УДК 373.24
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е. А. Ковалева, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы
В настоящее время мы являемся очевидцами того, как в системе дошкольного образования вызревает еще один действенный метод познания закономерностей и явлений окружающей действительности – метод экспериментирования. В арсенале возможных средств развития личности ребенка-дошкольника ему уделяется особое внимание. Формируясь как деятельность, сориентированная на познание и преобразование предметов и явлений окружающего мира, детское экспериментирование содействует расширению кругозора, приращению опыта самостоятельной познавательной, интеллектуальной деятельности, саморазвитию растущего человека.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».
Изучение закономерностей развития экспериментирования в дошкольном возрасте, определение эффективных средств и методов данного процесса предпринималось Н.Н. Поддьяковым, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, Л.С. Новоселовой, О.В. Афанасьевой в связи с исследованием влияния экспериментирования на совершенствование познавательной деятельности, развитием качеств личности (целенаправленности, познавательной активности и самостоятельности).
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. «Экспериментирование – это практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания его свойств, связей и зависимостей» [1, с. 29]. Экспериментирование рассматривается как деятельность, включающая компоненты: как исследовательское поведение, оно предполагает следующие структурные элементы: цель, содержание, средства (модели), действия (исследовательские), постановка проблемы, которую необходимо разрешить; предположение возможных решений, исходя из данных (проверка гипотез); выводы в соответствии с результатами проверки; применение выводов к новым данным; возможные обобщения [2, с. 34]. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом, постоянно проникающим в другие.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Развитие экспериментирования начинается в раннем возрасте; происходит освоение различных видов экспериментирования; для детей старшего дошкольного возраста характерны качественные изменения экспериментирования. Экспериментирование является способом познания, имеет возможности для развития логического мышления старших дошкольников. Недостаточная изученность экспериментирования определяет необходимость дальнейшего его изучения.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, но и умственному развитию. Занятия по рисованию активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействует на формирование речи, а в целом помогает ребенку подготовиться к обучению в школе.
В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами. Творческое экспериментирование на материале рисования хорошо прослеживается в применении нетрадиционных техник рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Преимущества использования экспериментирования в процессе развития изобразительной деятельности, освоения изобразительных умений состоят в том, что оно ориентировано на тактильно-действенный уровень и способ познания мира детьми, позволяет осваивать разнообразные предметные действия с инструментами, создает ситуации для их тренировки, отработки, основано на сенсорном опыте детей, по своей сути является аналогом «синкретичному» способу освоения мира детьми.
Экспериментирование детей с различными, как знакомыми, так и новыми художественными материалами, инструментами и способами создания образа, предваряющее постановку конкретной творческой задачи, решение которой предполагает использование личного опыта экспериментирования Е.М. Торшилова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова определяют как необходимое условие обобщения художественных представлений и способов создания образа.
Для проведения анализа работы УДО по детскому экспериментированию мы обратились в ГУО «ДЦРР № 89 г. Гродно». Для решения данной вопроса мы должны были решить 2 задачи:
- провести опрос педагогов о реализации ими работы с детьми по детскому экспериментированию;
- изучить степень владения детьми умением экспериментировать (сформированность исследовательских умений).
При анализе документов по планированию, мы выяснили, что в ГУО «ДЦРР № 89 г. Гродно» планируется и реализуется работа по организации детского экспериментирования. Эта работа включает:
- расширение методического опыта педагогов в области экспериментирования;
- организация экспериментальной деятельности детей в УДО;
- консультирование родителей воспитанников по проблеме экспериментальной деятельности детей в домашних условиях.
Для выявления отношения воспитателей к проблеме организации и содержания детского экспериментирования нами было проведено анкетирование. В исследовании участвовали 8 воспитателей старших групп ГУО «ДЦРР № 89 г. Гродно».
Разработанная нами анкета для воспитателей включала в себя 5 вопросов. Три первых вопроса были направлены на изучение условий и форм организации детского экспериментирования. Вопросы 4 и 5 были направлены на изучение проблемы мотивации детского экспериментирования. Анализ ответов на вопросы первого типа показал, что в группах созданы условия для проведения детского экспериментирования (100% ответов): есть уголки экспериментирования, материалы и место для его проведения; однако частота планирования экспериментов, согласно ответам воспитателей, недостаточна: до 2-х раз в месяц (50% ответов), (3 и более раз в месяц – 50%). В большинстве случаев преобладает продуктивная форма экспериментирования (87,5% ответов).
