Петровская О.А. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

УДК 373.5.016:51

УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – П.А. Ковалевский, доцент кафедры педагогики и психологии детства, доцент ГрГУ им. Янки Купалы

Социальный статус понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Разные индивиды в одной и той же группе и одни и те же в разных группах могут пользоваться одинаковым или различным влиянием. Понятие социального статуса означает положение человека в системе тех отношений, которое выявляется и описывается по результатам исследования группы при помощи социометрической методики, которая выявляет социометрический статус индивида. Социометрический статус  это позиция члена группы в системе межличностных предпочтений, определяющаяся по количеству симпатий и антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы. Если человек пользуется в разных группах одинаковым влиянием, то говорят о соответствии его статуса. Если же это влияние существенно различно, его положение характеризуется как несоответствие статуса. Значительные расхождения в статусе одного и тоже индивида могут порождать у него внутренние конфликты, неадекватные формы поведения и реагирование на ситуации. [1].

На протяжении дошкольного возраста повышаются устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений, содержательность обоснования выборов детей (от чисто внешних, предметных качеств до личностных характеристик). Стремительно увеличивается структурированность детского коллектива. К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью- либо отвергаются, либо остаются незамеченными или изолированными. Обычно в детской группе выделяются два- три ребёнка, обладающих наибольшей привлекательностью. Как правило, таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности, к группе детского сада. Эта группа не имеет чётких целей и задач, у неё нет какой-либо определённой, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные — их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами».  [2;3].

Психологическая готовность к школе представляет собой целостное состояние психики ребёнка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой в целом и учителем, успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями [4, c.8]. Н.И.Гуткина отмечает, что психологическая готовность – это необходимы и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников [5, c.98].

В познавательном плане ребёнок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. К поступлению в школу у ребёнка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребёнок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.

Цель исследования – выявить связи между социальным статусом и психологической готовностью старших дошкольников к обучению в школе.

Исследование проводилось в Дошкольном учреждении образования №77 г. Гродно. Выборку исследования составили 22 дошкольника в возрасте 6 лет, посещающих старшую группу (8 мальчиков, 14 девочек).

Для определения социального статуса дошкольника была использована методика «Два домика» (И.Вандвик, П.Экблад). Ребёнку предъявляется рисунок двух домиков – красного и чёрного цвета и зачитывается инструкция, после прослушивания которой, ребёнок должен выбрать, кого он заселит вместе с собой в красный домик (предпочитаемые дети), а кого он хочет поселить в чёрный домик (отвергаемые дети). Чем больше заселяется детей в красный домик, тем выше круг общения.

Результаты определения социального статуса детей старшего дошкольного возраста показали, что на начало учебного года в группе преобладают: звёзды (лидеры) – 9%, предпочитаемые – 50%, пренебрегаемые – 41%, изолированные – 0%.

Рисунок 1 – Социальный статус детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года

Для определения уровня готовности старших дошкольников к обучению была использована Диагностическая сказка «День рождения мышки», состоящая из 9 заданий: Задание №1 Модифицированная методика Керна- Йирасека «Точки» (распределение внимания, зрительно-моторная координация); Задание №2 (диагностика слухового внимания, кратковременной слуховой памяти, восприятия); Задание №3 («Продолжи узор» — диагностика развития зрительно-моторной координации, произвольности внимания); Задание №4 (диагностика развития воображения); Задание №5 (диагностика развития мышления: операции анализа и синтеза); Задание №6 (диагностика развития кратковременной зрительной памяти); Задание №7 (диагностика развития пространственных представлений, внимания, тонкой моторики; выполняется на другой стороне листа); Задание №8 (диагностика зрительной памяти); Задание №9 (изучение самооценки, выполняется на новой странице).

В итоге результаты исследования показали, что высокий уровень готовности к обучению на начало учебного года имеют 4,6%, средний – 36,4%, выше среднего -9%, ниже среднего – 36,4%  а низкий – 13,6%.

Суммарный итог диагностической сказки:

  • Высокий 19-22 баллов – 1 ребёнок из 22;
  • Выше среднего 15 – 18 баллов – 2 ребёнка из 22;
  • Средний 11 – 14 баллов – 8 детей из 22;
  • Ниже среднего 7 -10 баллов – 8 детей из 22;
  • Низкий 1 – 6 баллов – 3 ребёнка из 22.

Таблица 1 Соотношение психологической готовности детей шестилетнего возраста и их социального статуса

Имена детей Социальный статус Уровень психологической готовности
Тоня П. 1 Пренебрегаемый Ниже среднего
Владик В. 2 Предпочитаемый Средний уровень
Даша П. 3 Пренебрегаемый Средний уровень
Максим В. 4 Предпочитаемый Ниже среднего
Иоланта П. 5 Предпочитаемый Низкий уровень
Ульяна У. 6 Предпочитаемый Средний уровень
Соня Б. 7 Звезда Ниже среднего
Настя С. 8 Пренебрегаемый Ниже среднего
Матвей У. 9 Предпочитаемый Ниже среднего
Миша У. 10 Предпочитаемый Ниже среднего
Маша С. 11 Пренебрегаемый Средний уровень
Доменик Т. 12 Пренебрегаемый Средний уровень
Маргарита В. 13 Пренебрегаемый Средний уровень
Максим К. 14 Пренебрегаемый Ниже среднего
Настя М. 15 Звезда Средний уровень
Каролина Б. 16 Предпочитаемый Выше среднего
Лера К. 17 Предпочитаемый Ниже среднего
Максим Б. 18 Предпочитаемый Низкий уровень
Ева А. 19 Пренебрегаемый Средний уровень
Эвелина Е. 20 Предпочитаемый Высокий уровень
Женя Т. 21 Пренебрегаемый Низкий уровень
Даша Л. 22 Предпочитаемый Выше среднего

В результате эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи социального статуса и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста  можно сделать следующий вывод: социальный статус не влияет на психологическую готовность детей к обучению в школе. Об этом говорят результаты проведённого мною исследования. Почему гипотеза не подтвердилась, можно предположить, что в данной группе исследуемых мною детей преобладают другие ценности, не связанные с учебной деятельностью. То есть дети, «выбирая» себе лидера, с кем дружить, обращают внимание не на умственные способности ребёнка, а на его способность к коммуникабельности с другими. Для того, чтобы выявить эти самые ценности, необходимо дальнейшее исследование.

Список использованных источников

  1. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений/ Я.Л. Коломинский — Минск, 2004. – 53с.
  2. Сенько, Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции положения ребенка в группе детского сада // Вопр. психол. 2009. № 1.- 76-82с.
  3. Трапезникова Т.М. Формирование личности ребенка в условиях семьи // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь./Т.М.Трапезникова — СПб., 1998. — 90-108с — Библиогр.: 107-108с.
  4. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста /Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – Минск, 1999. – 338 с.
  5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И.Гуткина, — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.

Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.