижениями Гродненского государственного университета, развивать устную и письменную речь студентов, формировать грамматические и орфографические навыки, умение работать самостоятельно.
Формируемые компетенции:
– иноязычная (знание русского языка, его лексики и грамматических правил, умение находить и различать языковые явления, умение общаться на русском языке, готовить устные и письменные выступления на русском языке; интерес к обучению на русском языке);
– межкультурная (уважение традиций, обычаев, истории, языка других национальностей);
– лингвострановедческая (знание белорусских национальных обычаев, традиций, реалий, истории, выдающихся личностей нашей страны, способность извлекать из единиц языка ту же страноведческую информацию, что и его носители);
– коммуникативная (умение поддерживать и создавать диалог, устанавливать контакт с носителями изучаемого языка);
– информационная (умение работать на компьютере, находить необходимую информацию в сети, работать с крупными информационными блоками и большими текстами на русском зыке; умение самостоятельно создавать электронные ресурсы);
– персональная (стремление к повышению образовательного уровня, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию).
В структуру каждого тематического подраздела входят: основной текст, который предлагается для работы студенту; задания и вопросы к тексту; дополнительные тексты по данной теме, относящиеся к различным стилям речи; справочная информация; ссылки на аудио- и видеоресурсы; интерактивные задания; иллюстративный материал. Курс рассчитан на студентов со средним и высоким уровнем владения русским языком.
Материалы предназначены для дистанционного обучения. Работу над ними рекомендуется организовать в два этапа. На первом этапе проводится групповая работа: текст воспринимается студентами на слух (данную работу можно провести в виде онлайн-видео-чата с подгруппами), проводится беседа по тексту, предлагаются предтекстовые и притекстовые задания. На втором этапе используется индивидуальная форма работы. Студенты работают над текстом самостоятельно. С помощью онлайн-тестирования студентам предлагаются послетекстовые задания. Затем преподаватель обрабатывает полученные ответы.
Дистанционное обучение, реализуемое в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту, активизировать самостоятельную работу обучающихся, предоставить им качественные учебные материалы в удобной форме, эффективно проконтролировать уровень знаний. Представленные тематические комплексы предоставляют студентам как культурную, так и лингвистическую информацию. Лингвострановедческий подход, использованный при создании учебного комплекса, позволяет удовлетворять познавательные и коммуникативные потребности студентов, способствует формированию и развитию их языковой и речевой компетенции, а также межкультурной, лингвострановедческой, коммуникативной, информационной, персональной компетенций.
Список использованных источников
- Львова, О.В. Дистанционное обучение иностранным языкам / О.В. Львова // Гуманитарные науки. – 2011. – № 1. – С. 68–73.
- Сопунова, С.Г. Сущность и место лингвострановедения в процессе обучения иностранных студентов общению на русском языке / С.Г. Сопунова // Инновационная наука. – 2016. – № 6. – С. 134–137.