Коган Анастасия Александровна, Возможности формированияинтереса к самостоятельному изучению произведений на уроках литературного чтения на I ступени общего среднего образования

УДК 373.31

Коган Анастасия Александровна,

студентка 5 курса педагогического факультета заочной формы обучения

УО«Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. Н. Лапковская, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Возможности формированияинтереса к самостоятельному изучению произведений на уроках литературного чтения на I ступени общего среднего образования

 

Научить ребенка читать – этазадача осуществляется на протяжении всего обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.

В работе с обучающимися могут использоваться различные методы, помогающие сформировать в ребенке навыки читательской самостоятельности. Согласно программе школьного образования в начальных классах, учащиеся на первой ступени общего образования должны уметь выполнять следующие пункты:

– ориентироваться в группе книг (2–4 произведения) до чтения;

– определять тему чтения по выставке книг;

– выбирать необходимую книгу по заданным признакам: по теме урока внеклассного чтения, по жанру и авторской принадлежности (из экспозиции книжной выставки);

– рассматривать новую книгу, определять её содержание по внешним приметам (названию и иллюстрациям);

– воспроизводить содержание самостоятельно прочитанной книги или небольшого произведения из детской книги по вопросам учителя; отвечать на вопрос, о ком или о чем читали; узнавать знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях книги, раскрывать содержание иллюстраций; высказывать оценочные суждения о поведении и поступках героев; высказываться на тему «Чем и почему интересно данное произведение?»;

– осваивать связи: книга – тема, книга – автор, книга – жанр;

– рассматривать и читать детские журналы и газеты;

– осваивать приемы чтения детского журнала и газеты;

– знакомиться со школьными словарями (толковым и переводным русско-белорусским);

– осваивать способы действия с переводным (русско-белорусским) и толковым словарями[1].

Чтобы оказать помощь учащимся в формировании читательской самостоятельности и, таким образом, решить поставленные Министерством образования задачи, учителя главное место отводят урокам внеклассного чтения. Однако, по мнению О. Джежелей[2, 3], анализ учебно-воспитательного процесса свидетельствует, что уровень проведения этих уроков не всегда отвечает современным требованиям. Часто основное внимание уделяется решению заданий, характерных для уроков классного чтения: большая часть времени отводится формированию таких качеств чтения, как скорость, правильность, выразительность. На уроках нередко доминирует вербализм, лишняя логизация во время изучения произведений. Применение приемов работы с книгой, ориентирование в книжном кругу осуществляется бессистемно, поверхностно.

Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги. Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков должна быть разнообразной и не подчиняться какой-либо схеме. Каждый урок – творчество учителя и учащихся, и чем больше разнообразия, чем больше живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач.

  1. Должен проводиться учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.
  2. Постоянная организация рекомендаций новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.
  3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.
  4. Должны иметь место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»
  5. На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.
  6. Словарная работа, как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить.
  7. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанной книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги.
  8. Беседа на уроках внеклассного чтения, как уже говорилось, используется, но не так развернуто, как обычно на уроках литературного чтения. Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендация новых: элементы беседы помогают выделить главное в прочитанном произведении, выяснить последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи[4].

Для развития читательской самостоятельности, по мнению Н. Н. Светловской, могут быть использованы следующие приёмы и технологии[5]:

Приём «Создание викторины».

После прочтения произведения дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Приём «Раскадровка».

При чтении рассказа, сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение происходящих событий. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета.

Технология «Дерево познания».

Т. С. Пичерол, делясь своим опытом развития читательской самостоятельности младших школьников, рекомендует с целью привития любви к чтению, предлагать ученикам помочь «распуститься дереву познания». Для этого, автор предлагает использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево, где цветы – это лепестки, на которых написано название книг (сказки), которые дети прочитали дома.

Технология «Цветопись».

Приемы психорисунка дают возможность воплотить понимание абстрактных понятий через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Такой прием направлен на углубление понимания обучающимися текста прочитанного и на развитие интереса к чтению.

Технология «Экранизация».

С большим удовольствием и интересом дети занимаются экранизацией, т.е. составлением диафильмов – это работа, сочетающая в себе рисунок с текстом. Она требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией желательно вместе с педагогом определять кадры, подбирать подписи к ним, иногда и музыкальное сопровождение.

Технология «Литературные игры».

Это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Они являются занимательными, оживленными и даже веселыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.

Технология «Уголки».

Эту методику можно использовать на занятиях при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце занятия делается совместный вывод.

Технология «Драматизация».

Обучающиеся делают приготовления к театрализованной постановке и представляют его на публику, под режиссурой одного из учеников или учителя. Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и работают вместе с одноклассниками, чтобы представить драматизацию. Они контролируют свои действия и эмоции, с выражением рассказывают и пластично изображают своих героев и их чувства.

Еще одним способом развития читательской самостоятельности учащихся начальных классов может стать творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, а также собственное сочинение сказок и историй[6]. Данные задания способствуют развитию детского литературного творчества, приобщению к литературе, а это способствуют развитию навыков читательской самостоятельности, т.к. у ученика, который может сочинить, появляется необходимость записать придуманное, а затем и прочитать произведения других авторов.

Таким образом, для развития читательской самостоятельности младших школьников на занятиях внеклассного чтения наиболее оптимальными технологиями и приемами будут выступать: составление диафильмов; специальные упражнения, направленные на развитие читательской самостоятельности; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры.

Библиографический список

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
  2. Джежелей, О. В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 класс: Программа для общеобразовательных учреждений / О. В. Джежелей. – М. : Дрофа, 2010. – 64 с.
  3. Джежелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников / О. В. Джежелей // Начальная школа. – 1989. – №  – С. 33–38.
  4. Григорьев, Д. Внеурочная деятельность школьников / Д. Григорьев // Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  5. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е.Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– № 7. – С. 86–90.
  6. Учебная программа по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для начальных классов учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2020/07/up_Rus_lit_II_kl_bel.docx. – Дата доступа: 26.03.2023 г.
Запись опубликована в рубрике Современные подходы в преподавании лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *