Филиппова А.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2

УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», г. Гродно
Научный руководитель –Ковалева Е.А, старший  преподаватель      кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы, магистр педагогических наук

Проблематика одаренности детей, актуальна всегда. Во все времена были талантливые, одаренные люди, которые добивались определенного успеха в будущем.  В современном мире также очень большое внимание как в психологии или педагогике уделяется одаренным детям, а также взаимодействию с окружающим миром. Для начала необходимо разобраться в понятиях, что такое одаренность и талант. «Одаренный ребенок —  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися  достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достиженийв том или ином виде деятельности»

Из данного определения понимания одаренности, подразумевает не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных таким, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности. Мнения ученых разняться, так Барбара Кларк [1, с. 50] считает, что одаренные дети — это такие дети, «которые показывают или могут показывать высокий уровень выполнения чего-либо в какой-то из сфер деятельности и которые, в силу своего продвинутого и ускоренного развития, нуждаются в обучении, отличном от обычно принятого в школе. Это обучение обеспечивает большую вероятность роста или развития способностей, а не их потерю или снижение»

Исследования, которые проведены Е.А. Панько и Я.Л. Коломинским [2, с. 69], убеждают, что социальная одарённость и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться ещё в раннем детстве, в дошкольном периоде. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников:

  • они выделяются активностью:
  • ярко выраженным интересом к людям:
  • потребностью в общении с детьми и взрослыми.
  • такие дошкольники легко адаптируются в среде сверстников и сами становятся инициаторами взаимодействия.
  • по характеру они искренни, открыты, склонны к проявлению эмпатии:
  • часто являются лидерами в группе, так как обладают хорошими организаторскими способностями.

Многочисленные исследования одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одаренных детей. Да на сегодняшний день образование стало намного доступнее и многообразнее.

Однако современная массовая школа, которая в большей степени уравнивает детей, а с введением ЦТ как формы испытания на пути к высшему образованию, в большей степени учит детей решать определенными способами конкретные задачи, чем проявлять свои креативные качества. Вместе с этим в РБ существуют специализированные учреждения образования, такие как школы олимпийского резерва, различные музыкальные школы, в средних школах существуют профильные классы и т.д., но достаточно ли этого, чтобы помочь всем одаренным детям? Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которых ориентировано традиционное обучение.

Мы склонны разделять тот подход к пониманию одаренности, который опирается на понятие потенциальной одаренности и фактически отвечает «прагматико-гуманистической» ориентации — одаренных детей столько, сколько не могут раскрыть свою индивидуальность, достигнуть потенциально возможных для них высоких результатов в том или ином виде деятельности в условиях традиционного обучения.  Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов.

 Как мы отмечали выше одной из особенностей одаренных детей, является их самооценка. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представление о себе —  основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости [7]. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Поэтому следует помнить, что необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники еще слабо дифференцируют эти понятия. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты – плохой человек [7].

Если в учебной деятельности младший школьник не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания [5].

Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устный ответ, решение задач и т.п. Первоначально уровень притязаний носит неустойчивый характер (как часто неустойчивыми бывают получаемые в начале учения оценки). Но затем этот уровень устанавливается, причем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и насколько для него это значимо.

Нами была проведена диагностика детей младшего школьного возраста с помощью методики Тест — опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника, он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Полученные нами результаты говорят о том, что в большинстве своем у ребят адекватная самооценка, однако есть и те, у кого она завышена или занижена, не смотря на одаренность и достижения, подтверждающие это.

В таких случаях необходима совместная работа педагога, родителей и психолога. Существуют и общие рекомендации родителям по формированию и коррекции самооценки младшего школьника: находить время для взаимодействия с ребенком, пусть это будут 15 минут, но это будут только ваши 15 минут; показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним, используя Я-сообщения, «я не согласен с твоим поведением, но понимаю почему ты так себя повел» [1]. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Помнить, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение; как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив; хвалить ребёнка за конкретные поступки; использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать, привлекайте к таким играм, людей которым ребенок доверяет; помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых; уважать усилия детей; показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. (показывать ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки); объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться; признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях [6]. Установить собственные семейные традиции; стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении.

Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника: оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника[3]; давать содержательную оценку работе младшего школьника; сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к учению; предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику [4].

Список использованных источников

  1. Практическая работа на тему «Одарённые дети и особенности работы с ними «. [Электронный ресурс] Статья — Режим доступа www.coolrferat.com – Дата доступа 15.02.2018
  2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. М.: Линка-Пресс, 2009. — 272 с.
  3. Большакова Е.А., Безлепкина Ж. Н., Шишкова Ж. М. «Одарённые дети» [Электронный ресурс] Статья — Режим доступаwww.kronnmc.ru– Дата доступа 15.02.2018
  4. Бочкова Г. А. «Одарённые дети в дошкольном учреждении» [Электронный ресурс] Статья – Режим доступа www.vio.uchim.info– Дата доступа 15.02.2018
  5. Медведская Е. И., Н. В. Былинская. — Минск: Народная асвета, 2017. 191 с.: ил. — Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
  6. Свирская Л.В. «Где растут таланты» под ред. Л.Роменской / Обруч, 2014г. – 208с.
  7. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников. Ж-л. «Начальная школа» № 10, 2003 г.стр.99
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.