Ответы на вопросы второго типа показали, что интерес дошкольников к экспериментированию стимулируется с помощью таких методов, как проблемный вопрос (75% ответов), одобрение (25% ответов) и др. Однако сфера проблематики экспериментирования, предпочитаемая детьми, достаточно узка: преимущественно естественнонаучные вопросы (87,5% ответов), и только 12,5% (1 чел.) отметил интерес детей своей группы к экспериментированию с изобразительными техниками.
Мы также обследовали воспитанников старшей группы № 7 (22 чел.) ГУО «ДЦРР № 89 г. Гродно» на предмет владения детьми умением экспериментировать (исследовательские умения). В этом плане мы основывались на позиции педагогической науки о том, что стержнем экспериментирования является исследовательская активность ребенка, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели.
В качестве методики для диагностики исследовательской активности ребенка в экспериментировании мы использовали практическую ситуацию детского экспериментирования «Кораблекрушение» (разработка Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).
Мы выбрали ситуацию именно в области естественнонаучных экспериментов, т.к. в данном УДО, как мы выяснили в ходе анкетирования педагогов, результаты которого описаны выше, экспериментирование в изодеятельности фактически не практикуется. Поэтому в неосвоенном виде экспериментаторской деятельности определить, насколько дети владеют данными умениями, было бы затруднительно, результаты оказались бы не вполне точными. Диагностика заняла много времени, т.к. проводилась индивидуально с каждым из 22 ребят в условиях досуговой деятельности в УДО. Работа с каждым ребенком проводилась следующим образом:
Вначале перед ребенком располагали макет корабля; тазик с водой; 6 мешочков, наполненных солью, сахаром, акварельными красками, глиной, крупой, речным песком; коробочки, в которой находятся данные вещества; пустая миска или прозрачные стаканы. Ребенку предлагалось следующее проблемное содержание ситуации: якобы корабль перевозил груз из одного порта в другой, на своем борту он вез мешки (показываем) с солью, сахаром, акварельными красками, крупой (горох), речным песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм (выкладывается картинка с изображением моря и тонущего корабля). Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он пошел ко дну. Но к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли всех людей. С грузом было сложнее, они достали все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему? Если ребенок высказывал предположение, воспитатель просил объяснить, почему он так думает. Затем, ребенку предлагалось проверить свои догадки, воспользовавшись предметами и материалами, лежащими на столе. Оценивалось умение ребенка провести самостоятельно эксперимент и разрешить данную проблему.
Далее ребенку предлагалось посмотреть на соседний стол, где находятся различные материалы и тазик с водой. Воспитатель говорит: Если ты хочешь, можешь проверить растворяться они в воде или нет. Хочешь это проверить прямо сейчас? При оценке учитывалась готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка самим ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.
В конце с ребенком проводится индивидуальная беседа по вопросам:
- Расскажи, что ты сейчас делал?
- Помогло ли тебе это узнать, что сохранилось в мешках, которые спасли спасатели, а что растворилось?
- Что произошло с солью (сахаром речным песком, акварельными красками, глиной и крупой)? Почему?
- Понравилось ли тебе решать эту задачу?
- Завтра мы будем снова проводить разные опыты, будешь ли ты в них участвовать?
При оценке учитывались адекватность ответов, выводов, выражение интереса к экспериментированию.
Комплексная оценка выполнения каждым ребенком задания «Кораблекрушение» производилась по следующим уровням: высокий, средний, низкий. Характеристики уровней приводятся по О.В. Фроловой.
Как показывают результаты, только 22,7% детей владеют умением экспериментировать на высоком уровне, средний уровень проявили 50% детей, низкий – 27,3.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что работа по развитию экспериментальной деятельности в ГУО «ДЦРР № 89 г. Гродно» ведется, но потенциал всех видов деятельности в ней задействован недостаточно. Поэтому результаты обследования воспитанников старшей группы так же оказались не вполне удовлетворительными. Следует обратить внимание на использование в работе по экспериментированию изобразительной деятельности, а также планировать детское экспериментирование с большей частотой.
Список использованных источников
- Подгорецкая, Н.А. Методика комплексного развития у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Подгорецкая. – Комсомольск-на-Амуре : Пламя, 1996. – 76 с.
- Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 29-34.
- Фролова, О.Ю. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста / О.Ю. Фролова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru/okr-mir/13525-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-issledovatelskoiy-aktivnosti-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html.