УДК 372.853
ГУО «Гимназия № 7 г. Гродно»
Научный руководитель – Н. В. Матецкий, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лазерной физики и спектроскопии ГрГУ имени Янки Купалы
В настоящее время астрофизика представляет собой один из самых актуальных разделов науки. Астрофизические исследования, особенно связанные с изучением космоса, стали источником многих физических открытий (пульсары, черные дыры, гравитон и т. д.), причем космическое пространство сегодня выполняет роль научной физической лаборатории, в которой можно наблюдать процессы при громадных давлениях, глубоком вакууме, сверхвысоких температурах и других условиях, не достижимых на Земле.
Происходящая в настоящее время модернизация образования направлена на повышение качества обучения физике. Одно из важнейших направлений в этой области – демонстрация универсальности физических законов и их справедливости для всех явлений природы во Вселенной – связано с новым подходом к проблеме межпредметных связей [1, стр. 157]. Особое положение и роль здесь отводится изучению вопросов астрофизики, существенно расширяющих и углубляющих наши представления о строении и свойствах окружающего мира. Одним из основных требований реформы школы является повышение научного уровня преподавания. Однако в то же время необходимо избегать перегрузки учащихся. Возможным путем разрешения этого противоречия, на наш взгляд, служит использование резервов, скрытых в физических задачах. Сейчас задачи в школьном курсе физики рассматриваются главным образом как средство закрепления пройденного теоретического материала, применения изученных формул. При этом текст задачи, как правило, не содержит новой информации. Полученные формулы (в частности, в X классе) применяются, например, для расчетов параметров состояния газа в абстрактных сосудах, скоростей движения заряженных частиц в гипотетических электрических и магнитных полях и т. д. Мы предлагаем (там, где это возможно) конкретизировать задачи, отразив в их содержании непосредственную связь с реальными процессами, т. е. сделав решение задач более интересным и познавательным для учащихся. Для этого часть задач наполним астрофизическим материалом.
Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. Мы предлагаем побыстрее расширять объем астрофизических сведений, вводимых в условия задач, и, таким образом приближать школьную физику к современной науке. Это позволит не только расширить и углубить знания учащихся по физике, но и подготовить их к курсу астрономии в 11 классе.
Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики, с использованием в процессе решения логических умозаключений, физического эксперимента и математических действий [2, стр. 43]. Она предъявляется учащимся для того, чтобы ее решение обеспечивало достижение целей обучения. Задается задача в основном словесно, но может сопровождаться рисунками, схемами, графиками. Физические задачи являются неотъемлемым звеном учебного процесса, обучение учащихся их решению относится к практическим методам обучения.
Решение задач позволяет сделать знания учащихся осознанными, избавить их от формализма. Учащиеся обязательно должны решать задачи, так как в противном случае они не усвоят понятия и законы физики либо их знания будут формальными. В процессе решения задач знания учащихся конкретизируются, создается понимание сущности явлений, физические понятия и величины приобретают реальный смысл, у ученика появляется способность рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное и отбрасывать несущественное. Однако решение задач не должно превращаться в самоцель, поскольку основное значение этого вида учебной деятельности – углубление знаний учащихся, развитие их мышления, формирование умения анализировать ситуацию, приведенную в задаче и находить пути ее решения, а также умения творчески подходить к возникающим проблемам.
При отборе астрофизического материала необходимо учитывать следующее: его содержание должно иметь научную значимость, быть интересным и доступным для учащихся, органично вплетаться в курс физики, способствовать углублению и закреплению физических знаний, находить продолжение в материале курса астрономии. Это не может быть достигнуто рассмотрением одной или двух случайно выбранных задач с физико-астрономическим содержанием. Необходим комплекс задач, решаемых на протяжении всего периода обучения астрономии и физике, причем самое серьезное внимание нужно уделять анализу их содержания, выявлению физического смысла используемых понятий и законов, логическому их взаимодействию, анализу получаемых ответов.
