Долгалева О.С. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 373.0

ФГАОУ ВО «Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет», г. Белгород
Научный руководитель —  О.И. Еременко, преподаватель кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства НИУ «БелГУ»

В настоящее время проблема развития коммуникативной компетенции учащихся все более определенно связывается с переоценкой функций образования. Культуросообразность, антропоцентризм, гуманизм как основные концепты формирования системы образования в Российской Федерации определили поиск методических технологий, которые должны применяться в современной школе.

Провозглашаемый программами по русскому языку принцип коммуникативности не всегда находит отражение при отборе материала и его лингвометодической интерпретации в школьных учебниках. Для того, чтобы языковое образование действительно приобрело коммуникативный характер необходима его переориентировка с описания системного устройства языка на описание функционально-семантических особенностей изучаемых языковых единиц. В лингвометодической литературе эта концепция именуется функционально-семантическим направлением, которое активно внедряется в современную методику обучения родному языку. Именно функциональной подход, как указывают ученые-методисты, «не противоречит законам порождения естественного высказывания: от замысла и содержания к форме. Его реализация в начальном звене обучения формирует у младших школьников представление о реальном мире, где все взаимосвязано, позволяет соотнести значение языковых единиц с внеязыковой действительностью, обеспечивает усвоение языка как единой функционирующей системы» [1, с.32].

Таким образом, современная методическая мысль направляет школу на выявление закономерностей выражения смыслов и их функционирования в различных текстах. В соответствии с этим возникает необходимость пересмотра методики изучения отдельных языковых единиц в процессе языкового образования. Подобной единицей, по нашему мнению, является глагол.

Выбор данной части речи обусловлен следующими причинами. Глагол – важнейшая часть речи в русском языке. Кроме разнообразия лексических значений, глагол представляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Уже в начальной школе учащиеся узнают, что глагол изменяется по временам, числам лицам (в настоящем времени) и по родам (в единственном числе прошедшего времени), что в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма (инфинитив). Богатство значений глагола обусловлено также многообразием его синтаксических возможностей. Глагол — это главный член предложения, сообщающей о подлежащем какую-то новую мысль; наряду с подлежащим он один из организующих центров предложения. Глагол имеет большое значение для построения словосочетаний и предложений. Как известно, в русском языке широко развито глагольное управление, правильное употребление падежей существительных в значительной мере зависит от понимания учащимися лексического и грамматического значения глагола. В организации предложения и текста глаголы играют первостепенную роль, следовательно, именно это часть речи должна изучаться на функционально-семантической основе. Обращение именно к проблеме изучения глагола на функционально-семантической основе обусловлено и тем, что вопросы взаимосвязи изучения глагола как части речи с одновременным усвоением его коммуникативной роли в тексте имеют прямое отношение к развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что изучение глагола на функционально-семантической основе стало возможным благодаря введению в школьную программу понятия «текст» и в соответствии с этим с необходимостью реализации текстоцентрического подхода в процессе начального языкового образования. Наблюдение над функционированием языковые единиц и их семантикой можно организовать только на основе текста, поскольку коммуникативную значимость все единицы языка приобретают в тексте. Следовательно, необходимость реализации функционально-семантического изучения языка обусловлена коммуникативной направленностью современных программ по русскому языку, задачами развития речи учащихся. «Задачи развития связной речи могут быть разрешены только в том случае, если, наряду с работой по обогащению словарного запаса учащихся, по усвоению норм литературного языка, будет осуществляться настойчивая и систематическая работа над пониманием роли языковых единиц в построении текста» [2, с.144].

В процессе изучения глагола на функционально-семантической основе перед учителем стоят следующие задачи: 1) формирование у учащихся умения распознавать глаголы в тексте; 2) формирование навыков правильно употребления глагольных форм в устной и письменной речи с целью формирования коммуникативных умений и навыков учащихся; 3) устранение речевых ошибок, связанными с употреблением глагольных слов в речи.

Поскольку глагол – очень сложная часть речи, обладающая значительным количеством форм, то в рамках данной статьи мы остановимся на возможностях реализации функционально-семантического подхода в процессе изучения категорий вида и времени глагола. Дело в том, что эти две категория тесно связана друг с другом. Не случайно многие лингвисты считают, что по отношению к русскому языку следует говорить не столько о временной, сколько о видо-временной системе глагола. Как указывает Н.Ю. Штрекер, «категория вида и времени взаимосвязаны, так как обе выражают отношение действия к протеканию его во времени. Отличия заключаются в том, что категория времени выражает отношение действия к моменту речи (действие совпадает с моментом речи; предшествует ему; следует за ним), а категория вида характеризует действие с точки зрения протекания его во времени независимо от момента речи» [3, с.115]. Поэтому уже в начальной школе следует обращать внимание учащихся на связь данных категорий, чтобы сформировать у младших школьников грамматическое понятие о той и другой категории. При реализации функционально-семантического подхода взаимосвязанное изучение данных категорий необходимо еще в большей степени, так как возможность образования и употребления временных форм в тексте напрямую зависит от видового значения глагола.

