УДК 373.0
УО «ГрГУ им. Я Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е.В. Чекина, заведующий кафедрой «Педагогика и психология дошкольного детства», кандидат педагогических наук, доцент Педагогического факультета ГрГУ им. Я. Купалы
Становление основ коммуникативной культуры личности неразрывно связано с общением. Необходимо отметить, что общение — это обязательное условие и необходимая предпосылка развития у человека комплекса как более простых, так и более сложных качеств, делающих его способным жить среди людей, сосуществовать с ними и даже подняться до претворения в своем поведении высоких нравственных принципов. Потребность в коммуникациях была отмечена учёными у детей на самых ранних этапах развития. Именно в них ребёнок присваивает социокультурный опыт, выражает свою ценность и достоинство, строит отношения с миром.
В научный обиход понятие коммуникативной культуры вошло с появлением устойчивого интереса к проблемам коммуникации и информации.
В настоящее время понятие «коммуникативная культура» активно используется в педагогике и психологии, в учебных пособиях нового поколения (М.Б.Буланова-Топоркова, Н.А.Морева и др.
Основополагающими моментами феномена коммуникативной культуры являются культура и коммуникация.
В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным и в понимании проблемы коммуникации. Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. В настоящее время насчитывается более 500 различных определений культуры.
Культура выступает в виде совокупности результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни.
«Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, как бы «задает» социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных, типологических особенностей и результатов» [1, с. 29]. Поэтому освоение культуры для человека становится условием его достаточно комфортного существования в данном обществе, ибо культура помогает человеку «присвоить» условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях общностей, в которые входит человек. Она, кроме того, дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а также выступает как форма предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье.
Коммуникация понимаемая как общение и обладающая связующей функцией, в определенной мере является системообразующим фактором развития общества и культуры в целом.
Исходным, центральным пунктом всего образовательного процесса в рамках личностно-ориентированной модели образования являются коммуникации ребенка и взрослого.
Проблема развития коммуникаций дошкольников стала предметом изучения в работах психологов Л.С.Выготского, М.В. Кларина, А.Н.Леонтьева, М.И.Лисиной, В.А.Петровского, Т.А.Репиной, А.Г.Рузской и др.; педагогов А.М.Виноградовой, Л.В.Грабаровской, И.И.Иванец, И.Э.Куликовской, И.А.Кумовой, Т.А.Марковой, Д.В.Менджерицкой, С.В.Петериной, Е.О.Смирновой, О.С.Ушаковой, Р.М.Чумичевой и др. Точками совпадения взглядов педагогов и психологов является понимание процесса коммуникаций как передачи кодированной информации от субъекта к субъекту. В фундаментальных исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, А.В.Петровского и др. выявлена закономерность в развитии потребности ребенка в общении и его коммуникаций с другими [2; 3; 4].Однако проблема коммуникаций ребёнка дошкольного возраста остаётся по-прежнему актуальной и мало изученной.
Таким образом, понятие «коммуникативная культура» применительно к дошкольному возрасту может быть рассмотрено как личностное образование, включающее потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнёра по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнёру по коммуникации (принятие ценностей другого, умение слушать и слышать его); способность прийти к согласию, договорённости в процессе коммуникации.
Проведенное нами исследование, в старших группах детского сада показало, что только 20-25% детей старшего дошкольного возраста проявляют высокий уровень сформированности основ коммуникативной культуры, у 40-45% детей выявлен средний уровень, у 20% – уровень ниже среднего, у 10% – низкий, и у 5% – очень низкий.
Таким образом, можно сделать вывод, что характер способов коммуникаций носит эпизодичный, ситуативный характер, дети не умеют планировать способы коммуникаций, они не направлены на партнёра по общению.
