Кибус В.А. ВЫБОР СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК 373.0

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Л. В. Рычкова, доцент кафедры перевода и межкультурной коммуникации ГрГУ им. Я. Купалы

В цифровую эпоху мы окружены технологиями. И темпы развития технологических изменений свидетельствует о том, что процесс с каждым годом всё больше ускоряется. Технологии ведут к массовым изменениям в экономике, в том, как мы общаемся и относимся друг к другу, и во всё большей степени в том, как мы учимся.

Существует относительно мало русскоязычной литературы о том, как выбрать соответствующие технологии для обучения. Каждый преподаватель, инструктор, а теперь всё чаще и студент должен ежедневно принимать решения в этом направлении. Необходима модель для выбора и применения технологии, и Тони Бейтс в своей работе «Teaching in a Digital Age» предлагает ряд критериев, от которых первоначально стоит отталкиваться. Технология должна [1, с. 261]:

  • работать в разнообразных образовательных контекстах;
  • позволять принимать решения как на стратегическом, общеорганизационном уровне, так и на тактическом, обучающем;
  • уделять равное внимание учебным и практическим вопросам;
  • выявлять различия между видами технологий, что даёт выбрать соответствующее сочетание для любого контекста;
  • быть понятна, прагматична и рентабельна;
  • учитывать новые достижения в области технологий.

На данный момент существует ряд моделей, которые рассматривают основные факторы, влияющие на выбор образовательных технологий. Например, модели «ACTION» (1995) и «SECTION» (2003) Бейтса, модель «CASCOIME» (2002) от Питера Патсула, модели Коуми (2006) и Майер (2009). Все они имеют как общие, так и уникальные элементы.

В данной статье мы предлагаем остановиться на нескольких вопросах, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными для системы образования Республики Беларусь:

  1. Кто мои ученики / студенты? – при рассмотрении данного пункта необходимо учитывать демографию студентов, у которых вы будете преподавать, наличие у них доступа к той или иной технологии, а также особенности восприятия информации каждым из них.
  2. Какие учебные стратегии будут использоваться для достижения результатов обучения? – важным элементом является поиск наилучшего способа представления контента, рассматриваемого в рамках курса, принципов использования мультимедийных материалов для большей эффективности учебного процесса.
  3. Каковы желаемые результаты обучения? – развитие определённых умений и навыков является приоритетной задачей для любого образовательного курса. Использование технологий предполагает возможность получения результатов, которые изначально не рассматривались. Это, в свою очередь, может привести к некоторым изменениям в том, какое содержание будет освещено и какие навыки будут развиты. Поэтому необходимо чётко выявить, что вы желаете развивать в курсе, как технологии могут помочь студентам в этом деле и какие средства для каких навыков лучше подходят.
  4. Каковы уникальные характеристики каждой технологии и насколько они соответствуют требованиям обучения? – различные технологии имеют разный потенциал. Традиционно выделяется:
  • текст (учебники, романы, стихи);
  • графика (диаграммы, фотографии, рисунки, плакаты, граффити);
  • аудио (звуки, речь) – может использоваться отдельно, но чаще всего применяется в сочетании с другими носителями;
  • видео (телевизионные программы, клипы Youtube, «говорящие головы») – может предложить все возможности аудио, графики и некоторые из возможностей текста;
  • вычислительная техника (анимация, симуляция, интернет-форумы, виртуальные миры).
  1. Какие доступные ресурсы имеются? – вопрос относится к организационным, в его рамках необходимо выяснить, предоставляется ли техническая, финансовая, профессиональная помощь со стороны университета, будут ли поощряться и поддерживаться попытки попробовать что-то новое, какие социальные сети могут быть использованы в качестве дополнения к основным технологиям.

Учёт всех ответов на вышеперечисленные вопросы позволит быстро и эффективно выбрать необходимые технологии при подготовке образовательного курса.

Список использованных источников

  1. Bates A.W. Teaching in a Digital Age: Guidelines for Teaching and Learning [Electronic resource]: Online learning and distance education resources. – Mode of access: https://www.tonybates.ca/teaching-in-a-digital-age. – Date of access: 22.03.2018.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.