Салей Д.М. РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 373.3

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – С. Д. Гринько, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методики их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Каждый педагог стремится к тому, чтобы все его учащиеся стали всесторонне развитыми личностями, которые не боятся задавать вопросы, сталкиваться с трудностями и самостоятельно искать выход из проблемных ситуаций. В этом случае главная задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся взаимосвязь между различными областями научных знаний и возможностью применения их на практике. В первую очередь данная задача стоит перед учителем начальных классов, так как социальный и личностный опыт, знания, умения и навыки, полученные на первом этапе школьного обучения, а также достигнутый уровень развития служат основой для дальнейшего успешного обучения.

Исследователь Л.В. Новоженина в своей статье пишет о том, что «значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает учиться» [1, с. 48], утрачивает интерес к изучаемым предметам. Чтобы активизировать познавательную деятельность, учитель должен решить ряд задач:

  • создать условия для полноценного развития личности учащегося в рамках школьного урока;
  • раскрыть многогранность и разнообразие окружающего мира;
  • сформировать устойчивый интерес к изучению школьных предметов.

Многие учёные в области педагогики обоснованно утверждают, что дети лучше воспринимают и запоминают новую информацию, когда она опирается на уже имеющиеся знания и опыт.Это значит, что необходимо привлекать знания из других учебных предметов, то есть устанавливать межпредметные связи. Например, Ян Амос Коменский писал об этом так: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Проблемой поиска сходств между различными дисциплинами занимались также К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Н.Ф. Бунаков и др.

По мнению авторов Н.Б. Федоровой и О.В. Кузнецовой, межпредметные связи выполняют сразу несколько функций:

  • образовательную (формирование общей системы знаний о мире);
  • воспитательную (основы научного мировоззрения);
  • развивающую (всестороннее развитие личности);
  • методологическую (обобщенная форма отношений между элементами учебных предметов) [2, с. 33].

О значимости объединения научных областей в реальном педагогическом процессе пишет и А.С. Поляков: «Межпредметные связи играют важную роль в осуществлении принципов доступности и прочности знаний» [3, с. 11]. На наш взгляд, даже самые сложные темы легко усваиваются учащимися, если педагог использует факты из различных учебныхпредметов. Например, взаимосвязь между математикой (а именно, изучением геометрических фигур) и изобразительным искусством направлена на развитие пространственного мышления. Таким образом повышается результативность процесса обучения, снижается перегрузка учителей и учащихся, так как затрачивается меньшее количество времени на изучение нового материала.

Однако дисциплины в школе зачастую преподаются разрозненно, учащиеся не видят сферы применения учебных знаний в жизни. Учителя часто упоминают о сходстве учебных предметов, но не используют это свойство на занятиях, что объясняется неумением педагогов целенаправленно осуществлять межпредметные связи. На наш взгляд, внедрять такие связи можно следующими путями.

  1. Использование образовательных средств музея. При осмотре музейных экспозиций, во время проведения экскурсий школьники имеют возможность не только отвлечься от компьютерных технологий, повысить свой культурно-образовательный уровень, почувствовать себя частью какой-либо эпохи, но и, незаметно для самих себя, развивать коммуникативные навыки, литературную речь, творческие способности. Музейные экскурсии дают возможность учителю разработать для своих воспитанников задания различных уровней сложности: творческий отзыв о музее и экспозиции (экскурсии), изображение наиболее понравившихся экспонатов, поиск информации о реликвиях (научные доклады на занятиях по предмету «Человек и мир»), рассказ-путешествие и т.п.
  2. Изготовление наглядных пособий.Для лучшего усвоения материала и установления связей между предметами в образовательном процессе необходимо использовать различные средства наглядности. Ещё более эффективным будет самостоятельное изготовление учащимися наглядных пособий под руководством педагога или родителей.
  3. Создание проблемных ситуаций. Эта форма работы является одной из самых сложных для учителя, так как требует объёмной и кропотливой работы по отбору содержания заданий. В ходе решения проблемных ситуаций (например, нехватка данных для решения задачи) и вопросов (например, «Как объяснить тот факт, что снеговик тает?») у учащихся активизируется самостоятельная поисковая деятельность, они учатся отбирать необходимую информацию и устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Использование заданий творческого характера.В начальных классах подобная работа может вестисьпо каждомупредмету. Сложнее в данном случае продумать межпредметноесодержание таких заданий, которые будут стимулировать учеников к припоминанию фактов из других областей знаний. Примером может служить задание такого типа: «Определите, какой музыкальный отрывок лучше всего подходит литературному герою». При этом учащиеся должны быть знакомы со средствами музыкальной выразительности и вспомнить или найти описание (характер, привычки) героев произведения.
  5. Работа с учебниками сразу по нескольким дисциплинам.Эта форма работы также полезна при формировании исследовательских навыков младших школьников и может применяться совместно с созданием проблемных ситуаций. Например, при нехватке данных для решения задачи по математике, учащиеся обращаются к учебнику по предмету «Человек и мир» и др.

Примерамиустановления связей между учебными предметами может служить:

  • Развитие художественного восприятия на уроках литературного чтения на основе анализа картин русских классиков и произведений великих композиторов. В этом случае дети не просто механически заучивают тексты, а устанавливают ассоциативные связи.
  • Рассмотрение темы «Симметрия тел» в курсе математики.При этом можно показать воспитанникам засушенные листья, предложить рассмотреть собственное строение тела.Так они поймут, что данное понятие встречается не только в математике, но и в жизни.
  • Проделывание различных опытов с водой и другими веществами. Так мы показываем детям взаимосвязь между законами химии и физики, не называя их.
  • Изучение разнообразных тем на занятиях по ОБЖ. Так, при рассмотрении природных катастроф (например, пожар, наводнение) акцентируется внимание на том, как это сказывается на экологии и экономике государства.

При подготовке занятий с учётом межпредметных связей учитель отбирает достоверно изученные и взаимосвязанные факты, выстраивая их так, чтобы каждый следующий вытекал из предыдущего, готовит наглядные пособия по теме урока, тщательно продумывает задания и беседы с детьми. Всё это способствует осмысленному применению полученных учениками знаний на практике. Это свидетельствует о том, что такие занятия способствуют реализациимногих дидактических принципов (принцип научности, систематичности и последовательности, прочности,сознательности и активности обучения, а также принцип наглядности),усиливая их взаимодействие в реальном процессе обучения. В свою очередь, установление и усвоение учащимися связей между отдельными элементами знаний и умений способствует формированию и дальнейшему развитию динамичности мышления, творческих способностей и ценностных ориентаций школьника.

Список использованных источников

  1. Новоженина, Л. В. Интегрированные уроки при обучении грамоте / Л. В. Новоженина // Нач. школа. – 2007. – № 1. – С. 48-52.
  2. Инновации в преподавании курса физики в средней школе : учебно-методическое пособие / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, сост.: Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова. – Рязань : РГУ, 2011. – 116 с.
  3. Межпредметная интеграция в курсе физики : учебно-методическое пособие / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, сост.: Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова, А.С. Поляков. – Рязань : РГУ, 2010. – 108 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.