Москальцева Д.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОЙ И НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 37.01:39

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Михайлова Наталья Сергеевна доцент кафедры педагогики и  социальной работы ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук

В настоящее время цель школьного обучения – это не только накопление знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как субъекта его образовательной деятельности.

Чтобы достигнуть эффективной познавательной деятельности учащихся, необходимо проводить уроки разнообразно и увлекательно, тем самым мотивируя учеников к обучению. Нестандартные уроки способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению материала.

Основной формой организации обучения в современной школе является урок.

Урок – форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием[1].

Традиционное обучение – это классно-урочная система, основанная на принципах дидактики Я.А. Коменского.

Отличительные черты традиционной классно-урочной системы:

— класс состоит из учеников одного возраста и уровня подготовки;

— класс сохраняет постоянный состав на весь период обучения;

— основная единица занятия – урок;

— урок посвящен одному учебному предмету (теме), следовательно, все учащиеся работают над одним и тем же материалом;

— учебной деятельностью руководит учитель, он осуществляет контроль и оценку деятельности.

Основные элементы традиционного урока:

  1. Вступительная часть

Предназначена для подготовки учащихся к работе (психологический настрой, проверка рабочих мест и внешнего вида учащихся, организация внимания), определения целей и задач урока.

  1. Проверка домашнего задания

Необходимо для установления правильности и осознанности выполнения учениками домашнего задания.

  1. Изучение нового материала

Сообщение учителем новых знаний, самостоятельная работа с учебниками. Данный этап урока необходим для приобретения учениками новых знаний, формирования разнообразных умений и навыков.

  1. Закрепление изученного материала

Этап предназначен для установления прочной связи между новыми приобретенными знаниями и усвоенными ранее и выработки умения применять новые знания на практике.

  1. Домашнее задание

Домашнее задание подбирается таким образом, чтобы каждый ученик смог его выполнить.

  1. Окончание урока

Рефлексия необходимо для того, чтобы учащиеся понимали, для чего они изучают данную тему. Также на этом этапе урока ученики оценивают свою работу и работу одноклассников.

Традиционное обучение ориентировано на запоминание учебного материала учащимися. При выборе традиционного урока проще организовать работу: все нормы четко расписаны и легко выполняются, организация урока привычна и проста. Традиционные уроки приучают учащихся к дисциплине и порядку.

Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения, которая способствует не только усвоению учебных знаний, умений и навыков, но и побуждает ученика к активной познавательной деятельности, способствует формированию познавательных интересов, развивает такие психические процессы как мышление, произвольное внимание, творчество и т.д[2].

Нетрадиционный урок характеризуется нестандартным подходом к:

  • Подбору содержания учебного материала;
  • Сочетанию методов обучения;
  • Внешнему оформлению.

Нетрадиционные уроки бывают разных типов: например, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-концерт, КВН, урок-сказка и так далее. Такие уроки вызывают большой интерес у учащихся, особенно у младших школьников. Это позволяет повысить познавательную активность и интерес к учебным занятиям. Кроме того развивается творческий потенциал личности ученика. Нетрадиционные уроки позволяют создать условия для формирования положительных качеств характера (взаимопомощь, воля, трудолюбие, умение работать в команде и др.) и создать установку на творческую деятельность.

Перед учителем открывается широкий выбор методом работы. К примеру, на уроках русского языка и литературы учащиеся с большим интересом разгадывают предложенные учителем кроссворды, ребусы, загадки, шарады и так далее. На традиционных уроках задания такого типа используются нечасто в связи с нехваткой учебного времени. За счет нестандартных заданий урок заметно оживляется, расширяется кругозор учеников, их речь обогащается.

Некоторым ученикам обычные задания малопонятны, трудны, а иногда и вовсе не интересны. Принуждение к их выполнению угнетает ребенка, а словесные просьбы и убеждения не всегда эффективны. Одним из главных достоинств нетрадиционного урока является то, что можно использовать игры. Грамотно подобранная игра может многому научить детей и активизировать его мыслительную деятельность.

Этапы нетрадиционного урока[3].

Первый этап — постановка проблем, выяснение степени готовности учащихся к их решению, достижению целей урока, определение ситуаций, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие, воспитательные задачи.

Второй этап — сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.

Третий этап — формирование умений и навыков.

Четвертый этап — оценивание итогов обучения, воспитания, развития; оценивание деятельности учащихся, выставление оценки (учителем, учеником, капитаном и т.д).

Таблица 1. Сравнительный анализ традиционного и нетрадиционного уроков

Традиционный урок Нетрадиционный урок
учитель ученик учитель ученик
Цель урока
Дать новый материал Усвоить новые знания Организовать продуктивную деятельность учащихся Создать продукт творческой деятельности
Виды деятельности на уроке
Объяснение новой темы, закрепление пройденного материала Прослушивание, запоминание и осмысление нового материала Организация творческой деятельности учащихся Исследование, анализ нового объекта/явления
Структура урока
Урок проходит по разработанному плану без отклонений Урок проходит исходя из ситуации, возможны отходы от запланированного
Подход к теме урока
Учителем принимается точка зрения, изложенная в учебнике Рассматриваются разнообразные точки зрения
Контроль
Воспроизведение учениками изученной темы Учащиеся представляют и защищают свой творческий продукт по теме
Завершающий этап
Подведение итогов, закрепление изученной темы Рефлексия, осознание результатов собственной деятельности

Список использованных источников

  1. Фицула, М. М. Педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/6rVLKC . — Дата доступа: 15.03.2018.
  2. Красикова, А. Н. Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/sFmJEh . — Дата доступа: 18.03.2018.
  3. Кульневич, С. В. Анализ урока в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tsgalcova.narod.ru/stranici/vse/netradicurok.htm . — Дата доступа: 18.03.2018
  4. Киселёва, Е. Ф. Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения, как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/XBcjY7 . — Дата доступа: 19.03.2018
  5. Тощакова, С. А. Нестандартные формы и методы проведения уроков в начальной школе как один из путей повышения деятельности учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://open-lesson.net/4339/ . – Дата доступа: 22.03.2018
  6. Чепиков, В. Т. Педагогика: краткий учебный курс / В. Т. Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.