Липинский А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

УДК 37.091.3:808.5

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно 
Научный руководитель – А.А. Мурашов, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры журналистики УО «ГрГУ им. Я. Купалы»

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании «обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей» (подпункт 1.12. статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Под творческими способностями следует понимать «синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [9, с. 552].

Творческая деятельность – это «деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов… Нужно думать, что творчество и «нетворчество» – это неразрывные стороны человеческой деятельности, каждая из которых обусловливает другую» [10, с. 565]. Для творчества характерно: получение нового, ранее не известного качества; неповторимость на пути движения к результату; выступать непосредственным двигателем прогресса, определяющим качественно различные его ступени [10, с. 565].

Изучению психологических аспектов творческой деятельности и креативности посвящены ряд работ как зарубежных, так и отечественных ученых (Дж. Гилфорд, К. Роджерс, Е. Торренс, Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.А. Медник, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.С. Юркевич и др.).

Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности [3, с. 266].

Впервые понятие креативности в 1922 году использовал
Д. Симпсон, определив её как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.

В узком смысле под креативностью понимают дивергентное мышление, характеризуемое: разнонаправленностью (Дж. Гилфорд,
Э. Де Боно); готовностью к генерации идей (М.А. Холодная); способностью видеть в ответе новые задачи (Д.Б. Богоявленская); сензитивностью к интуитивным образованиям и мотивационной напряженностью (А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев) [1, с. 136].

Креативность в широком смысле – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Барон); порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах); осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс); отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) [3, с. 266].

Дж. Гилфорд выделяет четыре основных параметра креативности: оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации и необычные ответы; образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Позже он упоминает шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию идей; способность к продуцированию идей – гибкость; способность нестандартно отвечать на раздражители – оригинальность; способность к усовершенствованию путем добавления деталей; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу [12].

Личность, которая обладает «творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности объективно или субъективно новые материальные или духовные ценности, отличающиеся личной или социальной значимостью и прогрессивностью» [11, с. 565], называется творческой личностью.

Для такой личности характерна «устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющим ей достигнуть прогрессивных, социально или лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности» [1, с. 565].

А. Маслоу определяет креативность личности как важную характеристику самореализации и самоактуализации личности. А творчество при этом «это универсальная функция человека, которая ведет ко всем функциям самовыражения» [5].

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие [3, с. 267]: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

Препятствуют развитию креативности [3, с. 267]: избегание риска; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность; неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования; преклонение перед авторитетами.

Креативность применима к любой сфере в обществе, в том числе и в профессиональной деятельности, поскольку креативная личность реализует свой потенциал, применяет свои способности и таланты [5]. Так, креативное коммуникативное поведение представляет собой совокупность норм и традиций общения определенной группы людей, основанное на способности человека быть участником, субъектом процесса, отказаться от фиксированных представлений, воспринимая актуальное положение и тем самым создавая условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей.

Обучение является сложным процессом, который предполагает, в первую очередь, педагогическую деятельность учителя и учебную деятельность обучающегося. Если обучающийся не работает, не старается, не трудится, то процесса познания не будет, как бы педагог ни старался. И наоборот, если слабо и неумело действует учитель, процесса познания также не будет.

Умение четко, ясно и грамотно выражать свои мысли, оказывать воздействие на аудиторию – это важный показатель профессиональной подготовки учителей, которые по роду деятельности связаны с людьми, занимают руководящие должности или воспитывают, учат школьников. Так, А.А. Мурашов (1999) пишет, что «учитель, преподаватель по характеру своей профессиональной деятельности, по способу воздействия на учащихся и взаимодействию с ними – коммуникативный лидер. И от того, сколь плодотворным окажется его общение с учащимися, зависят основательность и прочность усвоения ими учебного материала».

