УДК 378.148
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Лапковская Е.Н., доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ имени Янки Купалы, кандидат филологических наук, доцент
Информатизация образования в настоящее время является необходимым условием поступательного развития общества. Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов. Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы. Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии.
В век информационных технологий трудно представить человека, который не владеет компьютером или не использует интернет. Наша жизнь практически неразрывно связана с различными техническими устройствами и разнообразными гаджетами. В настоящее время практически каждый педагог использует информационные технологии в своей работе. Однако еще не многие знают о возможностях и преимуществах облачных технологий.
В настоящее время в мировой практике реализуются четыре модели развертывания облачных систем:
− приватное облако (private cloud) – используется для предоставления сервисов внутри одной компании, которая является одновременно и заказчиком, и поставщиком услуг. Это вариант реализации облачной концепции, когда компания создает ее для себя самой, в рамках организации;
− публичное облако (public cloud) – подразумевает развертывание инфраструктуры с необходимым программным обеспечением и предоставление механизмов доступа к ним за пределами инфраструктуры учреждения;
− гибридное облако (hybrid cloud) – состоит из двух и более облаков различного типа;
− общественное облако (community cloud) – вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи. Примерами общественных облаков является платформа Windows Azure, веб- сервисы Amazon, Google App Engine и Force.com [1].
Для образовательных учреждений наиболее подходящими являются публичные и общественные облачные системы.
Облачные технологии – это технологии распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Облачные сервисы от различных провайдеров предлагают пользователям через сеть Интернет доступ к своим ресурсам посредством бесплатных или условно бесплатных облачных приложений, аппаратные и программные требования которых не предполагают наличия у пользователя высокопроизводительных и ресурсопотребляемых компьютеров [1].
Одним из наиболее популярным хранилищем является Google Drive – один из сервисов платформы Google. Google Диск – это файловый хостинг, созданный и поддерживаемый компанией Google. Его функции включают хранение файлов в Интернете,общий доступ к ним и совместное редактирование. В состав Google Диска входят Google Документы, Таблицы и Презентации – набор офисных приложений для совместной работы над текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, чертежами, веб-формами и другими файлами. Общедоступные документы на Диске индексируются поисковыми системами [2].
Сервисы Google – это целостная система, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google. Соответственно владелец может предоставить доступ к файлу любому пользователю. Таким образом, сервисы Google помогают организовать совместную работу коллектива пользователей в режиме онлайн, т.е. сформировать новую образовательную среду, способствующую активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их аналитических и творческих способностей [3]. Сегодня Google предлагает пользователю 48 сервисов и 14 инструментов[4]. Сервисы Google – это чаще всего веб-приложения, требующие от пользователя наличия браузера и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру. Преимущества сервисов и инструментов Google – наличие централизованного хранилища данных и продуманный интерфейс.
В состав Google Drive входят Google Документы, Таблицы и Презентации – набор офисных приложений для совместной работы над текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, чертежами, веб-формами и другими файлами.
В данных приложениях могут работать все, кому будет открыт доступ к этим данным, допускается одновременное редактирование текста несколькими пользователями, добавление комментариев и гиперссылок, картинок, участие в чате. Таким образом, педагог может организовать коллективную работу с учащимися либо коллегами в режиме онлайн, либо предоставить материал для ознакомления (доработки, переработки) и увидеть все изменения, которые в него вносит кто-то из пользователей. Также на файлах можно выставить функцию, которая будет отображать время открытия документа, что позволит контролировать сроки выполнения учащимися той или иной работы.
Можно выделить и некоторые недостатки облачных технологий, которые носят в основном технический и технологический характер и не влияют на их дидактические возможности и преимущества. К таким недостаткам можно отнести ограничение функциональных свойств программного обеспечения по сравнению с локальными аналогами, отсутствие отечественных провайдеров облачных сервисов (Amazon, Goggle, Saleforce и др. сосредоточены в США), отсутствие отечественных и международных стандартов, а также отсутствие законодательной базы применения облачных технологий.
Работа педагога неразрывно связана с анкетированием учащихся, с составлением различных тестов, опросов, викторин и т.д. На обработку всех этих данных у педагога уходит очень много сил и времени. Один из сервисов Google предназначен для создания и обработки различных тестов, анкет, опросников и т.д. Google формы –онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Пользователь настраивает анкету самостоятельно, вносит в нее необходимые вопросы, предлагает варианты ответов, если они есть.
Google формы позволяют создавать следующие типы вопросов:
- Короткий текст (респонденту предлагается вписать короткий ответ).
- Длинный текст (респондент вписывает развернутый ответ).
- Один из множества (респондент должен выбрать один вариант ответа из нескольких).
- Несколько из множества (респондент может выбрать несколько вариантов ответа).
- Выпадающий список (респондент выбирает один вариант из раскрывающегося списка-меню).
- Шкала (респондент должен поставить оценку, используя цифровую шкалу, например, от 0 до 10).
- Сетка (респондент выбирает определенные точки в сетке, состоящей из столбцов и строк) [5].
Также в форму можно вставлять различные картинки и видеоролики. При создании Формы автоматически создается Google таблица, в которой отражены результаты заполнения формы. Параллельно с этим непосредственно в самой форме формируется список ответов, который будет представлен в виде диаграмм, статистики, также можно просмотреть все правильные/неправильные варианты ответов по каждому вопросу в отдельности либо по каждому респонденту отдельно.
На основе рассмотренных сервисов сформулируем дидактические возможности облачных технологий, подтверждающие целесообразность их применения в образовательном процессе:
− возможность организации совместной работы большого коллектива преподавателей и студентов;
− возможность как для преподавателей, так и для студентов совместно использовать и публиковать документы различных видов и назначения;
− быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из- за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления;
− организация интерактивных занятий и коллективного преподавания;
− выполнение студентами самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий»;
− взаимодействие и проведение совместной работы в кругу сверстников (и не только) независимо от их местонахождения;
− создание web-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях (механизмы добавления новых ресурсов; интерактивный доступ к инструментам моделирования; информационные ресурсы; поддержка пользователей и др.);
− организация разных форм контроля;
− перемещение в облако используемых учреждениями систем управления обучением (например, Moodle);
− новые возможности для исследователей по организации доступа, разработке и распространению прикладных моделей.
Таким образом, главным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация совместной работы студентов и преподавателя.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сервисы Googlе, несомненно, обладают высоким потенциалом в сфере самообразования и саморазвития педагога. Их освоение и активное использование в практической деятельности создают условия для модернизации и технологизации процесса образования и воспитания.
Список использованных источников
- Шекербекова, Ш. Т. Возможности внедрение и использование облачных технологий в образовании / Ш. Т. Шекербекова, У. Несипкалиев / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6–1. – С. 51–55.
- Google Диск [Электронный ресурс] / Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Диск– Дата доступа : 10.04.2018.
- Сервисы Google как инструмент профессионального саморазвития педагога / Л. В. Камлюк-Ярошенко, Е. И. Волкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.academy.edu.by/files/KAMLIUK-YAROSHENKO.pdf. – Дата доступа : 07.04.2018.
- Список служб и инструментов Google [Электронный ресурс] / Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_служб_и_проектов_Google – Дата доступа : 18.03.2018.
- Возможности использования Google-сервисов в образовании [Электронный ресурс] / Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_служб_и_проектов_Google – Дата доступа : 11.04.2018.