Ерёма Галина Сергеевна, Изучение свойств арифметических действий сложения и вычитания на уроках математики в 4 классе

УДК 373.3

Ерёма Галина Сергеевна

студентка 3 курса педагогического факультета дневной формы обучения

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Изучение свойств арифметических действий сложения и вычитания на уроках математики в 4 классе

В содержании учебного предмета «Математика» на I ступени общего среднего образования выделяются следующие основные линии: арифметический материал; величины и их измерение; геометрический материал; алгебраический материал.

Ведущая роль в обучении математике отводится арифметическому материалу. Арифметический материал изучается концентрически: однозначные числа, двузначные числа до 20, числа от 21 до 100, трехзначные числа, многозначные числа от 1000 до 1 000 000. Переход к новому концентру сопровождается не только расширением множества изученных чисел, но и систематизацией знаний, введением новых понятий и способов действий в деятельность обучающихся.

Арифметический материал начального математического образования включает в себя изучение следующих тем: натуральные числа и нуль, арифметические действия над ними. У обучающихся формируются представления о натуральном числе как результате счета и измерения величин, об образовании, последовательности, чтении, записи чисел, их разрядном составе, о сравнении чисел, об арифметических действиях над ними (сложение, вычитание, умножение, деление), о свойствах арифметических действий (переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения и умножения, распределительное свойство умножения), а также основанные на этих представлениях вычислительные умения и навыки [1, с. 4].

Как мы видим из вышенаписанного, изучение действий сложения и вычитания – важный этап обучения математике. Можно сказать, что они являются основой. Через них вводятся следующие арифметические действия: умножение, деление. Таким образом, на знания свойств сложения и вычитания опирается значительная часть курса школьной математики и не только. Кроме того, полученные при этом знания активно используются в повседневной жизни для решения таких бытовых задач как поход в магазин, планирование бюджета, распределение времени и многих других.

Надо заметить, что с развитием научно-технического прогресса темп жизни людей ускорился, а также появился запрос на квалифицированных и образованных работников, способных справиться с техникой. Кроме того, знание свойств арифметических действий и умение ими пользоваться позволяют найти наиболее рациональный способ решения, предотвратить совершение вычислительной ошибки и, значит, сэкономить время.

К 4 классу учащиеся должны усвоить следующие темы: «Трехзначные числа: образование, последовательность, чтение, запись. Разрядный состав трехзначных чисел. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Устное и письменное сложение и вычитание трехзначных чисел» [1, c. 6].

Непосредственно в 4 классе изучаются такие темы: «Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел, основанные на знании последовательности чисел и их разрядного состава, на табличных и внетабличных вычислениях в пределах 100. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Решение уравнений с многозначными числами на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Письменное сложение и вычитание числовых значений длины, массы, времени» » [1].

В рамках изучения раздела «Многозначные числа от 1000 до 1 000 000» рассматриваются такие темы, как «Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000» и «Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000». Устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел основаны на сложении и вычитании чисел в пределах 100. Так, пример 290 000-140 000 приобретает вид:

29 дес. тыс.-14 дес. тыс. = 15дес. тыс. =150 000 [2, c. 38].

В разделе «Сложение и вычитание» рассматриваются письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Сначала идут случаи сложения и вычитания без перехода через десяток, следом – письменное сложение и вычитание с переходом через десяток.

В 4 классе также изучаются письменное сложение и вычитание числовых значений величин. Отдельно рассматривается сложение и вычитание числовых значений времени. Это связано с шестидесятеричной системой счисления. При сложении и вычитании числовых значений величины время отдельно рассматривается случаи сложения и вычитания в «00» минут [3, c. 89].

При проведении педагогического эксперимента была составлена система заданий, направленных на совершенствование у четвероклассников навыков сложения и вычитания. В ходе эксперимента была проведена следующая самостоятельная работа:

Вариант 1.

Вычисли:

432 677+167 376+25 709

Запиши вычисления в столбик:

26 637+176                                12 765-2937

34 600+2548                              63 240-59 754

  1. Найди неизвестный компонент.

53000-x=800                y+18 523=69 600

Вариант 2,

1.Вычисли:

432 677+167 376+25 709

Запиши вычисления в столбик:

13 789+645                                94 182-7643

47 300+1948                              84 560-35 284

  1. Найди неизвестный компонент:

37 000-x=600                 z-13 860=4 759

Выполняя эти задания, учащиеся допустили ошибки при выполнении письменного сложения, обусловленные забыванием единиц того или иного разряда, которые надо было запомнить, при вычитании – единиц, которые занимали, были ошибки при списывании условия. У части учащихся возникли трудности при решении уравнений из-за непрочных знаний взаимосвязи компонентов и результатов действий.

В ходе эксперимента в экспериментальной группе на протяжении недели во время уроков математики 10-15 минут уделялось работе, направленной на предотвращение допущенных ошибок.

По истечении недели была проведена ещё одна самостоятельная работа, состоящая из заданий аналогичных тем, что были в первый раз. Её результаты таковы: Мэ=5,9. Мк=5,7, среднее время экспериментальной группы – 6,7, контрольной – 7,1.

Таким образом, правильность решения в экспериментальной группе возросла на 0,25, что составляет 4,1 %. Что касается скорости выполнения заданий в экспериментальной группе, то она возросла на 0.9 минуты, а это 11,8 % от первоначального результата. В контрольной группе изменения незначительны: правильность возросла на 0,9, т. е. на 1,5 %, а скорость осталась почти неизменной: возросла на 1,4 %.

По результатам проведённого эксперимента можно сказать, что составленная нами серия заданий способствует формированию у учащихся необходимых навыков по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

 

Библиографический список

  1. Учебная программа по учебному предмету «Математика» для IV класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]: Постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 27 июль 2017., №90 // Национальный образовательный Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2020/07/up-matematika-4kl-rus/docx. – Дата доступа: 01.02.2023.
  2. Муравьёва,Г.Л. Математика : учеб. пособие для 3 класса учрежд. общ. средн. образ-я с русск. яз. обуч-я: в 2 ч. / Г. Л. Муравьёва, М. А. Урбан. – Минск : Национальный институт образования, 2021. – Ч. 2. – 141 с.
  3. Муравьёва,Г.Л. Математика : учеб. пособие для 4 класса учрежд. общ. средн. образ-я с русск. яз. обуч-я: в 2 ч. / Г. Л. Муравьёва, М. А. Урбан. – Минск : Национальный институт образования, 2022. – Ч. 1. – 141 с.
Запись опубликована в рубрике Современные подходы в преподавании естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *