УДК 378.146
студент 1 курса филологического факультета дневной формы обучения
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель –Е. А. Прокопчук, старший преподаватель кафедры английской филологии ГрГУ им. Янки Купалы
К вопросу об использовании технологии «языковой портфель» в обучении иностранным языкам
Система языкового образования – это объединение определённых социальных институтов, целью которых является обучение подрастающего поколения иностранным языкам. Качественное языковое образование характеризуется комплексным подходом к учебному процессу, наличием единого учебного плана и применением языковых методик и технологий [2, с. 228].
Технология– это система научной и/или практически обоснованной деятельности, которую человек использует для изменения окружающей среды и создания материальных или духовных ценностей. Технологический подход предполагает точное инструментальное управление процессом обучения и достижения целей.Этот подход служит интенсивным выражением достигнутого уровня развития, внедрения научных результатов в практику и важным показателем высокого профессионализма деятельности. Также он открывает новые возможности для концептуального и проектного развития различных областей и аспектов образования, педагогики и социальной работы.
Одной из популярных технологий педагогических измерений является технология «языковой портфель».
В отечественной науке существует несколько определений данной технологии. М. Н. Бурмистрова и Е. В. Полякова понимают языковой портфель как «совокупность работ обучающегося, в которой отражается его прогресс в знаниях и формируемых профессиональных компетенциях через оценивание результатов образовательной деятельности» [1, с. 464].
Н. Д. Гальскова и З. Н. Никитенко подчеркивают, что «языковой портфель – это документ, отражающий достижения обучающихся в овладении изучаемым иностранным языком» [3, с. 240].
Н. Ф. Коряковцева под языковым портфелем понимает «рабочие материалы, отражающие результаты овладения обучающимися изучаемым иностранным языком, его различными аспектами, видами речевой деятельности и культурой страны изучаемого языка» [5, с. 173].
Таким образом, языковой портфель – это педагогическая технология, которая позволяет обучающемуся увидеть и проанализировать результаты работы в социальной, творческой и коммуникативной деятельностях.
Задачами языкового портфеля являются определение уровня знаний и языковых способностей у обучающихся, их опыта в межкультурном взаимодействии и общении; составление плана дальнейшего изучения иностранного языка.
Языковой портфель выполняет несколько функций. Во-первых, данная технология является средством формирования познавательной самостоятельности обучающихся, так как языковой портфель даёт возможность выявить наиболее эффективные приёмы самостоятельной работы в ходе решения определенных учебных задач. Во-вторых, она является средством организации обратной связи и проектирования индивидуального образовательного маршрута в изучении иностранного языка, так как языковой портфель дает возможность проследить динамику формирования иноязычной коммуникативной компетенции и определить результаты обучения. В-третьих, данная технология может быть средством повышения личностной ответственности за результаты обучения, так как языковой портфель дает возможность увидеть, что успешное овладение иностранным языком зависит от усилий обучающихся [6, с. 326].
К структурным компонентам языкового портфеля относят языковой паспорт, который содержит информацию об обучающемся, приобретенных им языковых навыках, опыте межкультурных общений. Языковая биография, которая определяет успехи и достижения во владении иностранными языками, позволяет проследить динамику формирования и развития знаний. Данный раздел заполняется в процессе обучения. В конце каждой темы обучающиеся проводят рефлексию, отмечают языковые и речевые умения и навыки, которые у них уже сформировались и которые ещё предстоит сформировать. Языковая биография позволяет ученикам работать самостоятельно и определяет роль преподавателя как консультанта. Языковое досье показывает сформированность знаний, умений и навыков [2, с.80].
Исходя из содержания, языковой портфель можно применять при изучении любой темы. Комбинирование языковых портфелей позволяет обучающимся как можно лучше усвоить материал и увидеть прогресс в обучении.
Работа с языковым портфелем делится на два этапа. На первом этапе изучения иностранного языка ученики определяют уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и владения иностранным языком. На втором этапе происходит знакомство с тем материалом, теми навыками и умениями, над которыми они будут работать самостоятельно [4, с. 119].
По мнению разработчиков языкового портфеля, данная технология позволяет обучающемуся «заглянуть в себя» и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка и культуры, раскрыть и показать реальные результаты и личностные продукты своей коммуникативной и учебной деятельности.Работая с языковым портфелем, можно увидеть промежуточные результаты, достижения в овладении определенными компетенциями. Необходимо отметить, что документы из языкового портфеля могут быть использованными в дальнейшей учебной деятельности.
Таким образом, языковой портфель с одной стороны является инструментом для образования, с другой – методом оценки. Оценка является одним из важнейших аспектов, влияющих на обучение. Она позволяет обучающимся анализировать результаты работы, выявлять свои сильные и слабые стороны.
Библиографический список
- Бурмистрова, М.Н. «Языковой портфель» как средство индивидуализации учебной деятельности студентов языковых факультетов / М. Н. Бурмистрова, Е. В. Полякова // Материалы международной научной конференции «Гуманизация образовательного пространства», Саратов, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=28156990. – Дата доступа: 16.02.2023.
- Виноградова, О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале иностранного языка) : дис. … к.п.н. : 13.00.02 / О. C. Виноградова. – М., 2003. – 329с.
- Гальскова, Н.Д. Российский языковой портфель для начальной школы / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. – М. : Высшая школа, 2003. – 438 с.
- Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний учащихся по иностранным языкам [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-yazykovoy-portfel-sredstvo-otsenki-i-samootsenki-znaniy-uchaschihsya-po-inostrannym-yazykam/viewer. – Дата доступа: 11.03.2023.
- Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки / Н. Ф. Коряковцева. – Н. : Изд-во АРКТИ , 2002. – 179 с.
- Профессионально-языковой портфель как средство реализации профессиональной компоненты в процессе иноязычной подготовки в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:file:///C:/Users/admin/Downloads/avtoreferat_miroshnikovoj_k_p_n.pdf. – Дата доступа: 12.03.2023.