УДК 373.0
Белгородский государственный национальный исследовательский университет «НИУ БелГУ», г. Белгород
Научный руководитель – Ю. П. Рыжкова, доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, кандидат биологических наук
Организация исследовательской деятельности учеников рассматривается как важнейшее условие развития познавательной активности личности. Характерной особенностью учеников, способных активно участвовать в исследовательской работе является развивающаяся потребность узнавать новое, неизвестное.
Исследовательская деятельность учащихся – это творческая работа, которая ориентирована на познание окружающего мира, обретение младшими школьниками ранее не известных для них знаний. Эта деятельность гарантирует создание благоприятной среды для активного формирования их творческих возможностей, представляет собой метод мотивации учеников, развитие у ребят заинтересованности к предлагаемому материалу, даёт возможность значительно расширить границы исследуемого [4, с. 35].
Мы считаем важным определить исследовательскую работу учащихся, как учебно-исследовательскую, так как она имеет направление на выявление субъектных познаний, развитие умений, требуемых для реализации поиска новой информации, усвоение способов и методов самостоятельного познания.
Актуальность вопроса верной организации исследовательской деятельности младших школьников связана с тем, что современные программы обучения реализуют социальный заказ, и направлены на развитие личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих трудностей [2, с. 33].
Особое значение имеет организация исследовательской деятельности в рамках предмета «Окружающий мир».
К предмету «Окружающий мир» ФГОС НОО предъявляет такие требования [8]:
- освоение общедоступных методов исследования природы и социума (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., со сбором данных из домашних архивов и т.д.);
- развитие умений определять и раскрывать причинно-следственные взаимосвязи в окружающем мире [3, с. 101].
Условиями продуктивного усвоения дисциплины «Окружающий мир» являются:
1) осознание особенной роли России в истории общества, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы;
2) развитие уважительного отношения к своему государству, родному краю, собственной семье, истории, особенной культуре, природе нашей страны, ее жизни;
3) освоение доступных методов исследования природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., со сбором данных из домашних архивов и т.д.). Главная идея заключается в том, чтобы младшие школьники имели возможность обучиться пользованию данными методами с целью самостоятельного познания окружающего мира [6, с. 48].
Учебный предмет «Окружающий мир» дает большие возможности для организации исследований по различным темам в начальной школе, поэтому авторы многих программ по курсу «Окружающий мир» считают исследовательскую деятельность основной формой организации учебного процесса [5].
Для продуктивной работы по формированию навыков исследовательской деятельности младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир» необходимо реализовать такой компонент, как умение наблюдать. Это и есть освоение учениками методов логического мышления. Наблюдение – это специально организованное восприятие каких–либо предметов в целях обучения. Как правило, младшие школьники имеют большие трудности при выделении главных признаков того или иного предмета. Учащиеся легко выделяют основные черты различия, но не умеют определять свойства. Трудности сравнения вызваны тем, что детям данного возраста сложно выявить основание для сравнения. Для облегчения детям задачи, педагог может применять разные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо поместит третий, который будет отличаться именно по данному признаку
Более высокой ступенью исследовательской деятельности младших школьников является умение выражать собственные суждения и умозаключения на основе ранее усвоенных понятий. Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач. Правильное определение проблемы исследования учащимися во многом зависит от учителя. Не осознав сущность проблемы, учащийся не может активно включится в познавательную деятельность.
Углубить и проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему видеть новые проблемы, у детей можно с помощью известных заданий, предложенных американским психологом Дж. П. Гилфордом. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.
Тематика исследовательской работы должна быть интересной и выполнимой. Здесь руководителю исследовательской работой важно учитывать, интерес школьника к конкретному явлению или объекту. Абстрактные проблемы, фундаментальные или прикладные вопросы науки далеко не каждому ученику могут быть понятными и посильными. Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три–пять проблем, которые им наиболее интересны.
Чтобы исследовательской деятельности младших школьников была продуктивной, обязательно нужно организовать её так, чтобы задания соответствовали их возрастным особенностям. Для этого возможно использовать:
- загадки, ребусы, шарады, задачи–шутки, логические задания, задания на развитие творческих способностей.
Например, можно использовать задание «Головоломки». Тема урока записывается среди разных знаков. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.
- игровые моменты, с использованием и введением в ход занятия сказочных героев;
Сказочные герои должны быть подобраны строго в соответствии с темой урока. К примеру, можно «пригласить» на занятие по изучению рыб такого сказочного персонажа, как Емеля; для изучения растительности леса – Бабу Ягу; для изучения воздушных оболочек земли – Змея Горыныча и т.д.
- связь материала с наглядно–образным игровым материалом;
- связь с литературным сказочным материалом;
Например, исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня, измерение удава в попугаях и мартышках.
