УДК 378.147.88
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск, Россия
Проблема готовности человека к деятельности в современном обществе – важнейшая проблема гуманизации труда, человеческих и социальных отношений.
Реалии наших дней отражают тот факт, что общество сталкивается с дефицитом готовности специалистов к различным видам практической деятельности, в лучшем случае, и неготовностью к реализации профессиональной деятельности в крайнем варианте по окончании вуза [8; 10; 12].
Исходя из указанных позиций, возникает особая потребность общества в системе психологического сопровождения личности (обучающегося) в образовательном пространстве еще на стадии обучения [3; 5].
Безусловно, что истоки данной проблемы кроются в процессе подготовки специалиста на стадии обучения в вузе, точнее в некоторых несовершенствах этой системы.
Однако, поскольку современное образование ориентировано на саморазвитие человека, создание условий этого развития, а также стимулирование личностного роста обучающихся, то на поверхности обозначается взаимодействие субъект-субъектного уровня [1; 4; 7].
Последнее в свою очередь постулирует потребность вуза в педагогах, ориентированных на продуктивное взаимодействие с обучающимися, изменение направленности подготовки педагогических кадров на этапе обучения в вузе.
Наиболее успешно и действенно субъект-субъектное взаимодействие развивается и в самих ситуациях социально-педагогических взаимодействий.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования основополагающим становится компетентностный подход, а это, в свою очередь, обуславливает серьезные преобразования в структуре и содержании образовательного процесса вуза [5; 9].
В силу этого на поверхности в числе инноваций и одновременно проблемных областей обозначается взаимодействие субъектов образовательного процесса вуза и его специфика.
Анализ проблемы взаимодействия применительно к образовательной деятельности обнаруживает необходимость его нового наполнения, структурирования (Н.Н. Обозов, В.Э. Пахальян, Л.А. Петровская, Д. Тибо, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Цуканова, М. Шериф, И.С. Якиманская и др.).
Специфические сложности решения данной проблемы связаны также с тем, что сами процессы взаимодействия характеризуются очень большим разнообразием видов, форм, типов, их высоким полиморфизмом. Причем различия форм взаимодействия прослеживаются одновременно по нескольким основаниям; диапазон этих различий также велик – начиная от процессов взаимодействия в ситуации равноправных-неравноправных отношений и заканчивая особенностями их протекания.
Взаимодействие, являясь многоаспектным феноменом, отражает связь, воздействие, переход, взаимовлияние и взаимопереходы.
Взаимодействие выступает интегрирующим фактором, посредством которого происходит объединение различных частей в определенный тип целостности (А.И. Уемов, Б.М. Кедров). Именно в целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга и как результат – изменение в их состояниях.
А.Н. Аверьянов [4, с. 185] указывает на то, что взаимодействие нельзя понимать только как взаимодополнение, кооперацию взаимодействующих сторон, в действительности оно «есть диалектическое единство борьбы и содействия». Исходя из этого, любое взаимодействие динамично, циклично повторяемо; напряженность, интенсивность – переменные показатели, которые периодически сменяют противодействие и сотрудничество.
Согласно психологическому словарю, взаимодействие определяется как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов /субъектов/ друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» [3, с. 86]. Это ставит проблему взаимодействия как весьма актуальную и глубоко специфичную, последнее касается, прежде всего, включенности взаимодействия в различные виды деятельности, этапов ее реализации (Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский и др.).
Категория взаимодействия выражает объект-объектные и субъект-субъектные отношения, имеющие принципиально разные содержательные характеристики.
Если рассматривать взаимодействие в первом случае, то оно несовершенно, поскольку применительно к образовательному процессу отмечается воздействие в форме поучения, уведомления, принуждения, манипулирования и тому подобное.
В субъект-субъектных отношениях происходит Со-размышление, Со-участие, Со-переживание, Со-трудничество.
Демократизация общества обусловила переход образования на партнерскую стратегию взаимоотношений в системе «человек-человек» [2; 6; 13]. Касаемо указанного момента происходит реабилитация духовности, эмоциональности, переоценка ценностей, учет человеческого фактора. Важнейшим пунктом в реализации партнерской стратегии является учет желаний, состояний партнера по общению и, как результат, более эффективное взаимодействие и сотрудничество.
Из этого следует, что эффективность самого образовательного процесса в вузе напрямую зависит от качества взаимодействия его субъектов, обуславливая потребность самообразования и самовоспитания.
Именно через проживание реального взаимодействия, через вхождение в образовательную среду учебных заведений, имеющих свою специфику у обучающихся вырабатывается и складывается система ценностей и смыслов профессиональной деятельности.
Педагогическое образование невозможно без включения студентов в педагогическую деятельность, без вхождения в образовательную среду учебных заведений. Этот опыт включенности в образовательную среду является условием трансформации значений в смыслы.
Учебно-профессиональная общность должна возникнуть в период прохождения психолого-педагогической практики. Она обуславливает взаимодействие и общение людей, объединенных совместной деятельностью на пути профессионального становления.
Взаимодействие в период практики включает общение, а также приобщение к соучастию в деятельности, активирующее ценностные, установочные и мотивационные составляющие бытия субъекта.
Соучастие в учебно-профессиональной общности делает возможным приобщение к опыту другого субъекта образовательной деятельности и его интериоризации.
