Савчик К.И. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ

УДК 373.0

ГУО «Средняя школа №28», г. Гродно
Научный руководитель – Т.Л. Смолка, учитель – методист ГУО «Средняя  школа №28 г. Гродно

Можно ли представить систему, в которой отсутствует хотя бы один элемент? Также невозможно представить современного человека, который не обучался бы в школе, не прошёл определённые этапы обучения. Каждый из этапов отвечает за знания, умения, навыки, которыми должен овладеть учащийся по истечению данного этапа. Каждая ступень обучения — неотъемлемая часть процесса обучения, без которой невозможно построить дальнейшее обучение.

Успешным, принято считать, обучение, в котором этапы дополняют друг друга, подготавливают для продолжения изучения материала, который выступает в качестве нового, но при этом не вызывает трудностей. Если грамотно организован процесс обучения на каждой ступени обучения, принято говорить о реализации принципа преемственности в образовании. Установление необходимых связей и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения [1, с. 567].

Благоприятные условия для реализации данного принципа создает присоединение Республики Беларусь к Болонскому процессу, переход к непрерывному образованию, которое, в свою очередь, предусматривает наличие последовательной и взаимосвязанной цепи задач на протяжении всего процесса обучения, а также связь и согласованность всех компонентов системы образования на каждой его ступени [3, с. 24]. Моделирование системы непрерывного образования предполагает наряду с принципом преемственности реализацию иных принципов. Принцип научности означает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники. Принцип систематичности предусматривает усвоение знаний в определённой системе и строгой логической последовательности. Принцип доступности предполагает образование, которое соответствует потребностям и способностям личности Принцип завершённости и полноты, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить усвоение установленного для этого уровня объёма знаний. Принцип открытости и мобильности даёт возможность повышать свой уровень, используя возможности в образовательном пространстве. Выше названные принципы успешно реализуются на практике. Реализован ли принцип преемственности на протяжении всего обучения?

Индикатором наличия данного принципа выступает взаимосвязь всех ступеней системы  непрерывного  образования,  строгое чередование этапов, соотношение  целей  обучения  с конечным  результатом, усложнение образовательных задач. Такие признаки как целостность, поступательность, перспективность свидетельствуют о наличии преемственности в обучении.

О реализации данного принципа также можно судить, если для образовательного процесса характерны следующие функции:

Социализирующая функция  — передача и сохранение социального опыта из поколения в поколение. Преемственность предполагает максимальное использование на каждом этапе того, что было достигнуто раньше, и подталкивает человека к дальнейшему развитию и обучению [2, с. 107].

Направляющая функция направлена на будущее с опорой на накопленный опыт.

Эвристическая функция предлагает ранее изученный материал с нового ракурса, открывает его новые стороны.

Регулирующая функция предусматривает регулирование, согласование непрерывности и дискретности педагогического процесса [2, с. 109].

Стимулирующая функция следит за динамикой мотивации учащихся.

Задача контрольной функции состоит в том, чтобы оценить и скорректировать достигнутые результаты.

Каждая из названных функций должна быть реализована в полной мере, иначе, возникнет ряд препятствий для полноценного функционирования принципа преемственности.

С какими трудностями приходится сталкиваться участникам образовательного процесса, если во внимание не приняты все составляющие данного принципа? Следует отметить, проблема преемственности целей, содержания и методов обучения, проблема преемственности в развитии и становлении личности учащегося присуще для всех ступеней образовательной системы. Однако, большинство учащихся не испытывают сложностей при переходе на среднюю ступень обучения, что свидетельствует об успешной реализации принципа преемственности. В данном случае, преемственность подразумевает взаимную поддержку и непротиворечивую деятельность образовательных организаций.

Пристального внимания требует система, существующая между средним и высшими ступенями обучения. Зачастую, учащиеся испытывают трудности, начав учиться в университете, что свидетельствует о недостаточном либо стихийном формировании общеучебных умений и навыков. Несогласованность действий учреждений, а также предписания, которыми они руководствуются, в действительности, не реализуются на практике, не адресованы непосредственно учащимся. Тем самым, учащиеся утрачивают потребность в обучении, в получении и ценности новых знаний. Также оторванность вузовских дисциплин от школьных предметов, недостаточное представление вузовских преподавателей школьного курса программы – немаловажные причины.

В настоящий момент соблюдение принципа преемственности требует выполнение либо усовершенствование ряда задач:   Нормативное обеспечение образовательного процесса, а именно: разработка образовательных программ, приближенных и с ориентацией на высшее образование. Любой образовательной программе необходимо опираться на предыдущую и ориентироваться на последующую, образуя взаимосвязь. Подбор наиболее эффективных форм, методов и средств обучения. Система и форма оценивания знаний должна быть максимально приближена к нормам и критериям оценивания в вузах. Формирование у учащихся внутренней потребности в саморазвитии, в углублении и накоплении знаний. Активное использование технологий открытого образования. Ориентация образования на потребности личности и общества, учёт потребностей рынка труда. Установление тесных связей с организациями для дальнейшего трудоустройства.

Выделим ряд преимуществ, которые возможны благодаря реализации принципа преемственности. Установление партнёрства, что не только престижно, но и выгодно для учебного заведения. Обмен и передача опыта. Возможность работать учащихся с преподавателями университета. Участие в научно-практических конференциях, возможность учащихся заявить о себе. Возможность убедиться в правильном выборе будущей профессии.

Преподаватели университетов, в свою очередь, обучают мотивированных учащихся, которые впоследствии могут работать на благо университета и страны. Задача заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся продолжить обучение, стать высококвалифицированным специалистом.

Следует отметить, что необходима слаженная работа всех компонентов, в данном случае, учреждений образования, чтобы принцип преемственности прослеживался на каждом этапе обучения. Преемственность предполагает единство в нормативно — правовом, научно — методическом, организационном  и кадровом обеспечении, а также закрепление знаний не только на уровне навыков, но и как ценностных ориентаций и качеств личности.

Список использованных источников

  1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. /В.В. Давыдов. — М., Большая рос. энцикл.,1998. — 1160 с.
  2. Сманцер А.П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика. — Минск: Народная асвета, 1995. — 286 с.
  3. Управление в системе образования Республики Беларусь / Г.В. Дылян [и др.] ; под общ. ред. Г.В. Дыляна. – Минск: ООО «Асар», 2004. -176 с.
  4. Ховов О.Б. Преемственность в непрерывном образовании / О.Б. Ховов // Мир образования  — образование в мире. -2008. — Вып.1. — C.111

Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.