Тимошенко Ю.В. ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 37.01:39

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Л. В. Рычкова, профессор кафедры перевода  и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук, доцент.

Для того, чтобы детально изучить роль и значение традиционных знаний, необходимо определить данный феномен и иметь четкое представление о том, что это понятие в себя включает. Анализ научной литературы [1; 2; 3; 4] позволяет сделать вывод о том, что традиционные знания – это вид нематериального наследия стран и народов. Эти знания, без сомнения, имеют социальную, культурную, интеллектуальную, духовную и экономическую ценность для определенного этноса. К традиционным знаниям принято относить навыки, технологии, традиции, обычаи, обряды, празднества, природные ресурсы и произведения искусства. Таким образом, традиционные знания затрагивают практически все сферы жизнедеятельности, в том числе и сферу образования.

Несмотря на древнее происхождение, традиционные знания являются крайне актуальными и в наши дни. Ведь, как известно, знание – это двигатель прогресса, самое мощное оружие. А в век информационных технологий, в век безграничных возможностей человека такой феномен, как традиционное знание, – это то, что открывает возможности для развития и реализации потенциала современных людей. Образование, в свою очередь, является одной из главных платформ, которая позволяет совершенствовать интеллектуальный уровень развития человека, расширять кругозор, знакомиться с различными культурами и накапливать знания о них, сохранять и передавать культурные и духовные ценности. В этой связи значение традиционных знаний для образовательного процесса, как процесса, имеющего целью воспитание личности, раскрытия ее потенциала, весьма велико и может рассматриваться, к тому же, как фактор, способствующий устойчивому развитию образования [5].

В настоящее время идет процесс глобализации образования, что способствует усилению взаимосвязей между людьми, этносами и культурами. Если раньше считалось, что использование традиционных знаний в образовательном процессе – это признак отсталости и несовременности, то на сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась [5, c. 211]. Это связано с тем, что в условиях глобализации традиционные знания являются связующим звеном современности с исторической памятью, а также представляют собой уникальное явление, хранящее в себе национально-культурную идентичность. Носители и хранители традиционных знаний, соответственно, являются уникальными человеческими ресурсами для глобального мира.

На мой взгляд, есть ряд причин, почему потенциал применения традиционных знаний в образовательном процессе так высок. Традиционные знания формируют культуро-творческую, природосообразную основу для создания образовательной системы, направленной на достижение видения целостного мира. Использование традиционных знаний позволяет создать образовательную систему, в которой существуют такие понятия, как преемственность поколений, сохранение историко-культурного наследия, четкое самоопределение. Возрождение, сохранение и развитие традиционных знаний в условиях глобализации стало одним из направлений определения национальной самобытности народа и государственного суверенитета. С другой стороны, сквозь призму традиционных знаний обучающиеся смогут познакомиться с другими культурами, перенять и грамотно использовать накопленный различными народами опыт и знания. Одной из идей внедрения традиционного знания в содержание современного образования является формирование правильного восприятия этнического многообразия и здорового интереса к другим народам, уважения ценности жизни, культуры, искусства, обычаев, традиций, образа жизни. Традиционные знания способствуют формированию критического мышления, умения анализировать и интерпретировать различные ситуации в любой сфере деятельности. Это связано с тем, что, у каждого человека, у каждого народа абсолютно разное восприятие мира и всего происходящего вокруг. Таким образом, то, что для одних может быть странным и непонятным, является абсолютно естественным и простым для других. Несмотря на разное восприятие, знание может оказаться полезным для людей, относящихся к противоположным культурам. При использовании в современной семье, в системе образования и социуме богатого опыта традиционных знаний, накопленных народами в течение веков, достигается преемственность поколений. Каждое новое поколение получает от старшего поколения знание родного языка, культуры, обычаев, норм поведения как эстафету. Таким образом молодежь приобщается к мудрости народной жизни.