В 9 классе при изучении раздела «Механика» можно рассмотреть ряд задач с астрофизическим содержанием, учитывая то, что пространство и время, физические величины могут принимать более глобальные масштабы, чем в земных условиях. Например, при изучении понятия «пространство» можно ввести такие единицы длины, как парсек, световой год, астрономическая единица. Современную модель Солнечной системы целесообразно упомянуть в темах «Движение тела по окружности», «Закон всемирного тяготения», но обязательно сказать, что орбиты планет – эллипсы. «Движение искусственных спутников» – отдельная тема раздела «Механика», тесно связанная с курсом астрономии. Стоит включить задачи на применение интеграла энергий для определения скорости небесного тела или искусственного спутника в любой точке его траектории. Учащимся представится возможность самостоятельно убедиться в справедливости закона сохранения момента импульса. Тангенциальную и лучевую скорости звезд лучше всего рассмотреть при изучении проекций скорости на координатные оси.
Есть весьма интересная задача, посвященная движению искусственных спутников Земли.
- Вычислить высоту над земной поверхностью геостационарного спутника, обращающегося с периодом в 1 звездные сутки в плоскости земного экватора по круговой орбите.
2) Сравним движение ИСЗ с движением Луны. По III закону Кеплера, уточненному Ньютоном, можно записать:
В данном случае массой Луны не пренебрегаем, она равна mЛ = 1/81 МЗ. Отсюда
h = a – RЗ = 35854 (км).
∆h = (h1 – h2) = 3 (км) – разница вычисленных двумя разными путями значений. Погрешность составляет ε ≈ 10 % — весьма несущественна.
Ответ: h ≈ 35855 км.
- С какой скоростью должен двигаться грузовой автомобиль КамАЗ-5320, имеющий массу mа = 7120 кг, чтобы обладать такой же кинетической энергией, какую имеет метеорное тело массой mм = 1 г, вторгшееся в атмосферу Земли со скоростью υм = 60 км/с?
Решение. Запишем выражения для кинетической энергии метеорного тела Eкм и автомобиля Ека:
Поскольку Eкм = Ека,
учитывая предыдущие формулы, получаем:
или после подстановки числовых значений: υа = 81 км/ч.
Этот результат показывает, насколько велика кинетическая энергия метеорных тел, движущихся с космической скоростью. Можно обратить внимание учащихся на то, что даже мелкие метеорные частицы способны произвести значительные разрушения при столкновении с космическими аппаратами. Это говорит о практической значимости исследования структуры метеорных роев для обеспечения безопасности космических полетов.
- Определить орбитальные скорости всех планет солнечной системы, считая их орбиты круговыми, и построить график зависимости скорости планет от их среднего расстояния до Солнца. Сделать выводы.[3]
Р е ш е н и е. Используя уравнение, описывающее равномерное движение по окружности:
(где R — расстояние планеты от Солнца, Т — звездный период ее обращения вокруг Солнца), вычисляем значение скорости для каждой планеты: υмеркурий =47,5 км/с, υвенера =35,0 км/с, υземля =29,8 км/с, υмарс =24,1 км/с, υюпитер = 13,1 км/с, υсатурн = 9,6 км/с, υуран = 6,8 км/с, υнептун = 5,4 км/с, υплутон = 4,7 км/с.
По полученным значениям строим график (см. рис.), для анализа которого уравнение (1) удобно представить в иной форме: выразить скорость в зависимости от расстояния, исключив Т.
Поскольку центростремительной силой Fцс, действующей на планеты, служит сила тяготения Fт между планетой и Солнцем, то
Fцс = Fт,
(где m и М — соответственно массы планеты и Солнца, G —гравитационная постоянная). Откуда:
Уравнение (2) представляет собой формулу первой космической скорости планеты относительно Солнца, определяющую круговую орбиту с радиусом, равным среднему расстоянию планеты от Солнца. Из анализа его видно, что с увеличением расстояния от Солнца, например, в 4 раза скорость планеты должна уменьшиться в 2 раза.
