Ткач О.А. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

УДК 373.24

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Е.В.Чекина, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат педагогических наук, доцент

В современное время в  обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность [13, 14] отмечают такую особенность познавательной деятельности, как  обеспечивание мировидения ребенка через овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. На этом и основано внедрение экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Любознательность — важная характеристика человека как субъекта деятельности, проявляющая себя в самостоятельном, творческом отношении к действительности. Любознательность представляет собой сложное, многомерное психолого-педагогическое явление, которое анализировать можно с точек зрения разных подходов: как проявление познавательной активности, источником которой является познавательная потребность; как психическое состояние, проявляющееся у ребенка в познавательной деятельности; как черту характера, устойчивую индивидуальную психологическую особенность личности, следствие воспитания ребенка, прежде всего, в семье; как интеллектуальную способность человека, выражающуюся в определенном реагировании на окружающий мир, в котором он живет. Существуют определенные сензитивные периоды в развитии любознательности, которые, главным образом,  приходятся на дошкольное детство. Педагогу необходимо развивать любознательность в процессе учебной деятельности.

Основой  продуктивных форм любознательности является познавательная активность субъекта, направленная на обнаружение, открытие неизвестного.

Познавательная  активность определяется освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести индивидуальный и коллективный поиск в экспериментировании. (О. В. Дыбина, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.).  В процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру [22, с. 18]. Познавательная активность старшего дошкольника, по мнению О. В. Киреевой, имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования.

А.Н. Поддъяков называет  три причины успешного экспериментирования дошкольников: 1) наличие у детей знаний и представлений разного уровня о системах взаимодействий, 2) тенденция дошкольников к использованию комбинированных манипуляций и организации их в стратегии комбинаторного перебора, 3) особенности познавательной мотивации и целеобразования у детей при обследовании многофакторных объектов. К важнейшим условиям успешного экспериментирования исследователь  относит: 1) особенности предлагаемых объектов, 2) организацию деятельности детей (индивидуальная или совместная деятельность). [22, с. 19].

Перейдем к анализу условий, влияющих на успешность экспериментирования. Как было показано выше, одним из таких условий являются особенности предлагаемых дошкольникам объектов, вызывающие интерес ребенка и стимулирующие его к комбинированию факторов и анализу их взаимодействия. А.Н. Поддъяков формулирует определенные принципы по разработке целостной системы такого рода объектов.

  1. Объекты системы являются средством взаимодействия (диалога) «взрослой» и «детской» культур. С одной стороны, многофакторные объекты стимулируют развертывание деятельности детей в определенном направлении, а с другой — позволяют взрослому интерпретировать ее в терминах факторного экспериментирования. Они содержат в неявном виде по крайней мере три вида знаний и представлений взрослого: а) о многофакторных зависимостях, б) о познавательных возможностях и интересах детей, в) о целях названного выше диалога, включающих в себя как развитие познавательных возможностей детей, так и развитие всех трех видов представлений взрослого.
  2. Любой из объектов системы должен содержать в себе возможность постановки задач, различающихся по целям, по способам их достижения, по уровню сложности решения и т.д.
  3. Система должна включать в себя объекты с различным сочетанием подсистем двух типов: а) подсистем с однозначными связями, без взаимодействия факторов, б) подсистем со взаимодействием факторов и неоднозначными связями. Наличие подсистем обоих типов, причем в варьирующем соотношении, способствует более глубокому пониманию многофакторных объектов и содержащихся в них зависимостей.
  4. Система должна включать в себя объекты с различной степенью объективации: а) возможных факторов, б) их комбинаций, в) процессов взаимодействий факторов, г) результатов этих взаимодействий. Все эти параметры могут быть очевидны или скрыты, а также варьироваться от уровня наблюдаемого механического взаимодействия до уровня взаимодействий, заданных лишь условно (например, в виде логического или математического правила) и т.д.
  5. Наиболее простые объекты системы должны строиться на хорошо известном и понятном ребенку материале с использованием минимального числа взаимодействующих факторов и самых простых зависимостей, описывающих эти взаимодействия.
  6. Успешному развертыванию деятельности детей по комбинированию факторов и исследованию их взаимодействия способствуют объекты следующего типа. На одиночные воздействия они отвечают такими реакциями, которые рассматриваются ребенком как неполные и неудовлетворительные. Комбинированные воздействия вызывают реакции объекта, значительно отличающиеся от реакций на одиночные воздействия.

