Липай М.Н. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.0

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е. В.Чекина, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент

Современное общество испытывает потребность в творческих личностях, способных предлагать нестан­дартное решение различных проблем, создавать ориги­нальный продукт. В связи с этим одним из приоритет­ных направлений исследований становится изучение особенностей творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования.

Разновидностью детского творчества является словесное творчество — «деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений» [1, с. 95].

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Словесное творчество детей, по мнению Н. А. Ветлугиной, выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве – создании новых слов. Оно развивается тогда, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который становится содержанием словесного творчества, дошкольники овладевают сложными формами связной речи, обогащается их словарь [2, с. 21].

А. Е. Шибицкая отмечает, что словесное творчество ребенка проявляется в нахождении слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих конкретности образов, картин, явлений, представленных в сознании ребенка; эти образы представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, не являются в то же время точными повторениями, копиями увиденного, услышанного, пережитого ребенком. Это результат деятельности воображения, направленного на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях [3, с. 27].

С помощью словесного творчества ребенок экспериментирует со словами и предложениями, пытается что-то изменить, что-то придумать – словом, творить. Ему интересна эта деятельность, так как позволяет осознать полнее свои возможности и пополнить свой багаж чем-то новым. Словесное творчество обогащает и развивает мысль, делает ее более логичной и образной. Чувство радости и удовлетворения от достигнутого, эмоциональная напряженность делают привлекательным сам творческий процесс.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в речевой деятельности. Это особенно заметно при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных рассказах и сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и усвоенные образы искусства. Для дошкольников наиболее доступной формой детской литературы является фольклор: сказки, рассказы, стихи. Опираясь на взаимосвязь творчества и обучения детей в детском саду, можно рассматривать сказку как источник и метод развития словесного творчества.

Таким образом, идея использования сказки как средства развития словесного творчества не является новой. Вместе с тем, данная проблема не имеет достаточного методического обеспечения. Становится очевидным противоречие между признанием влияния сказки на словесное творчество детей и недостаточной разработанностью методики обучения сочинению сказок.

Интерес к словесному творчеству, двигателем кото­рого является детское воображение, в старшем дошколь­ном возрасте наблюдается у многих детей. Сочиняя сказку, ребенок должен произвести анализ известных ему сюжетов и образов, а затем синтезировать новое яв­ление: новую композицию, образы героев. Однако анализ детских сказок показывает, что дошкольники испытывают затруднения в выстраивании сюжета и струк­турировании текста, в выборе средств создания сказоч­ного образа.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе  ГУО «Ясли-сад № 85 г. Гродно». В экспериментальной работе приняли участие воспитатели УДО и 18 воспитанников старшей группы.

В ходе первого этапа исследования решались следующие задачи:

  • определение степени осведомленности педагогов по проблеме словесного творчества;
  • изучение деятельности воспитателей по развитию творческого рассказывания старших дошкольников средствами художественной литературы.

С целью решения данных задач проводилось анкетирование среди воспитателей УДО. В ходе анкетирования нами было выявлено, что только              37 % педагогов учреждения дошкольного образования готовы к работе по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста, так как они используют в своей работе эффективные методы и приёмы по обучению детей творческому рассказыванию. 48 % педагогов сталкиваются с проблемой по развитию словесного творчества детей, так как не замечают на занятиях творческих способностей своих воспитанников и не пытаются их развивать.      15 % педагогов не прилагают никаких усилий для развития словесного творчества дошкольников на занятиях по развитию речи.

Нами велось регулярное наблюдение за работой воспитателей на занятиях по развитию речи. На каждом занятии воспитатели руководствуются процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, регулярно проводят артикуляционную гимнастику, обогащают словарь, развивают связную речь.              В деятельности воспитателей недостаточное внимание уделяется стимуляции речевого творчества детей.

На втором этапе мы использовали методики Е. И. Тихеевой и                          О. С. Ушаковой «Развитие словесного творчества» [4, с. 147]. Исследование проводилось на базе  ГУО «Ясли-сад №85 г. Гродно». В экспериментальной работе приняли участие 18 воспитанников старшей группы.

Анализ развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста осуществлялся по следующим литературоведческим показателям               [5, с. 9]:

  1. Целенаправленность (следование теме на протяжении всего высказывания).
  2. Композиционная целостность (общая структура, раскрытие, связь).
  3. Содержательность (передача характерных признаков, полнота и точность передачи информации).
  4. Выразительность (изложение в умеренном темпе, использование синонимов, образных выражений, фразеологизмов, описание портрета героя, его чувств, настроения, природы и места действия).
  5. Плавный темп речи.
  6. Самостоятельность.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Методика состоит из трёх заданий – составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа по набору картинок и сочинение сказки из личного опыта.

В эксперименте принимало участие 18 детей старшей группы. Возраст детей составил от 5 до 6 лет. Диагностика проводилась в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Баллы за выполнение трех методик каждым ребенком суммировались.

Использование данной методики позволило оценить уровень развития словесного творчества старших дошкольников и сделать выводы о его особенностях. Высокий уровень развития словесного творчества – от  15 до 21 балла; средний уровень – от  8 до 14 баллов; низкий уровень – от 0 до 7 баллов.

В процессе обследования словесного творчества детей на констатирующем эксперименте учитывались все литературоведческие показатели, по которым в дальнейшем шла оценка уровня развития словесного творчества старших дошкольников.

В первом задании при составлении рассказа по сюжетной картинке у некоторых детей возникли проблемы. Не все смогли составить рассказ, состоящий из связанных между собой предложений.

