УДК 373.3
студент 3 курса педагогического факультета заочной формы обучения
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
Компьютерные технологии в обучении математике младших школьников
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Существуют различные виды компьютерных программ.
Под компьютерными обучающими программами понимают «программы, обеспечивающие достижение заданной дидактической цели при обучении какой-либо учебной дисциплине или ее разделу. В состав каждой из них входят учебные тексты, определения понятий, теоретические выкладки, формулировки теорем, условия задач и правила их решения, формулы, графики, таблицы, рисунки, схемы, контрольные вопросы» [1].
Компьютерные тестирующие программы позволяют контролировать знания обучающихся. Они должны «обеспечивать возможность ввода ответов в форме, максимально приближенной к форме естественного диалога; адекватный анализ ответов; корректность тестовых заданий; протоколирование диалога обучающихся с системой; сбор и обработку информации о результатах контроля; формирование по результатам контроля отчетов любого уровня (для студента, преподавателя, автора курса, администратора)» [1, с. 60].
Сегодняшние младшие школьники – представители нового цифрового поколения пользователей Интернета, они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, и это требует изменений во всех сферах общества, в том числе и в образовании.
Не вызывает сомнения тот факт, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель и сам ученик, начиная с начальных классов, используют ресурсы и возможности Интернет в своей учебе и практике [2, 3]. В новых стандартах для I ступени общего среднего образования предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и Интернету и, соответственно, приобретать определенный уровень медиаграмотности.
Приведем некоторые примеры Интернет-сайтов, позволяющих обучать и развивать младших школьников на уроках.
- Интерактивная математика на Учи. ру (uchi.ru)
Интернет-портал, созданный для учеников начальных классов. Здесь юные посетители в занимательной форме смогут ознакомиться с основами математики. На сайте предоставлен весь курс I ступени общего среднего образования. Есть удобный поиск по разделам, созданный опытными методистами. Есть платные и бесплатные уроки.
- Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия (nachalka.info).
Очень интересный и познавательный сайт для ребят, которые учатся в классах с 1-го по 4-й. Здесь ученики найдут интересные уроки по русскому языку, математике, а также по предмету «Окружающий мир». Задания просты, понятны и рассчитаны на то, что родителям не придется сидеть с ребенком за компьютером, объясняя тот или иной термин.
На сайте предусмотрен и развлекательный раздел, где ребенок сможет найти интересующие его игры, сказки, раскраски и мультфильмы. Также есть разделы «Учителям» и «Родителям».
- Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя (zanimatika.narod.ru).
Расположенная на портале информация будет полезна и пригодится в работе учителя, классного руководителя, методиста, заместителя директора по воспитательной работе, руководителя различных молодежных организаций, а также будет интересна ученикам и их родителям, воспитателям, няням.
Портал предлагает ознакомиться с множеством информации, которую нужно знать при проведения обобщающих и открытых уроков в школе, классных часов, познавательных игр, конкурсов, праздников, олимпиад и различных досуговых мероприятий в детских летних лагерях.
Сайт содержит смешные и одновременно обучающие стихотворения, загадки, анаграммы, ребусы, викторины, шарады, тесты и игровые задания.
- «Квантик» – журнал в интернете (kvantik.com).
Интернет-версия занимательного журнала для школьников «Квантик». Журнал специализируется на публикации вопросов и задач по математике, лингвистике, физике и другим естественным наукам развлекательно-познавательного характера. Это надежный способ увлечь ребенка с пользой, причем надолго.
- iXtira.TV (www.ixtira.tv).
Ресурс, созданный для детей. Здесь содержатся мультфильмы для детей, познавательные и обучающие видео-уроки, аудио-сказки, логопедические упражнения, развлекательные видеоклипы, веселые раскраски для мальчиков и девочек, а также детские телеканалы онлайн и многое другое. Сайт постоянно обновляется.
- Дети Онлайн (deti-online.com).
Здесь содержатся сказки для детей – текстовые и в аудио-формате, детские стихи, интересные басни, сборник увлекательных развивающих загадок, коллекция рассказов, уроки рисования, различные поделки [4, с. 41-42].
Нами был создан комплекс алгебраических заданий для учащихся 3 класса на платформе LearningApps.
LearningApps является приложением Web 2.0, преимущество которого заключается в возможности привлечения обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей.
Все предлагаемые виды упражнений разбиты на несколько категорий.
Выбор – упражнения на выбор правильных ответов (викторина, выделить слова, слова из букв, «Кто хочет стать миллионером?»);
Распределение – задания на установление соответствия (игра «Парочки», «Найди на карте», «Найди пару», пазл «Угадайка», сортировка картинок, классификация);
Последовательность – на определение правильной последовательности (расставить по порядку, хронологическая линейка);
Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах (викторина с вводом текста, виселица, заполнить пропуски, заполнить таблицу, кроссворд).
Онлайн игры-упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками (викторина для нескольких игроков, «Где находится это?», «Оцените», папка challenge, «Скачки»).
Инструментарий сервиса позволяет создавать учебные классы, приглашая в них своих учеников по гиперссылке. Для классов можно создавать наборы учебных элементов и следить за тем, кто из учащихся смог успешно выполнить задания, а у кого возникли сложности. Сами ученики также могут создавать учебные элементы, которые будут размещаться в общем наборе элементов класса.
Данный сервис обладает рядом преимуществ для продуктивного использования в образовательном процессе:
1) имеет очень простой и удобный для пользователя интерфейс;
2) дает возможность создавать разные виды интерактивных упражнений без чьей-либо подсказки, т.к. все подсказки размещены во всех шаблонах упражнений;
3) многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
4) прежде чем создать новое упражнение, можно ознакомиться с имеющимися примерами учебного материала и сразу же увидеть конечный результат;
5) без регистрации можно пользоваться уже созданными упражнениями, т.к. они находятся в общем доступе;
6) моментальная проверка правильности выполнения задания;
7) возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);
8) сайт постоянно развивается.
На наш взгляд, обучение школьников становится эффективнее, если учитель и сам ученик, начиная с начальных классов, используют ресурсы и возможности Интернет в своей учебе и практике. Исходя из опыта работы следует отметить, что качество математических знаний у учащихся, занимающихся с использованием компьютерных технологий растет быстрее, чем у учащихся, которые сними не работают. На уроках математики было зафиксировано повышение уровня математических знаний и умений, усиление познавательного интереса учащихся к математике.
Библиографический список
- Ахметов,К. Взаимодействие человека и компьютера: тенденции, исследования, будущее / К. Ахметов // Форсайт. – 2013. – № – С. 58–68.
- Борзенкова,О. А. Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) / О. А. Борзенкова // Балканское научное обозрение. – 2018. – № – С. 34–37.
- Долян,Е. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальной школы / Е. И. Долян // Концепт. – 2013. – № – С. 114–119.
- Дымнова,К. А. Методические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики (средствами ИКТ) / От малышей до старших: воспитание и образование : тезисы докладов студенческих научных конференций факультета начального образования 2012, 2013 гг. – Самара : ПГСГА, 2013. – 88 с.