УДК 373.2
УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», г.Гродно
Научный руководитель — Е.А. Ковалёва, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы
Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе УДО является наиболее актуальной и востребованной. Одним из основных составляющих элементов познавательной деятельности ребёнка выступает внимание, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.
Внимание – это не изолированная психическая функция. Работа с ребёнком наряду с тренировкой внимательности подразумевает подключение памяти, воли и остальных психических процессов в совокупности. Развивать эти функции целесообразно параллельно. Например, невозможно воспринять и воспроизвести информацию, если страдает память. А запоминать информацию человек не может, если он невнимателен. В свою очередь, внимание невозможно без адекватных мыслительных процессов.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения [1, c.354].
Проблемой изучения внимания занимались такие учёные как: Н.Н. Ланге, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Р.С. Немов, К.Д.Ушинский и др.
Историю развития внимания, пытался проследить Л.С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания [2].
Р.С. Немов считал, что внимание-это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой [3].
По мнению К.Д. Ушинского, внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира [4].
Для того чтобы понять, какую роль играет внимание в психической деятельности человека, представьте себе, что вы смотрите на какую-то группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут восприниматься вами наиболее отчетливо, другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, — менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент незначимо, уходит на периферию, или «боковое поле», сознания. Следует отметить, что данная аналогия — это всего лишь аналогия. Вы можете смотреть на какой-то предмет и при этом думать совсем о другом. В этом случае «центральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите.
т.о, Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.
Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга: один в другом. Большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг — зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания. Следует сказать, что внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени [1, c.355].
Что касается развития внимания ребёнка в дошкольном возрасте, то оно отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.
Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребёнка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют его внимание. Существует универсальное средство организации внимания-речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребёнка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнить заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства. Позднее ребёнок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие школьники.
Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребёнка. К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе [5].
Одним из видов выявления внимания у дошкольников- это выявление внимания с помощью дидактических игр. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера-обучающей задачи. Ребёнка привлекает внимание в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством интересной для них деятельности-отличительная особенность дидактических игр [6].
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры- это игры, предназначенные для обучения.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»
В наше время существует множество дидактических игр для развития внимания у детей дошкольного возраста: «Где звук?», «Кто это?», «Что в коробке?», «Повтори за мной», «Найди игрушку», «Слова», «Где постучали?», «Кто за кем?», «Съедобное несъедобное» и др.
«Игра кто за кем». Цель – развивать активное внимание.
Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.
Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими.
«Съедобное – несъедобное». Цель – развивать активное внимание.
Игровой материал: мяч.
Процедура игры. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч.
«Найди отличия». Цель – развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.
Игровой материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы.
Процедура игры: попросить ребенка найти все различия между картинками.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Таким образом, дидактические игры играют большую роль в развитии внимания детей дошкольного возраста. Выполняя различные игровые действия, у ребёнка развивается устойчивость и сосредоточенность внимания, что является важнейшей предпосылкой успешной подготовки дошкольника к дальнейшему обучению в школе.
Список использованных источников
- Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – Питер, 2016. – 583с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С.Выготский. –Союз, 1997. – 224с.
- Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн. / Р.С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Книга 2: Психология образования. – 608с.
- Ушинский, К.Д. Воспитать ребёнка как? / К.Д.Ушинский. – Издательство АСТ,2014 – 240с.
- Мухина, В.С. Детская психология / В.С.Мухина. – М.1999. – 352с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – Москва, 2006. – 415с.