УДК 373.5.016:51
УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – П.А. Ковалевский, доцент кафедры педагогики и психологии детства, доцент ГрГУ им. Янки Купалы
Социальный статус – понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Разные индивиды в одной и той же группе и одни и те же в разных группах могут пользоваться одинаковым или различным влиянием. Понятие социального статуса означает положение человека в системе тех отношений, которое выявляется и описывается по результатам исследования группы при помощи социометрической методики, которая выявляет социометрический статус индивида. Социометрический статус – это позиция члена группы в системе межличностных предпочтений, определяющаяся по количеству симпатий и антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы. Если человек пользуется в разных группах одинаковым влиянием, то говорят о соответствии его статуса. Если же это влияние существенно различно, его положение характеризуется как несоответствие статуса. Значительные расхождения в статусе одного и тоже индивида могут порождать у него внутренние конфликты, неадекватные формы поведения и реагирование на ситуации. [1].
На протяжении дошкольного возраста повышаются устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений, содержательность обоснования выборов детей (от чисто внешних, предметных качеств до личностных характеристик). Стремительно увеличивается структурированность детского коллектива. К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью- либо отвергаются, либо остаются незамеченными или изолированными. Обычно в детской группе выделяются два- три ребёнка, обладающих наибольшей привлекательностью. Как правило, таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности, к группе детского сада. Эта группа не имеет чётких целей и задач, у неё нет какой-либо определённой, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные — их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». [2;3].
Психологическая готовность к школе представляет собой целостное состояние психики ребёнка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой в целом и учителем, успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями [4, c.8]. Н.И.Гуткина отмечает, что психологическая готовность – это необходимы и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников [5, c.98].
В познавательном плане ребёнок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. К поступлению в школу у ребёнка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребёнок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.
Цель исследования – выявить связи между социальным статусом и психологической готовностью старших дошкольников к обучению в школе.
Исследование проводилось в Дошкольном учреждении образования №77 г. Гродно. Выборку исследования составили 22 дошкольника в возрасте 6 лет, посещающих старшую группу (8 мальчиков, 14 девочек).
Для определения социального статуса дошкольника была использована методика «Два домика» (И.Вандвик, П.Экблад). Ребёнку предъявляется рисунок двух домиков – красного и чёрного цвета и зачитывается инструкция, после прослушивания которой, ребёнок должен выбрать, кого он заселит вместе с собой в красный домик (предпочитаемые дети), а кого он хочет поселить в чёрный домик (отвергаемые дети). Чем больше заселяется детей в красный домик, тем выше круг общения.
Результаты определения социального статуса детей старшего дошкольного возраста показали, что на начало учебного года в группе преобладают: звёзды (лидеры) – 9%, предпочитаемые – 50%, пренебрегаемые – 41%, изолированные – 0%.
Рисунок 1 – Социальный статус детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года
Для определения уровня готовности старших дошкольников к обучению была использована Диагностическая сказка «День рождения мышки», состоящая из 9 заданий: Задание №1 Модифицированная методика Керна- Йирасека «Точки» (распределение внимания, зрительно-моторная координация); Задание №2 (диагностика слухового внимания, кратковременной слуховой памяти, восприятия); Задание №3 («Продолжи узор» — диагностика развития зрительно-моторной координации, произвольности внимания); Задание №4 (диагностика развития воображения); Задание №5 (диагностика развития мышления: операции анализа и синтеза); Задание №6 (диагностика развития кратковременной зрительной памяти); Задание №7 (диагностика развития пространственных представлений, внимания, тонкой моторики; выполняется на другой стороне листа); Задание №8 (диагностика зрительной памяти); Задание №9 (изучение самооценки, выполняется на новой странице).
В итоге результаты исследования показали, что высокий уровень готовности к обучению на начало учебного года имеют 4,6%, средний – 36,4%, выше среднего -9%, ниже среднего – 36,4% а низкий – 13,6%.
Суммарный итог диагностической сказки:
- Высокий 19-22 баллов – 1 ребёнок из 22;
- Выше среднего 15 – 18 баллов – 2 ребёнка из 22;
- Средний 11 – 14 баллов – 8 детей из 22;
- Ниже среднего 7 -10 баллов – 8 детей из 22;
- Низкий 1 – 6 баллов – 3 ребёнка из 22.
Таблица 1 – Соотношение психологической готовности детей шестилетнего возраста и их социального статуса
Имена детей | № | Социальный статус | Уровень психологической готовности |
Тоня П. | 1 | Пренебрегаемый | Ниже среднего |
Владик В. | 2 | Предпочитаемый | Средний уровень |
Даша П. | 3 | Пренебрегаемый | Средний уровень |
Максим В. | 4 | Предпочитаемый | Ниже среднего |
Иоланта П. | 5 | Предпочитаемый | Низкий уровень |
Ульяна У. | 6 | Предпочитаемый | Средний уровень |
Соня Б. | 7 | Звезда | Ниже среднего |
Настя С. | 8 | Пренебрегаемый | Ниже среднего |
Матвей У. | 9 | Предпочитаемый | Ниже среднего |
Миша У. | 10 | Предпочитаемый | Ниже среднего |
Маша С. | 11 | Пренебрегаемый | Средний уровень |
Доменик Т. | 12 | Пренебрегаемый | Средний уровень |
Маргарита В. | 13 | Пренебрегаемый | Средний уровень |
Максим К. | 14 | Пренебрегаемый | Ниже среднего |
Настя М. | 15 | Звезда | Средний уровень |
Каролина Б. | 16 | Предпочитаемый | Выше среднего |
Лера К. | 17 | Предпочитаемый | Ниже среднего |
Максим Б. | 18 | Предпочитаемый | Низкий уровень |
Ева А. | 19 | Пренебрегаемый | Средний уровень |
Эвелина Е. | 20 | Предпочитаемый | Высокий уровень |
Женя Т. | 21 | Пренебрегаемый | Низкий уровень |
Даша Л. | 22 | Предпочитаемый | Выше среднего |
В результате эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи социального статуса и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующий вывод: социальный статус не влияет на психологическую готовность детей к обучению в школе. Об этом говорят результаты проведённого мною исследования. Почему гипотеза не подтвердилась, можно предположить, что в данной группе исследуемых мною детей преобладают другие ценности, не связанные с учебной деятельностью. То есть дети, «выбирая» себе лидера, с кем дружить, обращают внимание не на умственные способности ребёнка, а на его способность к коммуникабельности с другими. Для того, чтобы выявить эти самые ценности, необходимо дальнейшее исследование.
Список использованных источников
- Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений/ Я.Л. Коломинский — Минск, 2004. – 53с.
- Сенько, Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции положения ребенка в группе детского сада // Вопр. психол. 2009. № 1.- 76-82с.
- Трапезникова Т.М. Формирование личности ребенка в условиях семьи // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь./Т.М.Трапезникова — СПб., 1998. — 90-108с — Библиогр.: 107-108с.
- Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста /Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – Минск, 1999. – 338 с.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И.Гуткина, — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.