Другим условием, влияющим на исследовательское поведение детей, является организация их деятельности, например организация совместного исследовательского поведения двух детей.

Совместное экспериментирование детей может стимулировать использование ими более совершенных стратегий и понимание многофакторных зависимостей. [22, с. 20].

Экспериментирование   в дошкольном возрасте является важным методом формирования любознательности.

Практическое исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 71 г. Гродно» в двух группах детей старшего дошкольного возраста.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности любознательности у детей старшего дошкольного возраста и состояние практики работы воспитателей УДО по данной проблеме.

В констатирующем эксперименте решались задачи  выбора методов установления состояния практики работы воспитателей УДО по данной проблеме и диагностики сформированности любознательности старших дошкольников в реальном образовательном процессе.

По результатам констатирующего эксперимента можно отметить, что дети экспериментальной и контрольной групп имеют в большинстве – низкий и средний уровни сформированности любознательности, что позволяет говорить о необходимости проведения коррекционной педагогической работы.

Опрос педагогов показал, что не все готовы к работе по формированию любознательности  дошкольников путем экспериментирования. Анкетный опрос родителей показал, что большинство родителей считает  необходимыми занятия по детскому экспериментированию, однако не могут сами заниматься с детьми по данному направлению из-за отсутствия педагогической подготовки. Как показывает опрос,  все они хотели бы, чтобы  было организовано посещение детьми подобных занятий, но  позволить платные занятия могут себе 60 % родителей в связи с материальным положением.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики на констатирующем этапе выяснилось, что не каждый дошкольник подготовлен к экспериментальной деятельности, которая предполагает наличие  определенных умений совершения операций и действий, вследствие чего испытываются  затруднения в учебной деятельности. При помощи занятий экспериментированием мы сможем устранить данный пробел и воспитать всесторонне развитую  личность.

Педагогический бизнес-проект «Волшебная лаборатория» направлен на реализацию образовательных услуг для населения, потенциальными потребителями которых являются дети  дошкольного возраста. Значимостью бизнес-проекта «Волшебная лаборатория» для ребенка-дошкольника выступает  развитие личности посредством овладения умениями экспериментирования; для педагога– собственная профессиональная реализация; для экономики города – обеспечение занятости населения.

Методика формирования любознательности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования, представленная через педагогический бизнес-проект «Волшебная лаборатория», включает в себя:

– формирование высокого уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

– формирование познавательного интереса детей к занятиям, динамика речевого развития, углубление знаний, умений, навыков посредством экспериментирования.

– формирование навыка у детей старшего дошкольного возраста, самостоятельного планирования деятельности.

– формирование навыка делать выводы.

После проведения в экспериментальной группе системы целенаправленной работы в ней проводилось повторное исследование,  в результате которой дети экспериментальной группы в динамике существенно повысили результаты, отражающие уровень сформированности любознательности. Результаты опроса педагогов показали, что большинство воспитателей заметили, что формирование любознательности  сказалось на повышении познавательной активности детей и на других занятиях. Анкетный опрос родителей показал, что все  родители заметили, что ребенок стал более  любознателен, 85% заметили повышение интереса детей к экспериментированию.

Таким образом, проведенная коррекционная работа является эффективной.

Список использованных источников 

  1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. – 256 с.
  2. Кудинов, С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности / С.И.Кудинов – Новосибирск, 1999.– 332 с.
  3. Поддъяков, А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами / А.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 14-23.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.