- игры – исследования, необычные исследования;
Например, работа над исследованиями «Почему на Луне не живут люди», «Где кончается радуга», «Выращиваем цветной картофель» и т.д.
- ролевые игры, дающие возможность провести исследования возможностей каждой профессии:
Например, постановка сценок, размышления на темы: «Если б я был строителем…» (поваром, учителем, фермером …);
- игры–путешествия.
Например, во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны, по путям Великих географических открытий, фантастические путешествия на другие планеты [1, с. 58].
Ученик имеет возможность выбрать себе ту тему для исследования, которая ему больше нравится. Перед учащимся стоит задача – собрать необходимые сведения, используя все возможные источники информации, систематизировать их и подготовить проект, в котором нужно представить результаты своего исследования.
Результатом исследовательской деятельности учащихся может являться макет, из самых различных использованных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Результатом может являться и книга, и научный отчёт о проведённом исследовании, и т.д. Немаловажно, чтобы продемонстрированные материалы соответствовали как содержанию исследования, так и эстетическим требованиям.
Подготовку материала к защите необходимо превратить для учеников в увлекательную долгосрочную игру. В процессе подготовки педагог сразу отмечает процесс становления детей, учащиеся осознают собственную важность, становятся серьёзными, ответственными, увлечённо проводят исследования, с интересом подготавливают материал для защиты: делают чертежи, схемы, рисунки и т.д.
Интуитивно, ребята понимают, что существует закономерность, пришедшая из глубины веков: «обучая других, обучаешься сам». Воспринимая эту закономерность, младший школьник, изучивший что–либо, зачастую имеет стремление рассказать об этом другим ребятам. По этой причине, в период проведения учебных исследований, следует сообщить об усвоенном материале не столько тому, кому направленно сообщение, сколько тому, кто рассказывает. Именно поэтому этап защиты нельзя пропускать. При его отсутствии исследование не расценивается завершённым.
Защита – крайняя точка исследовательской деятельности и один из важнейших этапов обучения младшего школьника как начинающего исследователя. Для защиты потребуется:
- дать определения основным понятиям;
- провести классификацию изученных предметов, процессов, явлений;
- ранжировать ключевые мысли;
- предложить метафоры и сопоставления;
- выработать предположения и выводы;
- сделать заключение;
- продумать текст доклада и приготовиться отвечать на вопросы;
- приготовить наглядный материал для иллюстрации результатов исследования [7, с. 51].
Существуют такие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых младшими школьниками представляется краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определённого круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
- представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определённой теме, дисциплине [7, с.25].
О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Таким образом, организация исследовательской деятельности учеников рассматривается как важнейшее условие развития познавательной активности личности. Исследовательская деятельность учащихся – это работа, которая ориентирована на познание окружающего мира.
Развивать исследовательские умения следует начинать еще в младших классах, так как этот возраст считается благоприятным для процесса первичного формирования многих качеств личности. Для продуктивной работы по формированию навыков исследовательской деятельности младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир» необходимо реализовать такой компонент, как умение наблюдать. Это и есть освоение учениками методов логического мышления.
Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач. Вместе с тем, тематика исследовательской работы должна быть интересной и выполнимой. Организовать исследование можно с помощью: загадок, ребусов, игровых моментов, игр – исследований, необычных исследований, ролевых игр и т.д.
Защита – крайняя точка исследовательской деятельности и один из важнейших этапов обучения младшего школьника как начинающего исследователя. Для защиты важно: дать определения основным понятиям; провести классификацию предметов, процессов, явлений; сделать заключение.
Если верно организовать исследовательскую деятельность, то повышается мотивация учащихся, формируется у младших школьников интерес к изучаемому материалу, существенное расширяются границы изучаемого.
Список использованных источников
- Чебыкина, Л.Г. Готовность младшего школьника к исследовательской работе / Л.Г. Чебыкина // Начальная школа 2010. – №12. – С. 58.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Под ред. А.С. Обухова. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
- Савенков, А.И. Учебное исследование в начальной школе. / А.И. Савенков // Начальная школа.– 2000.– № 12. – С. 101.
- Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие. / Н.А. Семенова // – Томск: Издательство ФГУ «Томский ЦНТИ», 2007. – 76 с.
- Карелина, И.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира // Психология, социология и педагогика, 2012. – № 11. – [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1256 (дата обращения: 11.01.2018).
- Арасланова, А.А. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в кроссвордах: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов. – М.: Directmedia, 2017. – 85 с.
- Прохорова, С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе: методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Н.М. Фоминых. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 88с.
- Федеральный Государственный стандарт начального общего образования – [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html (дата обращения: 10.01.2018).