УДК 37.01:39
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Михайлова Наталья Сергеевна доцент кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук
В настоящее время цель школьного обучения – это не только накопление знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как субъекта его образовательной деятельности.
Чтобы достигнуть эффективной познавательной деятельности учащихся, необходимо проводить уроки разнообразно и увлекательно, тем самым мотивируя учеников к обучению. Нестандартные уроки способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению материала.
Основной формой организации обучения в современной школе является урок.
Урок – форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием[1].
Традиционное обучение – это классно-урочная система, основанная на принципах дидактики Я.А. Коменского.
Отличительные черты традиционной классно-урочной системы:
— класс состоит из учеников одного возраста и уровня подготовки;
— класс сохраняет постоянный состав на весь период обучения;
— основная единица занятия – урок;
— урок посвящен одному учебному предмету (теме), следовательно, все учащиеся работают над одним и тем же материалом;
— учебной деятельностью руководит учитель, он осуществляет контроль и оценку деятельности.
Основные элементы традиционного урока:
- Вступительная часть
Предназначена для подготовки учащихся к работе (психологический настрой, проверка рабочих мест и внешнего вида учащихся, организация внимания), определения целей и задач урока.
- Проверка домашнего задания
Необходимо для установления правильности и осознанности выполнения учениками домашнего задания.
- Изучение нового материала
Сообщение учителем новых знаний, самостоятельная работа с учебниками. Данный этап урока необходим для приобретения учениками новых знаний, формирования разнообразных умений и навыков.
- Закрепление изученного материала
Этап предназначен для установления прочной связи между новыми приобретенными знаниями и усвоенными ранее и выработки умения применять новые знания на практике.
- Домашнее задание
Домашнее задание подбирается таким образом, чтобы каждый ученик смог его выполнить.
- Окончание урока
Рефлексия необходимо для того, чтобы учащиеся понимали, для чего они изучают данную тему. Также на этом этапе урока ученики оценивают свою работу и работу одноклассников.
Традиционное обучение ориентировано на запоминание учебного материала учащимися. При выборе традиционного урока проще организовать работу: все нормы четко расписаны и легко выполняются, организация урока привычна и проста. Традиционные уроки приучают учащихся к дисциплине и порядку.
Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения, которая способствует не только усвоению учебных знаний, умений и навыков, но и побуждает ученика к активной познавательной деятельности, способствует формированию познавательных интересов, развивает такие психические процессы как мышление, произвольное внимание, творчество и т.д[2].
Нетрадиционный урок характеризуется нестандартным подходом к:
- Подбору содержания учебного материала;
- Сочетанию методов обучения;
- Внешнему оформлению.
Нетрадиционные уроки бывают разных типов: например, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-концерт, КВН, урок-сказка и так далее. Такие уроки вызывают большой интерес у учащихся, особенно у младших школьников. Это позволяет повысить познавательную активность и интерес к учебным занятиям. Кроме того развивается творческий потенциал личности ученика. Нетрадиционные уроки позволяют создать условия для формирования положительных качеств характера (взаимопомощь, воля, трудолюбие, умение работать в команде и др.) и создать установку на творческую деятельность.
Перед учителем открывается широкий выбор методом работы. К примеру, на уроках русского языка и литературы учащиеся с большим интересом разгадывают предложенные учителем кроссворды, ребусы, загадки, шарады и так далее. На традиционных уроках задания такого типа используются нечасто в связи с нехваткой учебного времени. За счет нестандартных заданий урок заметно оживляется, расширяется кругозор учеников, их речь обогащается.
Некоторым ученикам обычные задания малопонятны, трудны, а иногда и вовсе не интересны. Принуждение к их выполнению угнетает ребенка, а словесные просьбы и убеждения не всегда эффективны. Одним из главных достоинств нетрадиционного урока является то, что можно использовать игры. Грамотно подобранная игра может многому научить детей и активизировать его мыслительную деятельность.
Этапы нетрадиционного урока[3].
Первый этап — постановка проблем, выяснение степени готовности учащихся к их решению, достижению целей урока, определение ситуаций, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие, воспитательные задачи.
Второй этап — сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.
Третий этап — формирование умений и навыков.
Четвертый этап — оценивание итогов обучения, воспитания, развития; оценивание деятельности учащихся, выставление оценки (учителем, учеником, капитаном и т.д).
Таблица 1. Сравнительный анализ традиционного и нетрадиционного уроков
Традиционный урок | Нетрадиционный урок | ||
учитель | ученик | учитель | ученик |
Цель урока | |||
Дать новый материал | Усвоить новые знания | Организовать продуктивную деятельность учащихся | Создать продукт творческой деятельности |
Виды деятельности на уроке | |||
Объяснение новой темы, закрепление пройденного материала | Прослушивание, запоминание и осмысление нового материала | Организация творческой деятельности учащихся | Исследование, анализ нового объекта/явления |
Структура урока | |||
Урок проходит по разработанному плану без отклонений | Урок проходит исходя из ситуации, возможны отходы от запланированного | ||
Подход к теме урока | |||
Учителем принимается точка зрения, изложенная в учебнике | Рассматриваются разнообразные точки зрения | ||
Контроль | |||
Воспроизведение учениками изученной темы | Учащиеся представляют и защищают свой творческий продукт по теме | ||
Завершающий этап | |||
Подведение итогов, закрепление изученной темы | Рефлексия, осознание результатов собственной деятельности |
Список использованных источников
- Фицула, М. М. Педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/6rVLKC . — Дата доступа: 15.03.2018.
- Красикова, А. Н. Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/sFmJEh . — Дата доступа: 18.03.2018.
- Кульневич, С. В. Анализ урока в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tsgalcova.narod.ru/stranici/vse/netradicurok.htm . — Дата доступа: 18.03.2018
- Киселёва, Е. Ф. Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения, как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/XBcjY7 . — Дата доступа: 19.03.2018
- Тощакова, С. А. Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе как один из путей повышения деятельности учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://open-lesson.net/4339/ . – Дата доступа: 22.03.2018
- Чепиков, В. Т. Педагогика: краткий учебный курс / В. Т. Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.