Живулько И.О. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

УДК 373.2

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е. А. Ковалева, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства  ГрГУ им. Янки Купалы

Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в последнее время стала очень популярной. Обучение – процесс организации активной учебно-познавательной деятельности по овладению его содержанием.

По мнению Л.И.Божович, готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной, то есть осознанной и волевой регуляции поведения, познавательной деятельности и социальной позиции школьника [1].

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Выделяют базовые и ведущие УВК, которые существенно влияют на успешность усвоения программного материала. К ним относят:

1) мотивы учения;

2) зрительный анализ или образное мышление;

3) способность принимать учебную задачу;

4) вводные навыки;

5) графический навык;

6) произвольность регуляции деятельности;

7) обучаемость [2, с.17].

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к обучению, можно выделить шесть групп мотивов:

— социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника;

— учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

— оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение;

— позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

— внешние по отношению к школе и учению мотивы;

— игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность

[3, с.139].

Выделяют следующие виды готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению:

  • Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям [2; с.10].

Критерии физиологической готовности детей к обучению:

  1. Уровень физического развития.
  2. Уровень биологического развития
  3. Состояние здоровья.

Все дети поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности  к обучению в школе [3].

  • Социальная (личностная) готовность представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.

  • Психологическая готовность – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др.

Рассматривая готовность к обучению в контексте психического развития, мы видим, что общие закономерности развития психики в детском возрасте проявляются и при анализе школьной готовности.

  1. Согласно принципу функционального единства сознания, сформулированного Л.С. Выготским, психика ребенка в каждую возрастную эпоху представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. В основе развития психики как целого лежит перестройка функциональных связей и отношений ее компонентов, которая и определяет в конечном счете изменение и развитие каждой отдельной психической функции. Поэтому готовность к обучению в школе нужно рассматривать как целостную структуру, развитие которой обусловливается качественными и количественными изменениями составляющих ее учебно-важных качеств и и взаимосвязей.
  2. Установлено, что психическое развитие имеет неравномерный и гетерохронный характер. К моменту поступления в школу одни компоненты структуры готовности достигают достаточно высокого уровня развития и являются наиболее значимыми для успешности обучения. Другие – находятся в стадии становления, развиваются в процессе усвоения знаний и могут стать более значимыми на последующих этапах обучения.
  3. Психическое развитие ребенка осуществляется через усвоение общественно-исторического опыта (знаний, умений, навыков и всеобщих форм психической деятельности) и выступает в качестве условия успешности усвоения школьных знаний и как его результат. Программа школьного обучение предполагает постепенный переход от усвоения простых знаний, навыков и форм психической деятельности к более сложным.
  4. На психическое развитие ребенка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, своеобразное сочетание которых для каждого ребенка определяет значительную вариативность уровня готовности поступающих в школу детей [3]. Для выявления уровня готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста мы обратились в ГУО «ДЦРР № 11 г. Гродно».

Для выявления уровня готовности детей старшего дошкольного возраста нами было проведено тестирование. В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста ГУО «ДЦРР № 11 г. Гродно».

Проведенный нами тест Керна-Йирасека включал в себя 3 основных задания: в первом задании каждому ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений), во втором – скопировать два слова («Это шарик»), написанных письменными буквами, а в третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек.

Анализ результатов теста показал, что 80% детей имеют средний уровень готовности, а 20% – высокий.  У большинства детей трудности при прохождении данного тестирования были вызваны во втором задании, где детям предлагалось скопировать два слова, написанных письменными буквами.

Таким образом, проведенная нами диагностика позволяет сделать вывод о том, что работа по формированию готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста в ГУО «ДЦРР № 11 г. Гродно» ведется недостаточно хорошо.

Список использованных источников

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  2. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.