УДК 373.3
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – С. Д. Гринько, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методики их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
Каждый педагог стремится к тому, чтобы все его учащиеся стали всесторонне развитыми личностями, которые не боятся задавать вопросы, сталкиваться с трудностями и самостоятельно искать выход из проблемных ситуаций. В этом случае главная задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся взаимосвязь между различными областями научных знаний и возможностью применения их на практике. В первую очередь данная задача стоит перед учителем начальных классов, так как социальный и личностный опыт, знания, умения и навыки, полученные на первом этапе школьного обучения, а также достигнутый уровень развития служат основой для дальнейшего успешного обучения.
Исследователь Л.В. Новоженина в своей статье пишет о том, что «значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает учиться» [1, с. 48], утрачивает интерес к изучаемым предметам. Чтобы активизировать познавательную деятельность, учитель должен решить ряд задач:
- создать условия для полноценного развития личности учащегося в рамках школьного урока;
- раскрыть многогранность и разнообразие окружающего мира;
- сформировать устойчивый интерес к изучению школьных предметов.
Многие учёные в области педагогики обоснованно утверждают, что дети лучше воспринимают и запоминают новую информацию, когда она опирается на уже имеющиеся знания и опыт.Это значит, что необходимо привлекать знания из других учебных предметов, то есть устанавливать межпредметные связи. Например, Ян Амос Коменский писал об этом так: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Проблемой поиска сходств между различными дисциплинами занимались также К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Н.Ф. Бунаков и др.
По мнению авторов Н.Б. Федоровой и О.В. Кузнецовой, межпредметные связи выполняют сразу несколько функций:
- образовательную (формирование общей системы знаний о мире);
- воспитательную (основы научного мировоззрения);
- развивающую (всестороннее развитие личности);
- методологическую (обобщенная форма отношений между элементами учебных предметов) [2, с. 33].
О значимости объединения научных областей в реальном педагогическом процессе пишет и А.С. Поляков: «Межпредметные связи играют важную роль в осуществлении принципов доступности и прочности знаний» [3, с. 11]. На наш взгляд, даже самые сложные темы легко усваиваются учащимися, если педагог использует факты из различных учебныхпредметов. Например, взаимосвязь между математикой (а именно, изучением геометрических фигур) и изобразительным искусством направлена на развитие пространственного мышления. Таким образом повышается результативность процесса обучения, снижается перегрузка учителей и учащихся, так как затрачивается меньшее количество времени на изучение нового материала.
Однако дисциплины в школе зачастую преподаются разрозненно, учащиеся не видят сферы применения учебных знаний в жизни. Учителя часто упоминают о сходстве учебных предметов, но не используют это свойство на занятиях, что объясняется неумением педагогов целенаправленно осуществлять межпредметные связи. На наш взгляд, внедрять такие связи можно следующими путями.
- Использование образовательных средств музея. При осмотре музейных экспозиций, во время проведения экскурсий школьники имеют возможность не только отвлечься от компьютерных технологий, повысить свой культурно-образовательный уровень, почувствовать себя частью какой-либо эпохи, но и, незаметно для самих себя, развивать коммуникативные навыки, литературную речь, творческие способности. Музейные экскурсии дают возможность учителю разработать для своих воспитанников задания различных уровней сложности: творческий отзыв о музее и экспозиции (экскурсии), изображение наиболее понравившихся экспонатов, поиск информации о реликвиях (научные доклады на занятиях по предмету «Человек и мир»), рассказ-путешествие и т.п.
- Изготовление наглядных пособий.Для лучшего усвоения материала и установления связей между предметами в образовательном процессе необходимо использовать различные средства наглядности. Ещё более эффективным будет самостоятельное изготовление учащимися наглядных пособий под руководством педагога или родителей.
- Создание проблемных ситуаций. Эта форма работы является одной из самых сложных для учителя, так как требует объёмной и кропотливой работы по отбору содержания заданий. В ходе решения проблемных ситуаций (например, нехватка данных для решения задачи) и вопросов (например, «Как объяснить тот факт, что снеговик тает?») у учащихся активизируется самостоятельная поисковая деятельность, они учатся отбирать необходимую информацию и устанавливать причинно-следственные связи.
- Использование заданий творческого характера.В начальных классах подобная работа может вестисьпо каждомупредмету. Сложнее в данном случае продумать межпредметноесодержание таких заданий, которые будут стимулировать учеников к припоминанию фактов из других областей знаний. Примером может служить задание такого типа: «Определите, какой музыкальный отрывок лучше всего подходит литературному герою». При этом учащиеся должны быть знакомы со средствами музыкальной выразительности и вспомнить или найти описание (характер, привычки) героев произведения.
- Работа с учебниками сразу по нескольким дисциплинам.Эта форма работы также полезна при формировании исследовательских навыков младших школьников и может применяться совместно с созданием проблемных ситуаций. Например, при нехватке данных для решения задачи по математике, учащиеся обращаются к учебнику по предмету «Человек и мир» и др.
Примерамиустановления связей между учебными предметами может служить:
- Развитие художественного восприятия на уроках литературного чтения на основе анализа картин русских классиков и произведений великих композиторов. В этом случае дети не просто механически заучивают тексты, а устанавливают ассоциативные связи.
- Рассмотрение темы «Симметрия тел» в курсе математики.При этом можно показать воспитанникам засушенные листья, предложить рассмотреть собственное строение тела.Так они поймут, что данное понятие встречается не только в математике, но и в жизни.
- Проделывание различных опытов с водой и другими веществами. Так мы показываем детям взаимосвязь между законами химии и физики, не называя их.
- Изучение разнообразных тем на занятиях по ОБЖ. Так, при рассмотрении природных катастроф (например, пожар, наводнение) акцентируется внимание на том, как это сказывается на экологии и экономике государства.
При подготовке занятий с учётом межпредметных связей учитель отбирает достоверно изученные и взаимосвязанные факты, выстраивая их так, чтобы каждый следующий вытекал из предыдущего, готовит наглядные пособия по теме урока, тщательно продумывает задания и беседы с детьми. Всё это способствует осмысленному применению полученных учениками знаний на практике. Это свидетельствует о том, что такие занятия способствуют реализациимногих дидактических принципов (принцип научности, систематичности и последовательности, прочности,сознательности и активности обучения, а также принцип наглядности),усиливая их взаимодействие в реальном процессе обучения. В свою очередь, установление и усвоение учащимися связей между отдельными элементами знаний и умений способствует формированию и дальнейшему развитию динамичности мышления, творческих способностей и ценностных ориентаций школьника.
Список использованных источников
- Новоженина, Л. В. Интегрированные уроки при обучении грамоте / Л. В. Новоженина // Нач. школа. – 2007. – № 1. – С. 48-52.
- Инновации в преподавании курса физики в средней школе : учебно-методическое пособие / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, сост.: Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова. – Рязань : РГУ, 2011. – 116 с.
- Межпредметная интеграция в курсе физики : учебно-методическое пособие / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, сост.: Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова, А.С. Поляков. – Рязань : РГУ, 2010. – 108 с.