Устоявшаяся система организации психолого-педагогической практики для студентов педагогических вузов представляется как не достаточно отвечающая современным условиям и целям образования, поскольку сводится к ситуативному погружению студентов в жизнь отдельного образовательного учреждения.
Согласно нашей позиции, психолого-педагогическая практика студентов должна строиться через проектирование новых технологий и совместную деятельность преподавателей и студентов, таким образом будет происходить передача и освоение ценностей и норм профессиональной педагогической деятельности.
Именно психолого-педагогическая практика студентов выступает узловым моментом профессионализации в вузе, объединяющим теорию и практику психолого-педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая практика, как сложное, многоаспектное явление, сутью которого является приобщение студентов к педагогической реальности, приобретение ими соответствующего опыта и знаний, сопряженных с профессиональным взаимодействием и одновременно выступающее способом их психолого-педагогического сопровождения имеет две цели:
1) проверка опытом практической деятельности теоретических знаний в области профессионального взаимодействия с субъектами образования, имеющихся у студентов;
2) обретение новых знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия, трансформация уже имеющихся через столкновение со специфической педагогической реальностью.
Реальная ситуация такова, что полноценная деятельность синтетического характера может начаться только непосредственно в психолого-педагогической практике, где собственно и происходит зарождение и последующее совершенствование профессионального взаимодействия педагога с субъектами образовательной деятельности.
Итак, современная парадигма образования постулирует рассмотрение процесса обучения и воспитания в вузе не с позиций центрации на знаниевом компоненте, а обосновывает необходимость понимания его как процесса создания условий для развития, саморазвития человека, стимулирования его активности, формирования компетентности.
Подготовка специалиста психолого-педагогической направленности невозможна без включения студентов в педагогическую деятельность, без вхождения в образовательную среду учебных заведений.
Учебно-профессиональная общность обуславливает взаимодействие и общение людей, объединенных совместной деятельностью на пути профессионального становления.
Психолого-педагогическая практика становится основным условием становления профессиональной педагогической позиции во взаимодействии и развития психологической готовности к нему через построение учебно-профессиональной общности [2].
Особо важно учитывать то, что личность не только проявляется во взаимодействии, но и формируется, развивается посредством и через взаимодействие.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение будущих педагогов в рамках практической деятельности обеспечивает формирование их профессиональной позиции и психологической готовности к профессиональному взаимодействию с субъектами образовательной деятельности.
Психолого-педагогическая практика является продолжением профессионального обучения и одновременно – способом вхождения в профессиональную среду.
Список использованных источников
- Ерофеева, Н. Е. Кластерный подход к реализации стратегий образовательного сотрудничества / Н.Е. Ерофеева // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры / материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет, 2017. – С. 3713-3715.
- Ерофеева, Н. Е. Кластерный подход как основа сетевого взаимодействия образовательных организаций в системе вуз-школа / Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов, И.В. Чикова // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. – Т. 5. – № 4 (17). – С. 126-129.
- Ерофеева, Н. Е. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе / Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2015. – № 7 (182). – С. 98-104.
- Маликова, В. А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога: монография. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1999. – 236 с.
- Мантрова, М. С. Применение системно-деятельностного подхода в образовательном пространстве школы / М. С. Мантрова, Н. А. Степаненко // В сборнике: Последние тенденции в области науки и образования Материалы Международной научно-практической конференции. / под общей редакцией А.И. Вострецова. Научно-издательский центр «Мир науки» (г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, Российская Федерация), Nəşriyyat «Vüsət» (г. Душанбе, Таджикистан); 2017. – С. 193-196.
- Мантрова, М. С. Основные критерии социально-психологической профессиональной адаптации будущих психологов / М.С. Мантрова, Д.В. Могилко / В сборнике: Новая наука: стратегии и вектор развития материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки», 2016. – С. 217-220.
- Марков, В. Н. Потенциал профессионального взаимодействия // Мир психологии. – 2008. — №1. – С. 108-121.
- Научные исследования: информация, анализ, прогноз : монография / [Т. П. Айсувакова, Н. Н. Биктина, М. А. Глазева и др.]; под общ. ред. проф. В.А. Маликовой. Книга 29. Специальный выпуск. — Воронеж: ВГПУ. — 2010. — 237 с.
- Попова, Л. В. Оценка готовности студентов экологических специальностей к профессиональной деятельности // Высшее образование сегодня. – 2011. — №10. – С. 76-79.
- Чикова, И.В. Формирование психологической готовности будущего воспитателя к профессиональному взаимодействию с психологом: теория и практика: монография / И.В. Чикова // Орск: Изд-во ОГТИ, 2012. – 180 с.
- Шестакова, Н.В. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности бакалавра технологического образования // Интеграция образования. – 2010. — №4. – С.36-38.
- Ibragimov, I. D. Students self-work organization: educational activity self-regulation’s technological aspect /| I. D. Ibragimov, K. V. Ilkevich, N. E. Erofeeva, N. S. Sakharova, N. M. Minyaeva, L. P. Ovchinnikova // Man in India. – 2017. – Т. 97. – №14. – С. 85-102.
- Ibragimov, I. D. Students leadership qualities development in university educational process: individual moral values priorities / I.D. Ibragimov, B. V. Ilkevich, V. O. Moiseev, A. S. Gayazov, O. M. Osiyanova, I. V. Chikova // Man in India, 2017. – Т. 97. – № 14. – С. 267-282.