УДК 37.016:51-053.5
УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск
Научный руководитель – М. А. Урбан, доцент кафедры естественно-научных дисциплин
Игра относится к традиционным и наиболее интересным методам обучения и воспитания учащихся начальных классов. Ценность применения этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная задачи действуют в тесной взаимосвязи. Можно выделить несколько причин целесообразности использования дидактической игры в начальных классах, которые отмечают эксперты в области начального образования:
1) Учеба для первоклассников является новым видом деятельности, а игра была до школы в их жизни знакомым и привычным видом деятельности.
2) Игры помогают преодолеть страх непривычного дела – учения.
3) Учащиеся шестилетнего возраста быстро утомляются, использование игр на уроке позволяет поддерживать внимание учащихся.
4) Благодаря игре можно задействовать в процессе работы весь класс.
5) Даже самый застенчивый и робкий учащийся становится более активным, когда участвует в игре.
6) Игры на уроке помогают сплотить классный коллектив.
8) Игра способствует развитию психических процессов.
9) Игры поднимают настроение и позитивно влияют на мотивацию к учению.
10) Игры активизируют самостоятельную деятельность учащихся [1,2,3].
Ученые также отмечают, что при использовании на уроке дидактических игр необходимо выполнять определенные правила:
- Игры должны выполнять не только мотивирующую, но и обучающую задачу.
- Во время игры важно создавать доверительную обстановку, обеспечивать положительный микроклимат в классе.
- Игра должна быть подготовлена и ее содержание продумано.
- Если в ходе игры дети распределяются в команды, важно обеспечить равный по способностям состав игроков.
- Следует стараться избегать соревновательных игр в ходе учебных занятий.
- Продолжительность игры в ходе урока должна быть не более 10-20 минут.
- Не следует превращать каждый урок в сплошную игру [1,2,3].
Для того, чтобы убедиться в важности использования дидактических игр на уроках математики на первой ступени общего среднего образования, я провела анкетирование 12 учителей начальных классов ГУО «Средняя школа №22» г. Минска. В анкете были предложено ответить на следующие вопросы:
1) Необходимо ли использовать игры на уроке для развития учащихся?
2) Как много Вы уделяете времени дидактической игре на уроке математики?
3) Какие Вы испытываете трудности в применении дидактических игр на уроке математики?
Результаты анкетирования говорят о том, что учителя понимают важность применения игр на уроках, но отводят им недостаточно времени на уроке математики (по результатам анкетирования игры используются не на каждом уроке, и не более 5-10 минут, кроме того, игры не всегда носят обучающий характер).
В ходе беседы по результатам анкетирования учителя назвали следующие причины этой ситуации:
1) Нехватка времени для подготовки.
2) Непонимание правил составления дидактических игр.
3) Отсутствие знаний о разнообразных видах дидактических игр и игровых приемов обучения.
4) Нехватка технических ресурсов.
5) Трудности в практическом применении игровых методов на учебных занятиях.
На уроках математики учителя начальных классов применяют различные виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – загадки, игры – поручения, игры – предложения, игры – сказки, интеллектуальные игры и др. Для нашего исследования мы выбрали один из современных вариантов реализации игр-сказок в процессе начального обучения математике – сторителлинг (от англ. storytelling – рассказывание историй, повествование).
Известный эксперт в области применения этого метода Дэвид Армстронг экспериментально проверил, что рассказываемые людям истории выглядят более живыми, интересными и мотивирующими, быстрее запоминаются и соединяются с личным опытом, нежели правила, инструкции, принципы или директивы [4].
При использовании метода сторителлинга в школе специалисты рекомендуют применять следующие его виды:
1) Классический – учитель рассказывает историю, учащиеся только слушают. Этот вид применяется для объяснения нового материала, правила.
2) Активный – учитель задает тему и цели рассказа, учащиеся с помощью преподавателя или самостоятельно составляют свою историю по теме. Такой вид можно применять на этапе закрепления пройденного материала [5].
При создании историй для детей по мнению А.А. Барчевой важно соблюдать следующие условия:
- Готовясь рассказывать истории детям, прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.
