Сегень В.И. ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

УДК 373.0

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – А. А. Кардабнёв, преподаватель кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент

Актуальность вопроса организационно-кадровой работе в детских оздоровительных лагерях (далее ДОЛ) обусловлена повышающимся в настоящее время интересом к теме управления человеческими ресурсами в целом и в системе образования в частности. Менеджмент в системе общего образования находится в фазе активного изучения и построения базовых положений и теорий. В свою очередь, менеджмент в системе дополнительного образования остался несколько за пределами научных интересов исследователей. Еще в меньшей степени в область научных разработок с точки зрения управления организацией и персоналом включена система каникулярного отдыха детей в детских лагерях разного типа. Специфика менеджмента в лагерях определяется спецификой жизнедеятельности временных детских объединений.

Педагогический и психологический аспекты изучения некоторых вопросов жизнедеятельности ДОЛ имеют большую историческую и теоретическую базу. В работах Н.Е. Иванюшкина, Б.З. Вульфова, И.Г. Доценко, В.Д. Иванова, М.Б. Коваль, Б.В. Куприянова, М.И. Рожкова, М.М. Сидоренко, А.И. Тимонина, Л.И. Уманского, И.И. Фришман, Г.П. Черного рассмотрены условия педагогического воздействия на воспитанника с целью введение его в систему отношений временного детского объединения (далее ВДО), развития организаторских и других социально значимых качеств личности. Педагогические условия формирования мотивов и реализации лидерского потенциала подростков во ВДО рассматривают А.А. Киреева, О.А. Павлова; педагогические условия процесса самореализации и саморазвития старшеклассников во ВДО представлены в работах В.Л. Ижицкого, Н.Е. Коробкиной, С.П. Романенкова. Условия создания и поддержания психологической безопасности воспитанника ДОЛ описаны И.А Баевой.

При рассмотрении вопроса касающегося аспектам эмоциональной сферы подростка во ВДО отдельное внимание уделил С.В. Ерохин. Формирование коммуникативной культуры и осуществления коммуникативного запаса подростков в ВДО рассматривали О.В.Заикина, Л.Р. Сайфутдинова и др. Социальное развитие личности воспитанника при помощи игровых проектов и программ рассматривается в работах М.Р. Мирошкиной, И.И. Фришман и др. Отдельные вопросы методики организации летней работы и практической педагогики рассмотрены в трудах С.П. Афанасьева, Ю.Н. Григоренко, С.В. Каморина.

Интерес для исследователей представляет также изучение собственно функционирования ВДО: психолого-педагогические стороны формирования взаимоотношений во временном детском коллективе изучал Б.Я. Гиндис; динамику образования коллектива во ВДО представил А.Л. Кирпичник. Научные аспекты подготовки персонала к работе в ДОЛ прослеживаются в профессиональной подготовке педагогов к диагностическому обеспечению воспитательного процесса во ВДО, представленной Г.А. Рязановой. Однако вопрос управления персоналом ДОЛ изучен в недостаточной степени, не разработана система управленческого функционирования ДОЛ.

Определение ряда специфических факторов повышают уровень актуальности вопроса организационно-кадровой работы в ДОЛ. Во-первых, это временность функционирования ДОЛ, который представляет определенную сложность в правильном подборе психолого-педагогического состава и вспомогательного персонала. Временность функционирования объединения подразумевает достаточно ограниченный по времени срок функционирования. Этот срок существенно меньше, чем срок функционирования долговременных детских объединений. Тем не менее, необходимо наличие какого-либо критерия, который зависит от длительности функционирования временных объединений.

 Во-вторых, изолированность функционирования ВДО, которая является наиболее сложным и спорным признаком. Она означает изначально территориальную изоляцию. Ряд исследователей вводит термин «автономность», подразумевающий ослабление прямого влияния и внешнего воздействия на участников системы, определённую компактность и замкнутость жизнедеятельности. Происходит в определённой степени временной разрыв прежних, постоянных социальных связей, отношений и зависимостей, который можно рассматривать как автономность коммуникативную. Более того, подвижные, нестационарные формы существования ВДО (походы, экспедиции, слёты) в большей степени изолированы от внешних воздействий, чем ВДО, расположенные в стационарных условиях, так как расположены преимущественно в малолюдной и труднодоступной местности [1].

Автономность как изолированность от внешних воздействий следует отличать от автономности как самостоятельности функционирования. Социализация и психолого-педагогические условия пребывания воспитанников ДОЛ уникальны с точки зрения самостоятельной жизнедеятельности подростков: в лагере ребенок на длительное время освобождается от директивного влияния школы, своего прежнего социального окружения, опеки и контроля родителей. Одновременно имеет место нейтрализация факторов, отрицательно влияющих на процесс формирования личности.

 В-третьих, фактор достаточно низкой степени интеграции и адаптации как педагогического состава, так и воспитанников ДОЛ, которые необходимо преодолеть в кратчайший срок усилиями и педагогического состава ДОЛ, и непосредственно самих воспитанников.

