УДК 373.24
ГУО «Ясли – сад № 85 г. Гродно»,
воспитатель дошкольного образования, магистр педагогических наук
В соответствии с образовательными стандартами Республики Беларусь, целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями [1].
Приоритетная задача системы дошкольного образования – повышение качества образовательного процесса, развивающего индивидуальные способности ребенка, его активность [2]. Особенности реализации данной задачи нашли отражении в учебной программе дошкольного образования, где содержание направления «Познавательное развитие воспитанника» реализуется в образовательных областях «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на:
– обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности;
– формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др. [3].
Именно поэтому в последнее время набирает популярность исследовательская деятельность.
Ранее развитие исследовательской деятельности личности традиционно является одной из важнейших педагогических задач. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Учеными доказано, что ребенок активно познает окружающий мир, очень восприимчив к образовательному влиянию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина,
О. Л. Князева). Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М. Дьяченко) [4, с. 14], становление познавательных интересов (Л. М. Маневцова, Н. К.Постникова, Е. В. Боякова, М. Л. Семенова), развитие продуктивной (Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина,
Н. А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская,
A. M. Матюшкин, Н. Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О. В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования (Л. А. Регуш,
Г. И. Вергелес). Все это создает реальную основу для формирования исследовательских умений дошкольника и совершенствования его познавательной активности.
Проблема формирования исследовательских умений детей дошкольного возраста изучается в дидактике уже более полувека. Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям педагогов и психологов (А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, С. Л. Рубинштейн, Л. Ф. Тихомирова, Н. Н. Поддьяков,
С. П. Арсенова и т. д.), обеспечивают детям наилучшие условия для приобретения познавательно-практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом [5, с.68].
В научной литературе было множество попыток создать классификацию исследовательских умений. Например, на сегодняшний день существуют классификации умений, выстроенных по функциям деятельности
(Н. В. Кузьмина, З. Ф. Есарева, В. А. Николаев и другие), а также по логике процесса деятельности, в том числе и исследовательской (М. В. Владыка,
И. Г. Бердников, Н. М. Яковлева и другие) [6, с. 50].
Так, Н. Н. Шушарина и К. П. Кортнева утверждают, что можно формировать такие исследовательские умения, как:
– охватывать всю проблему в целом;
– корректно ставить исследовательскую задачу;
– оценивать методы решения поставленной задачи;
– планировать исследовательскую деятельность;
– искать оптимальное решение поставленной задачи;
– реализовывать выбранную исследовательскую методику;
– оценивать ее информативность и точность с помощью прикладных занятий [7, с. 180].
А. Н. Поддьяков выделяет следующие исследовательские умения [5,
с. 345]:
– умения сознательно исследовать предметы и анализировать их (расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей, выделять в частях составные компоненты и способы крепления);
– умения сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное (для усвоения ориентировочными основами действий), делать обобщения;
– умения задавать вопросы с целью нахождения решения проблемы исследования и анализа их условий;
– умения осуществлять умственное планирование своей исследовательской деятельности.
А. И. Савенков под общими исследовательскими умениями понимает следующие умения [8, с. 190]:
– видеть проблемы,
– выдвигать гипотезы,
– ставить вопросы,
– давать определение понятиям,
– классифицировать,
– наблюдать,
– экспериментировать,
– высказывать суждения,
– делать умозаключения и выводы,
– структурировать материал,
– готовить собственные мини-доклады,
– объяснять,
– доказывать и защищать свои идеи.
Н. А. Семенова выделяет пять групп исследовательских умений [9,
с. 78]:
– умения организовать свою работу (организационные);
– умения и знания, связанные с проведением исследования (поисковые);
– умения работать с информацией, текстом (информационные);
– умения проектировать и представлять результат своей работы;
– умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Проанализировав все понятия, можно сделать вывод, что очевидно сходство подходов к определению видового состава исследовательских умений, однако среди ученых нет единого мнения об определении понятия «исследовательские умения» относительно дошкольников. При этом общим для большинства исследований является то, что исследовательские умения определяются как основная единица исследовательской деятельности, как особый вид познавательных умений, направленных на решение исследовательских задач, как результат обучения, как система качеств, проявляющихся в целенаправленном действии. Это свидетельствует о сложной природе и организации исследовательских умений, т. е. исследовательские умения дошкольников формируются во время исследовательской деятельности. Потребность в поиске является врожденной, но развивается она в прямой зависимости от степени вовлечения ребенка в деятельность. В связи с эти мы делаем вывод, что умениям следует обучать путем организации исследовательской деятельности.
Любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Исследователи проблемы (Б. Г. Ананьев,
Л. И. Божович, Н. Ф. Добрынина, А. К. Дусавицкий, А. Н. Леонтьев,
А. К. Маркова, Н. Г. Морозова и др.) условно различают следующие стадии развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности:
– любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающими субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется только первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения исследовательской деятельности служит обычно его первотолчком;
– любознательность – как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии исследовательской деятельности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок;
– собственно исследовательская деятельность – характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают исследовательские мотивы. Исследовательская деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности [10, с. 176].
Формирование исследовательских умений должно осуществляться в единстве с решением задач развития других компонентов деятельности: познавательных потребностей и мотивов, обогащение детей информацией об окружающем мире и ознакомление с самой исследовательской деятельностью.
Таким образом, исследовательские умения рассматриваются нами как сложное структурное объединение сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных качеств личности, которые формируются и проявляются в сознательном, целесообразно-успешном осуществлении действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности.
Список использованных источников
- Образовательные стандарты дошкольного образования: постановление Министерства образования РБ [Электронный ресурс]: от 29 дек. 2012 г., № 146. – Минск, 2012.
- Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Респ. Беларусь, 13 января 2011 г. №243-З: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: в ред. от 26 мая 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
- Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО Аверсэв, 2013. – 416 с.
- Бельфер, М. М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. – 2006. – № 17. – С. 13 – 15.
- Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. – М.: Просвещение, 2000. – 456 с.
- Громова, Т. В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. – 2006. – № 7. – С. 49 – 53.
- Левашева, И. И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников /И. И. Левашева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3(6). – С.180 – 182.
- Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. И. Савенков// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 10 – 19.
- Семенова, Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Семенова. – Томск, 2007. – 201 с.
- Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-ов / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 256 с.