Поскольку коммуникативную значимость морфологические единицы приобретают в тексте, то в экспериментальном обучении нами использовались мини-тексты. Выбор именно мини-текста в качестве дидактической единицы был обусловлен следующими причинами. Такие тексты легко моделируются, их модели можно объяснить с помощью правил грамматики. Это в свою очередь позволяет проанализировать структуру текста, абстрагируясь от конкретных условий коммуникации, что имеет значение для формирований у учащихся речевых умений. Для наблюдения над функционированием видо-временных форм глагола в ходе формирующего эксперимента нами использовались как специально подобранные тексты, так и тексты учебника «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, содержание которого позволяют наиболее эффективно применять функционально-семантический подход при изучении языковых категорий. Практическое ознакомление младших школьников с видо-временными формами глагола осуществлялось при помощи выполнения упражнений аналитического характера. Деятельность была организована на основе эвристической беседы и наблюдения над языком.

Назовем некоторые методические положения формирующего эксперимента, направленного на изучение видо-временных форм глагола на функционально-семантической основе:

  1. В начальной школе необходимо взаимосвязанное изучение категории вида и времени глагола, что определяется тесной связью данных категорий. Необходимо введение элементарных теоретических сведений о категории вида глагола.
  2. Введение элементарных теоретических сведений о глаголе как средстве связи предложений в тексте, о правильном соотношении видо-временных форм глаголов-сказуемых необходимо в начальной школе для успешного овладения грамматическим понятием на функциональной основе и совершенствования связной речи.
  3. В начальной школе необходимо проводить наблюдения над использованием в текстах различного типа видо-временных форм глагола с тем, чтобы знакомить младших школьников с текстообразующей ролью этих форм в тексте.
  4. Работу по формированию понятия о категории вида и времени на функционально-семантической основе необходимо проводить не только при изучении глагола, но и на материале других грамматических тем, например, при изучении имени прилагательного, имени существительного и др.

Работа включала следующие этапы:

  1. Этап формирования представления о категории вида глагола, о взаимосвязи категорий вида и времени. Основная задача этого этапа – наблюдение над образованием видовременных форм глагола в условиях их применения в речевом общении. На этом этапе продолжает формироваться понятие о грамматической категории времени, о которой учащиеся уже получили первоначальное представление в третьем классе, и формируется понятие о категории вида глагола.
  2. Этап ознакомления младших школьников с текстообразующей функцией видо-временных форм глагола, с особенностями использования в различных текстах видо-временных форм глагола. Основная задача – закрепление знаний детей о категории вида и времени, формирование представления о функции в речи видо-временных форм глагола.

Проведенная нами  экспериментальная работа показала, что на основании знаний о текстообразующей роли изучаемых форм у младших школьников формируются умения использовать возможности грамматических форм при создании текстов. Работа над функциональными особенностями видо-временных форм, их композиционно-стилистическим потенциалом способствует росту конструкций грамматического строя речи учащихся. При формировании коммуникативных умений, основанных на знаниях школьниками текстообразующих и выразительно-изобразительных функций глагольных форм, происходит перенос полученных знаний и умений на новые варианты текстов при репродуктивной деятельности, что отражает развитие речевых способностей учащихся. Практическая реализация функционально-семантического подхода позволяет вести целенаправленную работу не только по формированию понятий вида и времени глагола, но и по практическому образованию и употреблению в речи этих грамматических форм.

Несомненно, что глаголы  являются основным  строительным материалом текста, и поэтому необходимо обучать младших школьников осознанному употреблению глагольных форм в тексте. Реализация функционально-семантического подхода позволит учащимся осознать роль глагола и его форм в тексте, а учителю — формировать навык осмысленного использования глагольной лексики в связной речи.

Список использованных источников

  1. Газаева Л.В. Функциональный подход к обучению младших школьников словосочетанию / Л.В. Газаева // Начальная школа плюс До и После. – 2004. — № 11. – С. 32-34.
  2. Новикова Т.Ф. Перспективы единой системы развития речи учащихся / Т.Ф. Новикова // Теория и практика современной методики преподавания русского языка и литературы: сборник научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения Г.А. Фомичевой. М.: Изд-во «Сигнал», 2003. — С. 138-145.
  3. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование: учебное пособие / Н.Ю. Штрекер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 240 с.

Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.