УДК 373.2
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е. А. Ковалёва, преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы
Сказка – это своеобразный разговор автора с читателем или слушателем. Сказки не пишут просто так, во всем есть свой смысл. Сказки пишут люди, которые умеют видеть в жизни прекрасное, его выделять и делиться с другими. Эти люди умеют радоваться и заражать своей радостью всех вокруг.
В сказках всегда есть нечто удивительное, чего нет в действительности. Невозможное становится возможным. Там нет границ и вечных рамок, в которые загоняют себя взрослые. Там все красиво, искренно. Там можно мечтать и тебя никто за это не отругает. И к тому же, в сказках всегда присутствует хорошее окончание. А это зарождает у людей веру и надежду в лучшее.
Сказка – это один из способов познания окружающего мира. Маленький человечек, придя в наш мир, как бы «прощупывает почву»: что можно, что нельзя, что такое плохо и что такое хорошо. Он учится жить по правилам гуманности. Анализирует поступки героев, подражает им. Сказка развивает мышление, воображение, связную речь.
Свойства этого «волшебного» средства можно перечислять бесконечно. Сказка служит и методом диагностики, и методом коррекции, и методом профилактики. Но мы остановимся на таком свойстве, как коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Термин сказкотерапия означает «лечение» сказкой. Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди ученых, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни [1, с. 45].
Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.
Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие) [2, с. 15].
Так же как и любой другой метод практической психологии, сказкотерапия имеет свою специфику, которая заключается в следующих особенностях ее применения.
Во-первых, это возрастные ограничения. Безусловно, сказки полезно и необходимо читать детям всех возрастов, но именно процесс сказкотерапии с анализом и разбором ситуаций, поставленных в сказках, лучше проводить с ребенком, начиная с 3-4 лет [2, с. 33]. Это связано с тем, что ребенок до этого возраста еще не понимает того, что может существовать иная реальность, сказочная, отличная от нашей повседневной жизни. Все это сугубо индивидуально и зависит от совокупности личностных особенностей малыша. Сказка должна быть подобрана или сочинена в соответствии с возрастом, ситуацией и личностными особенностями ребенка и направлена на формирование определенных свойств в зависимости от ведущей деятельности.
Во-вторых, необходимо соблюдать временное ограничение сказкотерапии. С ребенком до 6-7 лет не следует проводить ее дольше 30-40 минут, так как ему трудно воспринимать информацию в течение более длительного времени, его внимание рассеивается, и он начинает отвлекаться [2, с. 35].
В сказкотерапии применяют следующие виды сказок:
Народные сказки. Среди них можно выделить несколько жанров: волшебные, сказки о животных, бытовые. Волшебные сказки имеют одну историческую основу, в них присутствуют многие языческие символы и мотивы [3, c. 15]. К волшебным сказкам относятся: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Царя-девица» и другие.
В сказках о животных детей привлекает элемент узнаваемости [3, с. 16]. Дети с легкостью могут определить, какой характер человека скрывается за образом животного. Например, заяц всегда ассоциируется с трусливым человеком. Соответственно, основной его чертой является – трусость. Лиса символизирует хитрого человека. Главными героями сказок о животных являются: заяц, лиса, медведь, волк, кот и петух. Примеры сказок о животных: «Кот, петух и лиса», «Волк и коза», «Кот и Лиса», «Петушок – золотой гребешок» и другие.
Бытовые сказки отражают реальную жизнь с некоторой долей иронии. В них удивительным образом переплетается сочетание возможного в реальной жизни с необычными решениями, применимыми в тех или иных ситуациях [3, c. 18]. Примеры: «Каша из топора», «Барин и мужик».
Авторские художественные сказки. Они более насыщенны яркими образами, переживаниями, чем народные сказки, поэтому могут помочь выявить внутренние чувства ребенка [3, с. 18]. Примеры: сказки Андерсена.
Медитативные сказки. В них нет злых героев и конфликтов. Цель медитативных сказок — заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми [3, c. 19]. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться. Примерами являются такие сказки, как сказка «Золотой шар» Т.Зинкевич-Евстигнеевой, «Гномик» В. Сперанской, «Чудо» Ю. Коморовой.
Психокоррекционные сказки или психотерапевтические истории. Они помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка. Подходят для детей до 13-летнего возраста. Они помогают в решении конкретной проблемы.
Психолог Разида Ткач дает классификацию сказок с точки зрения проблем, на решение которых они направлены. Она выделяет следующие виды сказок: для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие) [4, с. 3].
Слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако ему не всегда придавалось одинаковое значение. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессии стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации [5, c. 35]. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого [5, c. 35]. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
Выдающийся психолог и философ Э. Фромм, основоположник гуманистического психоанализа, подразделял агрессию на «злокачественную» — «страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать» и «доброкачественную» — «поведение, связанное с самообороной и с ответной реакцией на угрозу» [5, c. 57]. Общепринятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественная агрессия, которая представлена псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагресии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение.
