УДК 373
студентка 4 курса педагогического факультета дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
Устный счёт как одна из форм работы по формированию вычислительных навыков младших школьников
Формирование вычислительных умений и навыков младших школьников – это одна из основных задач обучения математике на I ступени общего среднего образования. Основа вычислительных умений – прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Именно в первые годы обучения закладываются ключевые приёмы устных вычислений, которые стимулируют умственную деятельность учеников, способствуют развитию памяти, речи, улучшают внимание и быстроту реакции. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.
К сожалению, бывает так, что вычислительные навыки сформированы у учащихся на низком уровне. Вследствие чего даже учащиеся 4 класса могут испытывать затруднения в обучении.
Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, которые формируются в процессе обучения. Для приобретения вычислительных навыков необходимо в каждом случае знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
Основные характеристики вычислительного навыка: осознанность, правильность, обобщённость, автоматизм, рациональность, прочность [1].
Осознанность – ученик может объяснить, как он решает, почему именно так. Он понимает, какая операция лежит в основе действия и почему именно такой порядок действий.
Правильность – ученик правильно выбирает и выполняет операции, тем самым находит результат арифметического действия без ошибок.
Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.
Автоматизм – ученик выполняет операции быстро, всегда может объяснить выбор операций. В отношении табличных случаев сложения и вычитания, умножения и деления должна быть достигнута высокая степень автоматизации.
Рациональность – ученик выбирает операции, которые легче и быстрее помогут привести к результату, то есть выбирает более рациональный приём.
Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время [1].
Формирование вычислительных навыков – сложный процесс, который требует систематичности. Выделяет следующие этапы:
- Подготовка к введению нового приёма.
На данном этапе проверяется готовность к усвоению вычислительного приёма. Учащиеся должны усвоить теоретическую часть, которая включает приём вычисления, а также овладеть каждой операцией, составляющей приём.
- Ознакомление с вычислительным приёмом.
На этом этапе учащиеся усваивают суть приёма, а именно, какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
- Закрепление знаний приёма и выработка вычислительного навыка.
На данном этапе ученики должны овладеть вычислительным навыком, то есть усвоить операции, составляющие приём, выполнять эти операции. Формирование вычислительного навыка, как и математических знаний, зависит как от качества, так и от количества используемых заданий. Важно, чтобы они были не однотипные, разнообразные как по форме, так и по числовым данным.
Устные упражнения можно рассматривать, как форму работы по формированию устных вычислительных навыков. Навыки устных вычислений имеют не только образовательное значение, но и практическое, и воспитательное.
Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые «активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции» [2, с. 23].
Включая устные упражнения в уроки математики, необходимо их логически связывать не только с темой урока, но и с жизненными ситуациями, с которыми обучающиеся сталкиваются в окружающем мире. Это позволит школьникам лучше понять учебный материал, а в жизни научиться находить новые взаимосвязи и закономерности [3, с. 30].
Устный счёт является одной из составных частей урока математики.
Устный счёт – математические вычисления, которые осуществляются учащимися без помощи подручных приспособлений и дополнительных устройств.
Устный счёт развивает сообразительность, ставя учащихся перед необходимостью выбирать приём вычисления, более подходящий для конкретного случая, а также, устный счёт облегчает письменные вычисления.
Устный счёт влияет не только на формирование прочных вычислительных навыков, но и на привитие интереса учащихся к математике, и на формирование личности ребёнка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер [2, с. 65].
Можно выделить цели устного счёта как этапа урока:
– достижение поставленных целей урока;
– формирование вычислительных навыков;
– развитие математической культуры, речи;
– умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания в новые условия.
Устный счёт может служить для организации перехода учащихся от одного вида работы к другой, подготовить учащихся к изучению нового материала, а также, способствовать проверке пройденного материала.
В начале устного счёта, обычно, даются лёгкие задания, затем на уровень труднее. В случае, если сразу дать учащимся сложные устные задания, они могут решить задачу не верно или почувствовать бессилие, тогда активность упадёт.
На каждом уроке математики, начиная с первого класса, специально отводится 5–10 минут для проведения устного счёта, который включает упражнения, предусмотренные программой каждого класса. В процессе выполнения учащимися разнообразных устных упражнений формируются навыки вычислений. Упражнения, в свою очередь, могут быть связаны с нахождением значения числового выражения, также и в процессе решения текстовых задач.
При отборе упражнений к уроку следует соблюдать определённые требования:
1) Упражнения для устного счёта необходимо отбирать целенаправленно.
2) Упражнения должны соответствовать требованиям учебной программы по математике.
3) Следует выбирать разнообразные задания. Задания должны быть разного уровня.
4) Весь наглядный материал, сами упражнения, задачи должны быть подготовлены учителем до урока.
5) Все ученики должны участвовать в устном счёте.
6) За ответы на устном счёте должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
В зависимости от типа урока учитель сам определяет место устного счёта. Если главная задача состоит в повторение изученного материала, то следует выполнить устные упражнения в начале урока до изучения новой темы. Если цель – закрепить изученный материал на данном уроке, то проводить устный счёт следует после изучения нового материала. Проводить устный счёт в конце урока не рекомендуется, так как концентрация внимания учеников падает, а при устном счёте необходимо полное внимание и собранность. Количество упражнений должно укладываться во время урока, отведённое на устный счёт.
Преимущества устных упражнений:
- За небольшой промежуток времени можно охватить большой объём материала.
- По ответам в классе можно сказать, на столько хорошо усвоен материал, готовы ли ученики к изучению нового материала.
- Помогают сосредоточить внимание, включиться в работу, переключают внимание, могут использоваться, как своеобразная физкультминутка после письменной работы.
- Возможность ответить есть у каждого ученика, остальные в это время могут сверить свой ответ и проверить отвечающего.
Форма проведения устного счёта может быть разнообразной и содержать разноплановые задания:
задания, направленные на развитие и улучшение внимания (такие, как найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд).
задания, направленные на развитие восприятия, пространственного воображения (например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий).
задания, направленные на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?).
устные упражнения с использованием дидактических игр.
Устные упражнения могут быть разнообразны по содержанию, по степени трудности, также могут носить тренировочный, контролирующий или обобщающий характер.
Овладение навыками устных вычислений имеет как образовательное, так воспитательное и практическое значение.При включении устных упражнений в урок, необходимо логически связывать их с темой занятия, ситуациями из жизни, с которыми сталкиваются учащиеся. Это будет эффективно для лучшего понимания младшими школьниками учебного материала.
Таким образом, устный счёт является формой работы по формированию вычислительных навыков. Он не только способствует формированию устойчивых вычислительных умений и навыков, но и повышает у обучающихся познавательный интерес к урокам математики, развивает логическое мышление. Пробуждая интерес к занятиям благодаря разнообразным видам устных упражнений, учитель вовлекает учеников в активную работу, побуждая в них желание совершенствовать способы вычислений и решения задач, переходя с менее рационального способа на более рациональный, а это является важнейшим условием сознательного усвоения арифметического материала.
Библиографический список
- Зайцева,О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка / О. П. Зайцева // Начальная школа, – 2001. – № – С. 34–69.
- Мишенева,Т. С. Приёмы организации устного счета / Т. С. Мишенова // Начальная школа. – 1987. – № – С. 30–32.
- Туйбаева,Л. И. Устный счёт как средство развития умственных способностей у младших школьников / Л. И. Туйбаева, Н. Н. Полиева // Проблемы педагогики. – 2015. – № 2 (3). – С. 23.