Шумакова А.Р. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.1

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород
Научный руководитель – И.П. Ильинская, доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, кандидат педагогических наук, доцент

Урок остается основной формой обучения и воспитания младшего школьника. Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки русского языка. В настоящее время школьная программа по русскому языку ставит обучающихся перед необходимостью овладеть понятиями, закономерностями и методами, имеющими фундаментальное значение в системе знаний. Урок русского языка требует от младших школьников точных фактических знаний об окружающей действительности, языковых знаний и умений (фонетических, грамматических, лексических, словообразовательных, орфографических, пунктуационных), речеведческих сведений и речевых умений, обеспечивающих адекватное восприятие речи, воспроизведение высказываний и создание собственных.

На уроках русского языка формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие младшего школьника, усвоение всех других учебных дисциплин [1, c. 7].

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех младших школьников пользуется популярностью. Данный предмет часто воспринимается как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем на уроках русского языка является активизации познавательной деятельности обучающихся. В течение долгого времени она стоит в центре внимания многих педагогов (Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, В.А. Сластенин, Л.А. Венгер и др.) [2, c. 53].

Все большее значение в жизни школьника приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности, в то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Поэтому, на наш взгляд, необходимо применение на уроках методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности младших школьников.

Учитель, планируя различные виды познавательной деятельности обучающихся, должен одновременно учитывать два их класса: общие и специфические. К общим видам познавательной деятельности относятся приемы логического мышления (независимые от конкретного материала, но с использованием каких-то предметных знаний), такие как сравнение, анализ и синтез, классификация, приемы доказательства. Специфические виды деятельности включают приемы, которые используются только в данной области, например, звуковой анализ слова. Содержание данных приемов познавательной деятельности должно выделяться и фиксироваться. Без этого учитель не сможет целенаправленно формировать намеченную познавательную деятельность [3, c. 18].

Учитывая это, мы рассмотрим начальные логические приемы мышления, которые предлагают авторы учебников по русскому языку С.В. Иванов и А.О. Евдокимова (УМК «Начальная школа ХХI века»).

  • Наиболее распространенными среди приемов логического мышления являются задания на классификацию. Пример.

Упражнение 1. Запиши слова в три столбика: 1) слова, с окончанием, выраженным звуками; 2) слова, с нулевым окончанием; 3) слова, не имеющие окончания.

Упражнение 2. Распредели слова по столбикам. В первый записывай слова, в которых орфограмма в приставке, во второй записывай слова с орфограммой в корне, в третий – с орфограммой в суффиксе. Вспомни способ проверки.

поляна, поставить, полить, Анечка, пилить, дубочек, лесок, полёты, надпись, побеги, дорожка, мудрость, липовый

  • Задания на сравнение.

Упражнение 1. Сравни два предложения. Почему предложения, состоящие из одинаковых слов, имеют разный смысл? Запиши предложения в тетрадь и подчеркни слова как члены предложения.

Я долго искал подарок друга.

Я долго искал подарок другу.

Упражнение 2. Сравни: один стол – одна парта – одно окно; два карандаша – две ручки; оба брата – обе сестры. Какой вывод можно сделать об изменении числительных один, два, оба?

Данные упражнения предлагаются, в основном, перед формулировкой языкового закона или орфографического правила.

  • Задания на выделение признаков предмета (анализ) и синтез. Пример.

Упражнение 1. Найди прилагательные, которые указывают на материал, из которого сделан предмет:

шелковый, настольный, шерстяной, придорожный, чугунный, апрельский, московский, вязальный, детский, мартовский, дачный.

Упражнение 2. Составь из букв, написанных на шарах, разные слова и запиши их: ы, а, о, е, с, м, т, л, п, р, н.

Упражнение 3. Предложения рассыпались. Собери их. Определи цель высказывания и интонацию каждого предложения. Запиши в тетрадь, поставь в конце предложений нужные знаки:

а) срывать, ветер, сухой, листья, с сучьев

б) дождь, частые, лить

в) скорей бы, зим, наступать

  • Задания, в которых используется прием доказательства.

Упражнение 1. Прочитай текст. Озаглавь его. Докажи, что это текст-рассуждение.

Упражнение 2. Прочитай текст. подумай, какой это текст – описание или повествование. В качестве доказательства своего мнения придумай и запиши другой тип текста о белке.

Проанализировав задания, представленные в учебниках по русскому языку С.В. Иванова и А.О. Евдокимовой (УМК «Начальная школа ХХI века»), замечаем, что задания содержат приемы логического мышления, которые оказывают значительное влияние на формирование познавательной деятельности младших школьников. Данные упражнения формируют умения самостоятельно мыслить, делать выводы, эффективно использовать полученные знания в мыслительных операциях, производить поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнивать, классифицировать по определённым признакам, использовать имеющиеся знания в различных ситуациях.

Но для эффективного развития познавательной деятельности нельзя ограничиваться только заданиями, представленными в учебниках по русскому языку, необходимым является применение на уроках следующих методов и приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности:

  • Метод самостоятельной работы. Он заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы.
  • Применение информационных технологий активизирует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки. Применение компьютера на уроках русского языка приобщает детей к лучшему усвоению учебного материала, способствует развитию наглядно-образного восприятия.
  • Творческие задания, которые направлены на развитие у младших школьников умения формулировать собственное мнение. Отличительной особенностью таких заданий является то, что содержание выходит за рамки изученного, тема требует размышления. К данному приему можно отнести творческие рассказы (сюжетные рассказы на основе непосредственного восприятия, описательные рассказы на основе обобщенных знаний и сравнения разных явлений, рассказ-сочинение, рассказ-диалог), учебно-ролевые игры.
  • Использование на уроках проблемных и поисковых методов. Применение заданий, требующих небольшого самостоятельного поиска и включающих в себя элементы, пробуждающие мысль учеников. Данные задания также предполагают знакомство с терминологией, работу со словарями и другими источниками информации.
  • Нетрадиционные формы уроков: урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие и др. Проведение данных форм уроков особенно необходимо на уроках закрепления или повторения материала, когда интерес учащихся снижается.
  • Использование на уроках русского языка различных видов деятельности: работа с занимательным текстом, дифференцированные задания-карточки, работа с опорными схемами и таблицами, свободные и творческие диктанты.

Вышеперечисленные методы и приемы способствуют развитию у младших школьников умений действовать самостоятельно, избегать прямых указаний и инструкций, прослеживать связи между предметами и явлениями, формировать навыки самостоятельного решения проблем, а также обогащают словарный запас, развивают речь, активизируют внимание детей, расширяют кругозор, прививают интерес к предмету, развивают творческую фантазию.

Русский язык, как один из важных школьных предметов, содержит в себе широкие возможности для развития познавательной деятельности младших школьников. Немаловажно, чтобы в процессе формирования познавательной деятельности к развитию стремился не только ребенок, но и сам педагог, поскольку только такая совместная деятельность может привести к положительному результату.

Список использованных источников

  1. Усик, Л.И. Развитие познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 6–9.
  2. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 1979. – 160 с.
  3. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников : кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1998. – 175 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.