Двое детей лучше всех справились с этим заданием. Они составили рассказ из 6 предложений, которые были связаны между собой, используя различные прилагательные и наречия, а также смогли передать чувства и эмоции героев. Один из детей оказался на втором месте, он составил рассказ из 5 предложений. Третье место заняли пять дошкольников. Они составили рассказ из 4 предложений.

Хуже всех с заданием справились четыре ребёнка. Они составили рассказ из 3 предложений, которые не были связаны между собой.

Со вторым заданием дети справились намного лучше, чем с первым. Восемь дошкольников смогли самостоятельно правильно и логично определить последовательность картинок и составили связный рассказ.

Три ребёнка ошиблись в последовательности картинок, но исправили ошибку сами. Четыре дошкольника нарушили последовательность картинок и смогли описать только отдельные детали на картинке.

Третье задание детям понравилось больше всего, они с увлечением включились в работу. Лучше всех с заданием справились 3 человека. Дети самостоятельно придумали необычных персонажей сказки, описали их внешний вид, действия и дальнейшие события сказки.

Остальным детям во время придумывания сказок потребовалась незначительная помощь: было предложено использовать в сказке какое-либо волшебное средство, также задавались наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию, и потребовалась незначительная помощь при завершении повествования.

Обобщающие результаты обследования словесного творчества старших дошкольников, свидетельствуют о том, что количество детей с высоким уровнем словарного запаса составляет 22,2 %, со средним уровнем – 50,0 %, с низким уровнем – 27,8 %.

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение трёх предлагаемых заданий: составление рассказа по сюжетной картине, составление рассказа по набору картинок, объединенных одним сюжетом и сочинение сказки из личного опыта.

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что воспитателями дошкольных учреждений недостаточно эффективно проводится работа по развитию словесного творчества старших дошкольников.

Используя методики Е.И. Тихеевой и О.С. Ушаковой, мы исследовали уровень развития словесного творчества старших дошкольников и по результатам констатирующего эксперимента пришли к выводу, что только благодаря специальной работе, направленной на создание условий, способствующих творческим проявлениям детей, может развиваться словесное творчество.

Таким образом, при целенаправленной работе у большинства детей, возможно, пробудить стремление к словесному творчеству. А это имеет очень большое значение для будущего обучения ребенка в школе.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу о том, что уровень развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста повышается при условиях:

  • стимуляции процесса словесного творчества старших дошкольников со стороны педагогов УДО;
  • организации специального обучения «сочинительству» с использованием сказок;
  • творческого преобразования различных видов детской деятельности, не только учебно-словесной, но и изобразительной, театрально-художественной, игровой;
  • организации семинаров для воспитателей и родителей по вопросам развития словесного творчества дошкольников.

Чтобы расширить знания детей об окружающем мире и обогатить их словарный запас, необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению детей творческому рассказыванию с использованием сказок — наиболее эффективного, интересного и занимательного средства, направленного на создание творческого продукта в речевой деятельности.

На основании выше сказанного, мы предлагаем ввести дополнительную образовательную услугу в учреждениях дошкольного образования по развитию творческого рассказывания посредством сказки детей старшего дошкольного возраста – кружок «Волшебный мир сказок», предназначенный для работы с детьми от 5 до 6 лет.

Целью нашего кружка выступает развитие творческого рассказывания посредством сказки у детей старшего дошкольного возраста.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  • формировать у детей интерес к художественной культуре путем ознакомления с русскими народными сказками;
  • обогащать словарь на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • развивать у ребёнка чувство уверенности в себе, в своих силах, настойчиво добиваться поставленной цели;
  • развивать творческий потенциал ребёнка, его художественную наблюдательность путём изучения литературного наследия;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание общаться и умение вести себя в коллективе сверстников.

Учебный план на первое полугодие

Раздел программы Количество часов
1. Введение 2
2. Знакомство со сказкой 8
3. Знакомство со структурой сказки 10
4. Характерные особенности героев, их действия и поступки 18
5. Творческое сочинительство 10
Всего часов 48

По результатам опроса, проведенного нами в рамках маркетингового исследования рынка образовательных услуг соответствующей направленности, 70 % потенциальных клиентов (родители детей, воспитывающихся в УДО            г. Гродно) записали бы своего ребенка на кружок для освоения предложенной программы «Волшебный мир сказок». Их них 38 % причиной принятия такого решения объясняют интересом детей к художественной литературе, их потребностью в познании окружающего мира через сказки; 62% хотели бы, чтобы их дети совершенствовали свою речь, развивали творческий потенциал и художественную наблюдательность таким путем.

Работа, которую мы предлагаем проводить в учреждениях дошкольного образования с детьми старшего дошкольного возраста, даст возможность  развить у детей творческий замысел,  познавательную активность, образность речи, словесно-логическое мышление, поэтические слух и художественную наблюдательность. Разработанная нами программа поможет раскрыться ребёнку, почувствовать уверенность в себе и своих силах, проявить инициативность и самостоятельность, реализовать себя как творческая личность.

Хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчеству, способность выражать свои мысли. Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, развивают актёрские и художественные возможности, творческое воображение, познавательную активность, наблюдательность, любознательность. Таким образом, сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.

Список использованных источников

  1. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для высш.учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 242 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1972. – 329 с.
  3. Шибицкая, А. Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок / А. Е. Шибицкая. – М.: Педагогика. – 1974. – 82 с.
  4. Старжинская, Н. С. Учим детей рассказывать / Н. С. Старжинская. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2003. – 143 с.
  5. Ворошнина, Л. В. Показатели анализа рассказов детей дошкольного возраста / Л. В. Ворошина, Ю. М. Якушева. – Пермь, 1995. – 150 с.

Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.