Систематическая проработка «педагогического общения» в качестве категории наук психолого-педагогического цикла была начата А.А. Леонтьевым и В.А. Кан-Каликом только в середине 1970-х гг. [4, с. 8]. Педагогическое общение направлено на решение всего комплекса учебно-воспитательных задач, но основной, даже решающий вклад оно вносит в процессы становления и развития личности учащихся [8, с. 5-6].

В свою очередь педагогическая риторика предлагает различные средства, позволяющие оптимизировать такого рода общение (Л.Г. Антонова, А.А. Ворожбитова, Т.И. Вострикова, Н.Д. Десяева, Н.А. Ипполитова, З.И. Курцева, А.К. Михальская, А.А. Мурашов, Л.В. Хаймович, Е.А. Юнина и др.).

Так, применительно к педагогике риторика – система воздействий и взаимодействий, характеризующих как жанры учебной речи, так и ситуации, возникающие в процессе учебного общения. Всякий педагог стремится «овладеть» аудиторией и в риторическом смысле слова: он выискивает формы воздействия, которые могут изменяться, «колебаться» в зависимости от ситуации занятия, личности ученика, апперцептивного фактора (психологического контекста) речи, навыков и умений, сформированных у обучающегося к моменту конкретного общения с педагогом [7, с. 15].

Риторизация – осуществление образовательного и воспитательного процесса по законам риторики, использование риторических приемов для организации урока в современной школе – на современном этапе  рассматривается как: процесс переосмысления предмета и способов его преподавания, переосмысление организации образовательного процесса как полноценного делового общения по канонам риторики; активизация познавательной деятельности процесса обучения средствами диалога; процесс изменения языковой нормы и нормативного языкового мышления с точки зрения успешности коммуникации; осмысление всех ситуаций учебного и внеучебного общения как риторических и обогащение их риторическими способами разрешения; организация процесса общения с помощью риторических текстов конкретных риторических жанров; шаг к возрождению риторического цикла наук; способ снижения возможности некритического, нерефлексивного усвоения информации и несвободного, невежественного поведения; педагогически-прагматический аспект теории коммуникации с точки зрения агональных речевых актов; преобразование (усовершенствование и развитие) образовательного процесса средствами риторической деятельности; рефлексия общественного сознания; осознанное осмысление основных понятий гуманитарной деятельности и осмысленное использование их в контексте устной речи; путь к диалогу с текстом; создание общего для учителя и учащихся интеллектуально-речевого и эмоционально окрашенного пространства; культивирование на уроках разных форм диалогичности; ориентация на разумное соединение устной и письменной форм речевой деятельности [6, с. 231-232].

Таким образом, можно сделать вывод, что риторизация образовательного процесса способствует развитию креативности личности обучающихся, в частности активизирует средствами диалога познавательная деятельность обучающихся, создает общее для педагога и обучающихся интеллектуально-речевого и эмоционально окрашенного пространства, культивирует на уроках разные формы диалогичности и др.

Список использованных источников

  1. Железовская, Г.И. Креативное коммуникативное поведение как средство творческой самореализации личности обучающегося / Г.И. Железовская, Е.Н. Гудкова, Д.О. Маторин // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С. 135-139.
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2003-2018. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243. – Дата доступа: 21.03.2018.
  3. Креативность // Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : «Современное слово», 2005. – С. 266-267.
  4. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М. : Нальчик, 1996.
  5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 2009. – C. 122-134.
  6. Нищета, В.А. Концептуальные особенности исследования формирования риторической компетентности учащихся основной школы в процессе изучения украинского языка / В.А. Нищета // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2012. – № 17. – С. 227-234.
  7. Педагогическая риторика: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2012. – 174 с.
  8. Смирнов, С.Д. Педагогическая деятельность и педагогическое общение / С.Д. Смирнов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 3. – С. 5-18.
  9. Способности творческие // Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : «Современное слово», 2005. – С. 552.
  10. Творческая деятельность // Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: «Современное слово», 2005. – С. 565.
  11. Творческая личность // Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : «Современное слово», 2005. – С. 565-566.
  12. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. – N. Y.: Mc-Graw Hill, 1967. – С. 70-84.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.