Непреднамеренная агрессия — случайное нанесение вреда человеку. В детском коллективе достаточно распространена. Не проходит и недели, чтобы кто-нибудь кого-нибудь не толкнул или не ударил случайно. И каковы бы ни были последствия этих случаев, их наличие говорит лишь о том, что ребенок расторможен, чрезмерно возбудим. Он не чувствует «тормозов» в игре или шалости и в результате сносит все на своем пути [5 c. 58].
А вот агрессия как попытка самоутвердится, проявляется у дошкольников и в игре, и в общении с родственниками (чаще с родителями). В игре ребенок как бы «отрабатывает» рождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуативным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения. В общении с родными ребенок проявляет замашки диктатора, «тестирующего» своих родных на устойчивость нервной системы и уровень дозволенного [5, c. 58].
Оборонительная агрессия очень типична для детей дошкольного возраста. Ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом. А гнев — это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого — отнятая игрушка, для третьего — оскорбительное слово. В результате ребенок начинает протестовать. Но и эти реакции имеют четкую связь с типом нервной деятельности. Слабый, астеничный ребенок заплачет, побежит жаловаться, сильный, стеничный по своему психотипу ребенок даст сдачи. Кроме того, вследствие бедного набора имеющихся средств воздействия на «обидчика» у детей нередко проявляются крайне неадекватные реакции, которые закрепились в результате неправильного воспитания в семье или ближайшем окружении: ребенок начинает кусаться, драться, щипаться, и его действия могут быть направлены не только на сверстников, но и на взрослых [6, c. 25].
Психологи выделяют и еще один вид детской агрессивности — «инструментальная агрессия», которая преследует определенную цель: обеспечить, достать то, что необходимо или желаемо [6, c. 27]. Если с необходимым все понятно, то вот с желаемым возникают большие проблемы. Уж очень желательное похоже на желаемое. А сфера желаний насколько широка и разнообразна, что порой условиями ее ограничения является лишь недостаток фантазии у ребенка (или его родителей). Поэтому огромные сложности проявляются у родителей с избалованными детьми, каждое «хочу» которых должно быть выполнено любой ценой. Конечно, такие дети агрессивно настроены, если кто-то мешает им обладать предметом их желаний.
Так же стоит отметить, что существую специфические различия агрессии у детей трех и пяти-шести лет. В три года ребенок еще не может свое недовольство спрятать в себе, поскольку его поведение не регулируется социальными нормами и волевыми усилиями. В раннем возрасте он может лишь подражать близким взрослым, ведь подражание — это один из главных путей познания мира. А вот в пять-шесть лет агрессивный характер поведения — это специфическая форма взаимоотношения ребенка с другими людьми, особенно со сверстниками, свидетельствующая о нарушении социальных контактов с ними. У дошкольников пяти-шести лет проявляются многочисленные и разнообразные формы агрессивного поведения [6, c. 58].
Лютова Е.К. среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяет следующие:
- Cтремление привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает внимание);
- Cтремление получить желанный предмет (чтобы получить нужную игрушку, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками);
- Cтремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стенку);
- Защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессивности);
- Желание ущемить достоинство другого ребенка, с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик») [7, c. 52].
Смирнова Т.П. отмечает, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников.
Первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление [8, с. 9].
Во-вторых, агрессии они так же обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный — и мне все можно») во время игры. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивными по сравнению с детьми, которые его не посещали [8, с. 39].
И, в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей [8, с. 40]
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
- Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или играют в одну и ту же игру.
- Необходимо при построении сказкидля главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве…»
- Должен присутствовать друг-помощник. Друг в сказкепомогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.
- В ходе сказкинеобходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачу, приобретает определенный навык и преображается.
- В сказкувводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
- Финал сказкидолжен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Но только при условии систематической, последовательной и кропотливой работе будет виден результат.
Список использованных источников
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – Спб.: Речь, 2006. – 317 с.
- Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: метод. рекомендации для пед. и психокоррекц. работы / Л.Д. Короткова – М.: ЦГЛ, 2003 – 124 с.
- Вачков, И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психол. сказку / И.В. Вачков – М.: Ось-89, 2001. 143 с.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач СПб.: Речь, 2008. 116 с.
- Фром, Э. Анатомия диструктивности: социологические исследования / Э. Фром – 1992. №7.
- Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии / В. Оклендер – М.: Мир, 2005.
- Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых / Е.К. Лютова – М.: Спб, 2000.
- Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников, диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Владос, 2005. 138 с.