Минчукова З.Ю. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УДК 37.032

учитель английского языка Отдел образования спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно
Государственное учреждение образования «Гимназия №7 г. Гродно»

Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой. Говоря об актуальном заказе общества к образованию, имеется в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества[1, с. 16]. Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, представляющие современное качество образования по иностранному языку: коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно–познавательную.

Источником изменений традиционной системы работы стало противоречие между новыми требованиями к содержанию и форме образовательной деятельности и устаревшими методическими педагогическими инструментариями. Современные образовательные технологии являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Изучение передового педагогического опыта, а также своя педагогическая деятельность позволяет сделать вывод, что для формирования ключевых компетенций учащихся необходим комплексный подход к образовательному процессу. Эффективное использование приемов передовых образовательных технологий закономерно привело к разработке комбинированной образовательной модели обучения английскому языку.

Так как каждая образовательная технология направлена на развитие определенных компетентностей учащихся: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования, очевидным становится процесс интеграции образовательных технологий и форм в обучении [2, c. 8-14]. Интегрированная модель формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

В связи с этим, процесс обучения английскому языку лучше осуществлять в трех направлениях (урочная, внеурочная и внеклассная деятельность), основываясь на современных образовательных технологиях: обучение в сотрудничестве, частью которого является метод проектов, проблемное обучение, включающее поисковые и исследовательские методы, новые информационно-коммуникационные технологии, технологии интерактивного обучения (АМОиМ), здоровьесберегающие. В системе внеурочной деятельности стала невозможной качественная подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам без оптимального использования приемов современных технологий. Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков, анализируя тексты для чтения и аудирования. Технология сотрудничества, проектная методика и технология модернизации в большей степени позволяют обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Развитие общекультурной компетенции происходит за счёт изучения особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Основным источником развития данной компетенции являются информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские технологии, которые помогают получать и прорабатывать максимальный объем информации в процессе обучения.

Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, обще-учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Благоприятное влияние на развитие данной компетенции оказывают информационно-коммуникационные технологии и Интернет-ресурсы, а также проектно-исследовательские технологии. Примером тому служит ежегодное увеличение числа учащихся, занимающихся научно – исследовательской деятельностью. Растет количество и качество исследовательских работ. Учащиеся создают электронные учебные пособия, снимают видеоролики, проводят виртуальные экскурсии и выпускают тематические, образовательные телепередачи. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации. В обучении английскому языку мы используем электронные обучающие программы. Учащиеся самостоятельно создают свои ЭОР и мультимедийные презентации, проходят промежуточные тестирования в режиме онлайн в сети Интернет.

Неотъемлемой составляющей формирования информационной компетенции является осуществление проектной деятельности учащихся. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом: «Школьный портрет», «Чудеса света», «Транспорт. Роскошь или необходимость», «Молодежные субкультуры» и др.

Для развития коммуникативной компетенции учащихся положительное влияние оказывает применение интерактивных технологий, в частности технологии АМОиМ (Активные Методы Обучения и Модерация). АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Значительное количество активных методов, систематизированных в соответствии с этапами образовательного мероприятия, можно найи в электронном сборнике «Копилочка активных методов обучения», а также пополнить ее самостоятельно разработанными методами. Большим плюсом в овладении коммуникативных навыков служат участие детей в телекоммуникационных проектах, в сеансах видеоконференцсвязи.

Развитию социально-трудовой компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения способствуют ролевые игры, которые положены в основу АМО, а также информационно-коммуникационные технологии. Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место после математики. Поэтому применение здоровьесберегающих технологийснижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования. Проектная и исследовательская деятельность учащихся, использование ИКТ и применение здоровьесберегающих технологий позволяет сформировать здоровую и гармонично развитую личность.  Ежегодно учащиеся классов с углубленным изучением английского языка успешно представляют свои социально-направленные информационные проекты на городском и окружном молодёжных конкурсах IT-проектов.

При отработке лексических навыков ребята создают мини-проекты «Фамильное древо», используя приемы ИКТ и исследования, что позволяет развивать информационную компетенцию. При работе над чтением и аудированием учащиеся используют ЭОР, повышая учебно-познавательную и ИКТ компетентности. Динамические паузы и музыкальное сопровождение обеспечиваются применением здоровьесберегающих технологий. Написание письма другу о своей семье развивает ценностно-смысловую компетенцию. Таким образом, мы видим, что комплексное использование технологий делает процесс обучения целостным, интересным и продуктивным.

Поскольку основной целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то для успешного овладения иностранным языком, учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной и основополагающей задачей.

Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:

— уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

— уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

— владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

— владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

— владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;

— иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Коммуникативная компетенция подразумевает устное (слушание, говорение) и письменное (чтение, письмо) взаимодействие.

Рисунок 1 – Коммуникативная компетенция

Опыт показывает, что для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо применение интерактивных технологий, в частности технологии АМОиМ (Активные Методы Обучения и Модерация). Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные стандарты.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную систему АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии [3, c. 68]. Применение АМО в начале урока помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. АМО позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и определить цель.

Отличительной особенностью данной технологии является вовлечение учащихся в самостоятельную проработку нового материала, поддерживая познавательный интерес формой игры. На этапе релаксации АМО позволяют снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи. Подведение итогов урока с применением АМО дают возможность эффективного окончания образовательного мероприятия.

Для формирования коммуникативных навыков на основе данной технологии требуется разработка системы компетентностно —  ориентированных заданий по всем видам речевой деятельности. Для каждого вида деятельности нужно определить базовые умения, отобрать типовые задания и подобрать активные методы, обеспечивающие коммуникативный эффект обучения [4, c. 102].

В заключении хочется добавить, что целенаправленное и систематическое использование современных образовательных технологий на уроках английского языка эффективно влияет на формирование и повышение ключевых компетенций учащихся, что в свою очередь позволяет:

  • значительно повысить качество знаний по английскому языку,
  • адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,
  • выражать свои чувства и представления о мире различными способами,
  • развивать навыки самостоятельного получения знаний.

Процесс интеграции современных образовательных технологий помогает создать необходимые условия для оптимизации процесса обучения, отвечающие требованиям новых стандартов, а также превратить обучение в увлечение.

Список использованных источников

  1. Блинов, В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие /В. И. Блинов, И. С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 123 с.
  2. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В. А. Болотов, В. В. Сериков. – Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.
  3. Зимин, В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями / В. Н. Зимин. – Иркутск, 2003. – 154 с.
  4. Иванов, Д.А.. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие /Д. А. Иванов, К.Г. Митрофанов. – М.: 2005. – 149 с.
  5. Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности / С. И.Мелехина. – Киров, 2006. – 213 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.