- В истории должен быть определенный персонаж или герой. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию. В истории должно происходить какое-то событие, которое заинтересует учащихся.
- Рассказывая историю, необходимо создать мотивацию, для чего можно использовать открытые вопросы, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории [5].
Наш опыт использования данного метода при проведении уроков математики в ходе педагогической практике позволяет отметить следующие преимущества сторителлинга:
— подготовка историй не занимает большого количества времени;
— составление историй не требует знания сложных правил;
— в процессе рассказывания не требуются сложные технические ресурсы.
Это позволяет сделать вывод о том, что метод сторителлинга легко интегрируется в практику начального обучения математике и может быть успешно применен практически на каждом уроке.
Приведём пример использования метода сторителлига на практике. На уроке по теме «Названия компонентов и результата действия сложения и вычитания» детям было предложено составить историю. Учащимся в первом классе еще сложно составить историю полностью самостоятельно. Поэтому на доске был расположен наглядный материал (изображение планеты с домиками), а детям задавались наводящие вопросы. В результате такой коллективной работы учащиеся составили две истории, которые были размещены на доске визуализации класса (раздел «Наши работы»). Название составленной учащимися истории: «Две разные страны». Приведем текст этой истории.
На планете «Математика» были две страны. Одна страна называлась «Сложение», а другая – «Вычитание». В обеих странах были дома, где жили числа. Эти две страны по первому впечатлению были очень похожи, но если поехать в путешествие по этим странам, то можно понять, что они совершенно разные.
Давайте отправимся в такое путешествие. Сначала заглянем в страну «Сложение». В ней живут компоненты сложения. Оказавшись на одной из улиц, мы видим, как в одном доме живет и трудится число 2, а по соседству живет число 8. У обоих чисел есть грядки, оба выращивают морковку. У числа 2 выросло всего 2 морковки, а у его соседа числа 8 – целых 8 морковок. Поскольку в стране «Сложение» все числа живут дружно, то и наши соседи друг с другом хорошо ладили. Они взяли и сложили вместе свой урожай (2+8) и получилось у них 10 морковок. Из-за того, что страна была очень дружная, всех жителей звали одинаково – «слагаемое», а результат их совместной дружной работы называли суммой.
Совсем по-другому общались друг с другом жители-числа в стране «Вычитание»: они делились на две группы – трудяги и лентяи-жадины. В этой стране тоже жили по соседству числа 8 и 2. Восьмерка была трудягой и вырастила большой урожай из 8 морковок. Но к ней пришел ее сосед – лентяй и жадина число 2, который забрал часть урожая – 2 морковки. Числа, у которых всё время забирали часть урожая, стали называть «уменьшаемое», поскольку их урожай всегда уменьшался. Вычитаемыми называли тех, кто забирал часть урожая у других, а разностью – то, что оставалось у уменьшаемого.
Таким образом, применение игрового метода сторителлинга позволяет разнообразить занятия, заинтересовать учащихся, помогает усвоить и закрепить учебный материал, развивает не только математические умения, но и фантазию, логику, обогащает устную речь, помогает развивать ораторское мастерство. К тому же этот метод не требует большой подготовки и может быть использоваться на любом этапе изучения учебного материала.
Список использованных источников
- Сушилина, Н. В. Роль дидактической игры в начальной школе / Н. В. Сушилина // Педагогические науки. – 2013. – № 6. – С. 21– 23.
- Жикалкина, Т. К. Математика : 1 кл.: Кн. для учителя / Т. К. Жикалкина. – 6-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2002. – 144 с.
- Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для пед. ин-1тов / В.Л. Дрозд, А.Т. Касатонова, Л.А. Латотин и др.; Под общ. ред. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. – Мн.: Выш. шк., 1988. – 254 с.
- Федорова, С. В. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста / С. В. Федорова, А. А. Барчева // Молодой ученый. – 2017. – №16. – С. 515– 518.
- Симмонс, А. Сторителлинг. Как использовать силу историй / Аннет Симмонс. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 177 с.