Трушко С.А. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

УДК 373.0

Государственное Учреждение Образования  «Средняя Школа №28 г.Гродно»

Многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов на уроках при объяснении материала. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» — взаимный, «act» — действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего диалоговое обучение. Диалог может строиться в рамках работы в парах, работы в  группах учащихся.  При этом происходит формирование нового опыта  на уже полученных знаниях.

Реализация активных методик позволяет решить ряд проблем, которые возникают при обучении на уроках географии. Одна из таких проблем – получение формальных знаний о природе. Невозможно познать закономерности мира природы изучая их лишь за школьными партами. Отсутствие непосредственно эмоционально – чувственного общения с природой не позволяет научить учащегося ощущать себя частью природы, общества, коллектива. Тем самым становится невозможным формирование ответственного отношения к окружающей природе. Другая проблема, которая возникает, заключается в том, что учащийся на уроках получает готовые знания. Это способствует развитию зависимого способа мышления у обучающихся.  Использование интерактивных методов на уроках позволяет «добывая» самостоятельно информацию и критически осмыслить полученную информацию через поисковую деятельность. В результате происходит развитие интереса и желания участвовать в процессе обучения каждому учащемуся. [2, с.5]

Использование на уроках электронных средств обучения позволяет сделать  учебный процесс более эффективным и привлекательным. На своих уроках я использую следующие электронные средства:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера;
  • электронные энциклопедии и справочники;
  • тренажеры и программы тестирования;
  • образовательные ресурсы сети Интернет;
  • интерактивные карты;
  • DVD и CD диски;

    Например, при объяснении в 6 классе темы «План местности» (практическая работа №1 «Ориентирование на местности. Определение азимутов и направлений по заданным азимутам с помощью компаса»), использую интерактивные транспортир и интерактивный компас. С помощью данных инструментов урок превращается в виртуальное путешествие на местность.

    В рамках изучения раздела «Региональный обзор земного шара» в 7 классах я применяю интерактивную физическую карту мира. Во время работы с такой картой учащийся воспринимает информацию через все репрезентативные системы. Карты оснащены качественными иллюстрациями. Удобная и простая навигация помогает работать с географической номенклатурой. Работа с интерактивной картой, позволяет виртуально оказаться в любой точке планеты, и выявить причинно-следственные связи и закономерности по предмету. Информационный блок позволяет заострить внимание учащихся на наиболее значимые географические объекты.

При работе с интерактивной физической картой Мира использую прием «Номенклатурная цепочка». Учащиеся по очереди выходят к доске и на карте показывают изученные географические объекты. Первый учащийся называет и показывает один объект, второй повторяет название первого объекта и показывает свой т.е., «цепочка» удлиняется с каждым вышедшим к доске учеником. Таким образом, тренируется зрительная и слуховая память. Внимание детей концентрируется на работе с картой. Наиболее эффективна эта игра на начальном этапе урока.

Также в своей работе использую деловые игры. Например, в 7 классе при изучении темы  «Океаны» (тема урока Атлантический и Северный Ледовитый океан), предлагаю учащимся такие игровые ситуации:

  1. Один из вас будет капитаном, другой – штурманом. Вам необходимо выбрать маршрут плавания по Атлантическому или Северному Ледовитому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
  2. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плоту. Расскажите о случившемся и о попытках выжить. Деловая игра развивает у детей реальную основанную на приобретенных знаниях фантазию, учит рассуждать, говорить, рассказывать. При этом для построения маршрута и учащиеся используют электронную карту.

Использование данных методов в течение учебного года позволило мне  повысить познавательную активность учащихся на 25%, успеваемость на 15% и снизить тревожность на 45%.

Использование компьютерных технологий на уроках и внеклассных мероприятиях качественно изменяют содержание, создает ситуации успеха для учащихся. Существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учащимися и благодаря интерактивным средствам учитель насыщает урок иллюстрациями, видеофрагментами. Обучающиеся попадают в виртуальное путешествие, что способствует учебной познавательной мотивации. Информационно-компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование и применение различных активных форм обучения на уроках способствует развитию коммуникативных способностей учащихся и повышению интереса к предмету. Приучает работать учащихся в группе, в команде, прислушиваться к мнению товарищей. Интерактивные формы обучения позволяют сделать урок необычным, увлекательным.

Активные формы обучения формируют у обучающихся не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа оценки и правильного принятия решений [3, с.11].

Список использованных источников

  1. Семыкина Г. Чтоб не распалась связь времен… Интервью с А. Асмоловым.// Нар. образование. 1993. N5. — с.5
  2. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень /авт.-сост. Н.Н.Зинченко. — Волгоград: Учитель, 2014.-178с.
  3. Галай И.П. Методика обучения географии. Мн: «Аверсэв», 2006. –157c.

Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.