Решение этой задачи дает математическое обоснование одной из закономерностей в строении солнечной системы: чем дальше планета расположена от Солнца, тем меньше ее линейная (соответственно и угловая) скорость.
В 10 классе также есть резерв включения задач с астрофизическим содержанием в разделах «Термодинамика», «Молекулярная физика», «Физика конденсированного состояния», «Магнитное поле». Парниковый эффект – тема, имеющая практическую значимость, ее изучение является ярким примером необходимости межпредметных связей в средней школе. В темах «Температура», «Идеальный газ» можно сформировать представление о физической природе звезд, сущности процессов, происходящих на них.
В 11 классе рассмотрены разделы «Электромагнитные колебания и волны», «Механические колебания и волны», «Радиоактивность», «Элементарные частицы», «Оптические явления». Так, эффект Доплера – явление, распространенное во многих сферах деятельности. Раздел «Электромагнитные колебания и волны» содержит такое интересный практической вопрос, как окна прозрачности атмосферы. А изучение оптической схемы телескопа в курсе физики поможет при подготовке к олимпиаде по астрономии – эта задача встречается в практическом туре и районной, и областной олимпиады. Классификация звезд опирается на спектр их излучения, это можно отразить на уроках физики в теме «Спектр электромагнитных волн». Особо стоит отметить важность раздела «Физическая картина мира», где микро-, макро- и мегамиры – части единого целого, взаимно дополняющие друг друга.
Предложенный материал по физике мегамира актуализирует ранее изученные законы, подводит к его обобщению и, в результате, к формированию естественнонаучной картины мира. Часть данного материала уже используется учителями физики на уроках, но, к сожалению, в большинстве случаев бессистемно. В результате теряется целостное представление о физике мегамира и вообще о физике. Наш развивающийся мир претерпевает изменения, и они более глобальны и значимы в космических масштабах. В школьном курсе должны своевременно отражаться такие изменения. Это условие современного образования является одной из важнейших мотиваций обучения. Учащихся на уроках необходимо знакомить с тем, что происходит в космосе, а также с перспективами на будущее, которые обозначаются современной наукой.
При этом нельзя недооценивать практическую деятельность, напротив, учитывая заинтересованность самих учащихся, можно по их желанию проводить наблюдения звездного неба, находить созвездия и планеты (и их спутники). В частности, найдя некоторый объект, можно определить его горизонтальные координаты для данной местности в этот момент времени.
Предлагаемый нами подход уже был применен в учебном процессе по физике. Это помогло выявить наиболее трудный материал для понимания учащимися. Таким образом, расширение объема астрофизических сведений, вводимых в условия задач, приближает школьную физику к современной науке, что позволит не только расширить и углубить знания учащихся по физике, но и лучше подготовить учеников к восприятию курса астрономии, тесно связать в их сознании обе эти науки.
Список использованных источников
- Каменецкий, С.Е. Теория и методика обучения физике в школе : общие вопросы / С.Е. Каменецкий. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.
- Левитан, Е.П. Дидактика астрономии: от XX к XXI веку. / Е.П. Левитан, А.Ю. Румянцев // Земля и Вселенная – №4. – 2002. – С. 88
- Сизонов, Г.Н. Связь в обучении физики и астрономии при решении задач / Г.Н. Сизонов / Физика в школе. – №5. – 1996. – С. 34.
- Кондратьев, А.С. Современные проблемы реализации межпредметных связей при изучении физики / А.С. Кондратьев, М. А. Крупнова, И. Я. Ланина. // Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе. – Санкт-Петербург, 2003. – 541 с.
- Новиков, И.Д. Введение астрофизических знаний в курс физики / И.Д. Новиков, Е.В. Эткина. //Физика в школе. – №8 – 1996. – С. 56.