Так же нами были опрошены педагоги путем анкетирования. Мы получили следующие результаты. Из 15 респондентов (100%) 68% педагогов не смогли объяснить смысл понятия «коммуникативная культура». После разъяснения понятия 100% опрошенных ответили, что осознают необходимость и важность работы по формированию у дошкольников коммуникативной культуры. На вопрос о том, надо ли проводить специальную педагогическую работу по формированию у дошкольников коммуникативной культуры, и кто должен ее осуществлять, 16% респондентов ответили, что работа должна вестись совместными усилиями всех специалистов учреждения, родителей и общественности и лишь 24% считали, что этой работой должны заниматься исключительно дошкольные учреждения. На вопрос об особенностях работы по формированию коммуникативной культуры у дошкольников затруднились ответить 83% опрошенных. Значительная часть опрошенных (86% педагогов) ответили, что специальных занятий и целенаправленной работы по данной проблеме не осуществляется. 100% опрашиваемых ответили отрицательно на вопрос о существовании специальных педагогических программ в системе дополнительного образования, обеспечивающих сопровождение формирования основ коммуникативной культуры у дошкольников. Подавляющее большинство педагогов (96%) предложили использовать для этого игровые технологии. Используя в педагогическом процессе отдельные игры, 94% педагогов затрудняются в вопросах применения игровых технологий для осуществления процесса формирования основ коммуникативной культуры у дошкольников.
Воспитатели, понимая значимость коммуникаций в воспитании личности, слабо владеют методами их формирования в различных видах деятельности и общения.
В нашем исследовании мы разработали модель формирования основ коммуникативной культуры детей дошкольного возраста, которая позволит педагогу содержательно и методически грамотно построить работу с детьми.
Модель представлена тремя компонентами: концептуальным, технологическим и результативным.
Концептуальный компонент включает цель – обеспечить сформированность основ коммуникативной культуры у старших дошкольников и задачи. Задачами моделируемого педагогического процесса выступали:
- стимулирование желания ребенка вступать в контакт с окружающими;
- формирование умений пользоваться речью;
- формирование умений организовывать общение, включающее умение слушать собеседника;
- формирование умения эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;
- формирование знания норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Технологический компонент определяет последовательность работы по формированию основ коммуникативной культуры у старших дошкольников.
Для совершенствования основ коммуникативной культуры воспитанников старшей группы мы рекомендуем использование системы методов, методических приемов и форм организации деятельности детей. Педагогическая работа по формированию основ коммуникативной культуры ребёнка может быть представлена:
-развивающими методами: диалоговыми (беседы, дискуссии), моделированием (проекты ситуаций общения, прогнозы своего поведения в ситуации конфликта и др.);
-стимулирующими методами — игровыми (имитационные, символические, проблемно-игровые, дидактические, знаково-символическими);
-поддерживающими методами (положительная оценка, соучастие, понимание и др.);
-корректирующими методами — предвидение последствий своих действий, поведения, общения, коммуникаций, обсуждение правильного способа коммуникаций.
Результативный компонент модели определяет характеристики уровней сформированности основ коммуникативной культуры дошкольников: высокого, среднего и низкого.
Экспериментальная проверка подтвердила эффективность разработанной нами модели. После эксперимента в экспериментальной группе уже 40% детей проявили высокий уровень сформированности основ коммуникативной культуры, у 45% детей выявлен средний уровень, у 10% – уровень ниже среднего, у 5% – низкий, и совсем нет детей с очень низким уровнем. Тем временем в контрольной группе результаты почти не изменились.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что представленная модель формирования основ коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста может быть использована для конструирования эффективного педагогического процесса.
Список использованных источников
- Мосалев, Б.Г. Культура как способ регуляции поведения человека / Б.Г. Мосалев // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы,. перспективы. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 13-20.
- Выготский, Л.С. Проблемы возраста / Л.С. Выготский // Собр. соч.: Т.4. – М.: Наука, 1984. – 259 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина.– М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности: учеб. пособие для студентов вузов / Петровский В.А. — Ростов н/Д : Феникс, 1996. — 509 с.