В качестве примера продуктивного внедрения традиционных знаний в образовательный процесс можно привести кочевые школы Республики Саха (Якутия). Методологической основой их образовательной системы являются важнейшие положения о сущности воспитания личности, ее взаимосвязи с природой, социальной средой и родным народом, с традиционной культурой. На основе проведенных научных исследований, этнопедагогических традиций и современных образовательных технологий была разработана учебная программа и учебно-методический комплекс «Умение жить на Севере» для учащихся и учителей [6, с. 9]. Учебный курс предназначен для передачи подрастающему поколению традиционных знаний, способов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в которых зафиксированы народная мудрость и вековые традиции рационального природопользования. Обучение и воспитание подрастающего поколения требует изучения всех социальных факторов, влияющих на человека [6, с. 25]. Общественное сознание, взгляды, убеждения людей формируются не только социально-экономическими условиями жизни, на них влияют традиции, обычаи, идеи, идеалы, которые выработаны человечеством в прошлом. Они значимы как для крупных этносов, педагогическая мысль которых задает цели образованию и воспитанию народов, входящих в то или иное государство, так и для малочисленных этносов, потенциал которых пока еще не в полной мере осознан и востребован.

Воспитание детей тесно связано с развитием и функционированием традиционной педагогической культуры этноса. Подтверждением этому служит «Золотое правило» этнопедагогики Г.Н. Волкова, которое формулируется следующим образом: без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, а без личности – нет народа как исторической личности [7, с. 100 ].

Посредством использования традиционных знаний народы Якутии создали материальную и духовную культуру, которая ориентирована на конструктивные взаимоотношения с окружающим миром. Своеобразие культуры как уникального социально-личностного явления состоит в способности вбирать, закреплять и накапливать в виде знаний результаты идей и труда многих поколений. Поэтому культура выражает прежде всего тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью. В течение тысячелетий народы севера сохраняли стабильность, стойкость, силу духа в экстремальных условиях природного окружения, в настоящее время их знания о природе на фоне мирового экологического кризиса приобретают особую ценность. Знания, которыми обладают северные народы, их верования и обряды являются результатом бесценного, противоречивого опыта предков, который необходимо сберечь для подрастающего поколения, для выявления новых приоритетов в мировой педагогической науке и практике воспитания.

Традиционные знания являются объектом научного дискурса и представляют собой сложное явление, требующее детального изучения. На сегодняшний день данный феномен мало изучен как в отечественной, так и в зарубежной науке, однако представляет несомненную ценность ввиду своей уникальности и полезности. В результате применения традиционных знаний в образовательной сфере обучение будет не только информирующим, но одновременно и развивающим, и воспитывающим. Следовательно, образовательная деятельность примет целенаправленный характер, где главным результатом становится не только накопление знаний по предметам, но и личностное становление учащегося в его дальнейшей жизнедеятельности. Его успешность будет зависеть от личностных, общегражданских, профессиональных, социальных, общекультурных качеств.

Список использованных источников

  1. Билякова, Г. К. Традиционные знания в современном мире : глобальный и локальный контексты / Г. К. Билякова // Вестник Кыргызского национального аграрного ун-та имени К.И. Скрябина. – 2015. – № 3. – С. 91–96.
  2. Власов, М. В. Традиционные знания в социально-экономическом развитии территории проживания коренных народов / М. В. Власов // Региональная экономика : теория и практика. – 2012. – № 38. – С. 43–48.
  3. Калиева, А. Т. Ценностные традиции как ведущий компонент традиционного знания / А. Т. Калиева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 1. – С.102–107.
  4. Любимцев, К. В. Традиционное знание в процессах социокультурных трансформаций / К.В. Любимцев // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №1. – С. 242–246.
  5. Ботоканова, Г. Т. Традиционные знания для устойчивого развития образования / Г. Т. Ботоканова // Известия вузов. – 2012. – № 2. – С. 211–213.
  6. Никитиа, Р. С. Воспитание детей эвенов в условиях этнокультурной среды / Р. С. Никитина – Москва, 2015. – 154 с.
  7. Волков, Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры / Г. Н. Волков // Педагогика. – 1989. –№ 7. – С.98–105.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.