Для оптимизации работы в условиях ДОЛ важно инициировать создание эффективной системы набора и управления персоналом, а в последующем проводить перманентный мониторинг ее функционирования. Надо также определить степень соответствия функционирования системы управления персоналом ДОЛ реализации поставленных перед ними целей и задач. На современном этапе развития внешкольного образования очевидны противоречия между сложившимся и требуемым характером организации кадровой работы в ДОЛ круглосуточного пребывания.

В силу своей специфики вопрос регулирования трудовых отношений, учёта рабочего времени и оплаты труда работников в оздоровительных лагерях имеет ряд особенностей. Учителя общеобразовательных школ, преподаватели высших учебных заведений на время летних каникул (которое совпадает с периодом их трудового отпуска) трудоустраиваются воспитателями ДОЛ. Принятие на работу осуществляется по срочным трудовым договорам на период летней оздоровительной кампании либо на одну смену (продолжительность одной смены составляет 18 календарных дней) в связи с тем, что у педагогов это не основное место работы, а подработка во время своего трудового отпуска.

Работа членов администрации и педагогов ДОЛ имеет ряд особенностей, следовательно, учет рабочего времени и времени отдыха данной категории работников необходимо вести особым образом. В первую очередь,  им необходимо круглосуточно пребывать с детьми. Тяжело соотнести рабочее время членов администрации и педагогов с распорядком работы лагеря: подъем – начало рабочей смены, отбой – окончание рабочей смены. Такой режим работы реализовать сложно, потому, что воспитатели ДОЛ отвечают за жизнь и здоровье детей ежеминутно. Во-вторых, законодательством на нанимателя возложена обязанность организации учета рабочего времени сотрудника. Согласно Трудовому кодексу РБ (далее ТК РБ) необходимо организовать учет явки работников на работу и ухода с неё. Учёт ведётся одним из членов  администрации (старшим воспитателем) в табелях использования рабочего времени, форму которого наниматель утверждает самостоятельно [2, ст. 133]. Табель использования рабочего времени может быть ежедневным; недельным; суммированный (учетный период составляет неделю, месяц, квартал, но не более года).

Для работы в ДОЛ предпочтительным является суммированный учет, который может применяться в случаях невозможности или экономической нецелесообразности соблюдение установленной для сотрудников ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени [2, ч. 1,ст. 126]. При суммированном учете рабочего времени наличие графика работ обязательно, поскольку работник должен знать заранее, каким будет режим его работы. Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учете может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю. Вместе с тем ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 ч [2,ч. 2, ст. 126].

Продолжительность ежедневной работы (смены) определена правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели, установленной нанимателем в соответствии с ТК [2, ст. 112–114]. Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При составлении графика следует учесть, что определено предельное количество сверхурочных работ, которые не должны превышать для каждого работника 4 часа в течение 2 дней подряд и 120 часов в год [2, ст. 122]. Если в табеле учета рабочего времени указать ночные часы, то за одну смену работы лагеря их количество превысит годовое предельное количество сверхурочных часов.

В работе педагогов в ДОЛ нужно разграничивать два понятия это: сверхурочная работа и ненормированный рабочий день. Сверхурочная работа, это работа выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего распорядка или графиком работы (сменности) [2, ч.1, ст. 119]. А ненормированный рабочий день, это особый режим работы, при котором работник может при необходимости эпизодически по инициативе нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя (уполномоченного должностного лица) выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени [2, ч.1, ст. 118-1]. Как правило, педагогам зачастую приходиться сталкиваться с проблемой ненормированного рабочего времени. Это связано с нехваткой педагогических кадров, болезнью педагогического работника, с некомпетентностью педагога (руководителю проще обратиться к более опытному педагогу),  с возникновением любой внештатной ситуации и других причин.

Наряду с острой значимостью вопрос организационно-кадровой работы не имеет конкретного общепризнанного практического решения. Зачастую процесс создания системы управления персоналом в ДОЛ носит хаотичный характер, его организаторы в неполной мере осознают методики организации кадровой работы в современных учреждениях внешкольного образования и основополагающие технологии. Изучение и решение этого вопроса представляет существенный теоретический и практический интерес.

Постоянный анализ кадровой деятельности в ДОЛ подтверждают значимость организационно-кадровой работы для участников ДОЛ. Летний детский отдых — один из сегментов детского туризма, имеет специфические черты, играет важную роль в оздоровлении детей, развитии их личностных качеств, творческих, спортивных и иных возможностей. Кадровое обеспечение детского отдыха направлено на раскрытие этих резервов, соответственно, привлекаемые к работе с детьми сотрудники должны иметь сформированные соответствующие компетенции [3].

Список использованных источников

  1. Кардабнёв, А.А. Основные направления совершенствования летней педагогической практики студентов : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А.А. Кардабнёв. – Минск, 1991. – 195 с.
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 23 июля 2008 г., № 243-З : принят Палатой представителей 02 декабря 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.02.2010 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  3. Фришман, И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.И.Фришман. — Казань, 1992. – 178л.

Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.